Найти тему
Русский След

DOUGLAS С-47, разбившийся 25.11.1943 года на Чукотке после возвращения из США, – диверсия или нет?

Вырезка из американской газеты о прибытии экипажа майора Фёдора Пономаренко. Второй справа Л. А. Дерибин
Вырезка из американской газеты о прибытии экипажа майора Фёдора Пономаренко. Второй справа Л. А. Дерибин

В прошлом году я писал о нашей экспедиции РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА и МИНОБОРОНЫ по поиску на Чукотке самолётов, потерпевших катастрофу на Чукотском этапе Красноярской воздушной трассы (АЛСИБ) в 1942–45 г. г. Поиску каждого борта была посвящена отдельная статья.

В частности, в качестве одной из версий гибели экипажа майора Фёдора Пономаренко DOUGLAS С-47 25 ноября 1943 года рассматривалась диверсия – очевидцы и участники событий подозревали, что в самолёт, ещё до вылета на Чукотку из США, была заложена мина с часовым механизмом. Об этом, например, упоминал в своих дневниках один из участников этих событий - бортрадист Виктор Глазков.

Почитать о поиске самолёта и ходе расследования можно здесь:

АЛСИБ. Была ли причиной гибели майора Пономаренко и его экипаж заложенная в самолёт мина с часовым механизмом?
Русский След13 сентября 2022

Фильм "Алсиб. Хроники воздушной трассы" здесь <--

Спустя полгода после окончания экспедиции версия о заложенной в самолет мине неожиданно получила продолжение - нашлись родственники погибшего в той катастрофе бортинженера Леонида Александровича Дерибина. В Санкт-Петербурге живет сын – Александр Леонидович (полковник в отставке), а в Москве живет дочь – Ольга Леонидовна (педагог, кандидат экономических наук). Со всеми списался, созвонился и отправился в гости к дочери.

Дочь Ольга Леонидовна Дерибина со своим сыном
Дочь Ольга Леонидовна Дерибина со своим сыном
Семейство  Дерибиных в Санкт-Петербурге
Семейство Дерибиных в Санкт-Петербурге

В тот момент я, да и все мы поняли, что работу свою делаем не зря. И архивы копаем, в экспедициях месяцами пропадаем, фильмы снимаем и не охладеваем к своему делу даже после выпуска фильмов в «большую жизнь» – все это не зря! Я говорю МЫ, потому что нас много – коллектив нашей редакции, кинокомпании СКАЙФЁСТ, экспедиционный корпус РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА и масса неравнодушных людей, которые нам помогают.

Начну с того, что в семье, а это относится и к самым младшим Дерибиным – внукам и правнукам (причём в том числе живущим и за пределами России), сложился культ своего героического предка – Леонида Александровича Дерибина. Они даже сделали десятиминутный ролик, который вместил историю семьи, для потомков.

Извещение
Извещение
Анкета Л. А. Дерибина
Анкета Л. А. Дерибина

В семье бережно хранятся личные вещи Леонида Александровича Дерибина, документы, фотографии, открытки, привезенные им из США. На них индейцы, эскимосы, эпизоды «Золотой лихорадки», виды Аляски и американских городов.

Одна из открыток, привезённых Л. А. Дерибиным с Аляски
Одна из открыток, привезённых Л. А. Дерибиным с Аляски
Аляска. Слева воентехник 2-го ранга Л. А. Дерибин
Аляска. Слева воентехник 2-го ранга Л. А. Дерибин
 Л. А. Дерибин и американский журналист
Л. А. Дерибин и американский журналист
Леонид Александрович Дерибин с сыном Александром
Леонид Александрович Дерибин с сыном Александром
Сыл Л. А. Дерибина - Александр, курсант военного училища
Сыл Л. А. Дерибина - Александр, курсант военного училища

Забавно, что из одного из рейсов он привёз здоровенную коробку шоколада, которая окончательно опустела только в 1956 году. Так вот – эта коробка, из плотного американского картона, сохранилась.

Коробка с шоколадом, присланная семье от Красного Креста
Коробка с шоколадом, присланная семье от Красного Креста

Интересно, что уже после гибели мужа американский «Красный Крест» прислал семье большую банку ветчины, двухкилограммовый пакет с мукой и… детское платье с кофточкой.

Биография у Леонида Дерибина вроде бы, как у многих тогда, – деревенский парень с мечтой о небе. Родился 25.05.1907 г. в деревне Куришевская Вожегодского р-на Вологодской области. Окончил ВТШЛ (Военно-теоретическая школа лётчиков) в 1931 г.

Л. А. Дерибин
Л. А. Дерибин
Учлёты, Красноярский аэроклуб
Учлёты, Красноярский аэроклуб

С сентября 1932 г. в ГВФ (Главное управление воздушного флота): авиатехник, начальник аэропорта, инженер НИИ ГВФ, заместитель командира Енисейской авиагруппы, комиссар Красноярского аэроклуба ОАХ (Осоавиахим). С августа 1940 г. – авиатехник Узбекского УГВФ. На фронте: с августа 1942 года – бортмеханик МАГОН (Московская авиагруппа особого назначения). На трассе: с 28.08.1942 г. – воентехник 2 ранга, борттехник 4 ПАП (Перегоночный авиаполк), с 10.03.1943 г. – борттехник 8 ТАП (Транспортный авиаполк).

