В прошлом году я писал о нашей экспедиции РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА и МИНОБОРОНЫ по поиску на Чукотке самолётов, потерпевших катастрофу на Чукотском этапе Красноярской воздушной трассы (АЛСИБ) в 1942–45 г. г. Поиску каждого борта была посвящена отдельная статья.
В частности, в качестве одной из версий гибели экипажа майора Фёдора Пономаренко DOUGLAS С-47 25 ноября 1943 года рассматривалась диверсия – очевидцы и участники событий подозревали, что в самолёт, ещё до вылета на Чукотку из США, была заложена мина с часовым механизмом. Об этом, например, упоминал в своих дневниках один из участников этих событий - бортрадист Виктор Глазков.
Почитать о поиске самолёта и ходе расследования можно здесь:
Фильм "Алсиб. Хроники воздушной трассы" здесь <--
Спустя полгода после окончания экспедиции версия о заложенной в самолет мине неожиданно получила продолжение - нашлись родственники погибшего в той катастрофе бортинженера Леонида Александровича Дерибина. В Санкт-Петербурге живет сын – Александр Леонидович (полковник в отставке), а в Москве живет дочь – Ольга Леонидовна (педагог, кандидат экономических наук). Со всеми списался, созвонился и отправился в гости к дочери.
В тот момент я, да и все мы поняли, что работу свою делаем не зря. И архивы копаем, в экспедициях месяцами пропадаем, фильмы снимаем и не охладеваем к своему делу даже после выпуска фильмов в «большую жизнь» – все это не зря! Я говорю МЫ, потому что нас много – коллектив нашей редакции, кинокомпании СКАЙФЁСТ, экспедиционный корпус РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА и масса неравнодушных людей, которые нам помогают.
Начну с того, что в семье, а это относится и к самым младшим Дерибиным – внукам и правнукам (причём в том числе живущим и за пределами России), сложился культ своего героического предка – Леонида Александровича Дерибина. Они даже сделали десятиминутный ролик, который вместил историю семьи, для потомков.
В семье бережно хранятся личные вещи Леонида Александровича Дерибина, документы, фотографии, открытки, привезенные им из США. На них индейцы, эскимосы, эпизоды «Золотой лихорадки», виды Аляски и американских городов.
Забавно, что из одного из рейсов он привёз здоровенную коробку шоколада, которая окончательно опустела только в 1956 году. Так вот – эта коробка, из плотного американского картона, сохранилась.
Интересно, что уже после гибели мужа американский «Красный Крест» прислал семье большую банку ветчины, двухкилограммовый пакет с мукой и… детское платье с кофточкой.
Биография у Леонида Дерибина вроде бы, как у многих тогда, – деревенский парень с мечтой о небе. Родился 25.05.1907 г. в деревне Куришевская Вожегодского р-на Вологодской области. Окончил ВТШЛ (Военно-теоретическая школа лётчиков) в 1931 г.
С сентября 1932 г. в ГВФ (Главное управление воздушного флота): авиатехник, начальник аэропорта, инженер НИИ ГВФ, заместитель командира Енисейской авиагруппы, комиссар Красноярского аэроклуба ОАХ (Осоавиахим). С августа 1940 г. – авиатехник Узбекского УГВФ. На фронте: с августа 1942 года – бортмеханик МАГОН (Московская авиагруппа особого назначения). На трассе: с 28.08.1942 г. – воентехник 2 ранга, борттехник 4 ПАП (Перегоночный авиаполк), с 10.03.1943 г. – борттехник 8 ТАП (Транспортный авиаполк).
Но вот мне попадается его заявление, датируемое 1940-м годом, в университет о зачислении студентом на исторический факультет. И оказывается, что человек он был крайне разносторонним, и жил не только мечтами о небе. По словам Ольги Леонидовны, у папы была огромная по тем временам библиотека – не для коллекции, а для знаний. Я вот честно – прямо обрадовался, когда увидел его заявление: история — это ж наше ВСЁ! Еще одно доказательство того, что история – это предмет, делающий из человека гражданина.
Да и семья - в хорошем смысле клан! Я в целом о семье, а не только о Леониде, у которого было три брата. Иван и Александр — во время войны один был танкистом, другой воевал в артиллерии. Самый старший, Зосима Александрович – легендарный судостроитель, начальник ЦКБ-112, главный конструктор подводных лодок проекта 613, 633, 641 (подводные лодки проекта 613 — самая массовая серия подводных лодок ВМФ СССР).
Всё, о чём я написал выше, – это, пожалуй, основной бенефит этой истории. И в следующий фильм эти семейные детали семьи Дерибиных непременно должны попасть. Но всё же давайте вернёмся к странным обстоятельствам гибели экипажа С-47, с учётом обнаруженных обстоятельств.
Итак: «25 ноября 1943 г. произошла катастрофа самолёта С-47, бортовой номер № 223986. Экипаж погиб, похоронен в Якутске. Погибли Майор Пономаренко Фёдор Лукич – командир авиаэскадрильи 8-го ТАП. Воентехник 2-го ранга Дерибин Леонид Александрович – бортмеханик 8-го ТАП. Старшина Попов Иван Васильевич – бортрадист 8-го ТАП. Пассажир Хавронин. Причиной катастрофы явился пожар от короткого замыкания силовой электропроводки в кабине экипажа. Столкновение самолёта с землёй произошло вследствие затруднённых условий пилотирования из-за пожара и дыма в кабине».
Погибший DOUGLAS с бортовым номером 22398 был обнаружен с воздуха через четыре дня после пропажи – 29 ноября 1943 года.
«Мы их долго искали и обнаружили только 18 декабря, и привезли останки в Якутск» - писал супруге Леонида Дерибина командир 8-го транспортного авиаполка Пущинский В. А., который лично принимал участие в поиске и перевозке погибших боевых товарищей.
На похороны мужа Прасковья Васильевна вылетела в Якутск на таком же транспортном С-47. Управлял Дугласом сам командир авиаперегоночной дивизии, легендарный полярный лётчик, герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук. Он же передал ей коробок спичек, найденный у её мужа, и табличку с одного из двигателей Pratt & Whitney разбившегося самолёта (а мы её не обнаружили, посчитав, что она стала добычей оленеводов бригады №6).
По его словам, Леонид Дерибин был обнаружен на месте гибели без головы (голову обнаружили отдельно), но само тело не имело повреждений. Если не считать рук – ладони были повреждены глубокими порезами. По мнению коллег, это были следы попыток что-то оборвать – очевидно после задымления в кабине экипаж боролся за живучесть самолёта. Возможно, причиной повреждений рук как раз и была горящая электропроводка.
Прозвучала и конспирологическая версия: «Причиной возгорания на борту были шашки, заложенные в пилотские кресла». По словам Ольги Леонидовны, и И. П. Мазурук и В. А. Пущинский упорно придерживались диверсионной версии, и она же закрепилась на десятилетия в семейных преданиях.
Об этом же пишет в своих неопубликованных дневниках бортрадист Виктор Глазков: «На место катастрофы выезжал командир 8-го ТАП подполковник Пущинский В. А. на тракторе с санями. Привез три трупа наших товарищей, завернутых в парашюты. Экипаж Бенкунского Г. С., в котором я летал бортрадистом, с Пущинским на борту доставили трупы в Якутск, где и похоронили. Причины взрыва самолёта на месте происшествия не обнаружили. Выдвинули версию, что в Штатах, куда перед этим Пономаренко доставил нашу торговую делегацию, ему подложили мину с часовым механизмом. Взрыв произошел на седьмой день после возвращения из Вашингтона». (Дневники бортрадиста Виктора Глазкова никогда не публиковались и были обнаружены нами в музее чукотского посёлка Эгвекинот во время экспедиции 2022 г.)
Но в официальных документах, во всяком случае, к которым я имел доступ, такие подробности и версии не упомянуты. Даже намёка нет. Это не значит, что их не было – могли не предать огласке такого рода факты по каким-то политическим причинам. Ольга Леонидовна также упомянула еще одну деталь – этим бортом должен был лететь в Союз кто-то из высших дипломатических персон, но в последний момент не полетел – заболел ребенок. По официальному же заключению причиной гибели 25.11.1943 г. транспортного самолёта DOUGLAS С-47 с бортовым номером 22398 была техническая неисправность.
Вот такие интересные подробности выяснились при моём личном знакомстве с Ольгой Леонидовной. На прощание мы подарили жетон, изготовленный из обшивки найденного нами самолёта, на котором разбился её папа: Douglas C-47, №22398, Чукотка, 25.11.1943...
Что касается моего мнения, то я в диверсию не очень верю. С момента возвращения из США прошла целая неделя. Даже если предположить, что мина с часовым механизмом была, то учитывая абсолютно непредсказуемую погоду на Чукотке даже летом, самолёт легко мог простоять в Уэлькале не неделю, а две. И загореться на земле, когда ни экипажа, ни пассажиров на борту могло и не быть. Впрочем, у вас могут быть свои аргументы – высказывайте.
Алексей Никулин
Честь имею!
Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #моя планета #чукотка #рго #холодная война