Л. А. Дерибин
Л. А. Дерибин
Л. А. Дерибин
Л. А. Дерибин

Но вот мне попадается его заявление, датируемое 1940-м годом, в университет о зачислении студентом на исторический факультет. И оказывается, что человек он был крайне разносторонним, и жил не только мечтами о небе. По словам Ольги Леонидовны, у папы была огромная по тем временам библиотека – не для коллекции, а для знаний. Я вот честно – прямо обрадовался, когда увидел его заявление: история — это ж наше ВСЁ! Еще одно доказательство того, что история – это предмет, делающий из человека гражданина.

Да и семья - в хорошем смысле клан! Я в целом о семье, а не только о Леониде, у которого было три брата. Иван и Александр — во время войны один был танкистом, другой воевал в артиллерии. Самый старший, Зосима Александрович – легендарный судостроитель, начальник ЦКБ-112, главный конструктор подводных лодок проекта 613, 633, 641 (подводные лодки проекта 613 — самая массовая серия подводных лодок ВМФ СССР).

Всё, о чём я написал выше, – это, пожалуй, основной бенефит этой истории. И в следующий фильм эти семейные детали семьи Дерибиных непременно должны попасть. Но всё же давайте вернёмся к странным обстоятельствам гибели экипажа С-47, с учётом обнаруженных обстоятельств.

Обломки Дугласа С-47, "борта Пономаренко" найденные на Чукотке экспедицией Русского географического общества в июле 2022 года
Обломки Дугласа С-47, "борта Пономаренко" найденные на Чукотке экспедицией Русского географического общества в июле 2022 года

Итак: «25 ноября 1943 г. произошла катастрофа самолёта С-47, бортовой номер № 223986. Экипаж погиб, похоронен в Якутске. Погибли Майор Пономаренко Фёдор Лукич – командир авиаэскадрильи 8-го ТАП. Воентехник 2-го ранга Дерибин Леонид Александрович – бортмеханик 8-го ТАП. Старшина Попов Иван Васильевич – бортрадист 8-го ТАП. Пассажир Хавронин. Причиной катастрофы явился пожар от короткого замыкания силовой электропроводки в кабине экипажа. Столкновение самолёта с землёй произошло вследствие затруднённых условий пилотирования из-за пожара и дыма в кабине».

Погибший DOUGLAS с бортовым номером 22398 был обнаружен с воздуха через четыре дня после пропажи – 29 ноября 1943 года.

«Мы их долго искали и обнаружили только 18 декабря, и привезли останки в Якутск» - писал супруге Леонида Дерибина командир 8-го транспортного авиаполка Пущинский В. А., который лично принимал участие в поиске и перевозке погибших боевых товарищей.

Письмо Пущинского
Письмо Пущинского

На похороны мужа Прасковья Васильевна вылетела в Якутск на таком же транспортном С-47. Управлял Дугласом сам командир авиаперегоночной дивизии, легендарный полярный лётчик, герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук. Он же передал ей коробок спичек, найденный у её мужа, и табличку с одного из двигателей Pratt & Whitney разбившегося самолёта (а мы её не обнаружили, посчитав, что она стала добычей оленеводов бригады №6).

Коробок спичек, найденный поисковой партией 18 декабря 1943 года  при Л. А. Дерибине
Коробок спичек, найденный поисковой партией 18 декабря 1943 года при Л. А. Дерибине
Заводская табличка с одного из двигателей, разбившегося Дугласа, переданная семье И. П. Мазуруком.
Заводская табличка с одного из двигателей, разбившегося Дугласа, переданная семье И. П. Мазуруком.

По его словам, Леонид Дерибин был обнаружен на месте гибели без головы (голову обнаружили отдельно), но само тело не имело повреждений. Если не считать рук – ладони были повреждены глубокими порезами. По мнению коллег, это были следы попыток что-то оборвать – очевидно после задымления в кабине экипаж боролся за живучесть самолёта. Возможно, причиной повреждений рук как раз и была горящая электропроводка.

Прозвучала и конспирологическая версия: «Причиной возгорания на борту были шашки, заложенные в пилотские кресла». По словам Ольги Леонидовны, и И. П. Мазурук и В. А. Пущинский упорно придерживались диверсионной версии, и она же закрепилась на десятилетия в семейных преданиях.

Об этом же пишет в своих неопубликованных дневниках бортрадист Виктор Глазков: «На место катастрофы выезжал командир 8-го ТАП подполковник Пущинский В. А. на тракторе с санями. Привез три трупа наших товарищей, завернутых в парашюты. Экипаж Бенкунского Г. С., в котором я летал бортрадистом, с Пущинским на борту доставили трупы в Якутск, где и похоронили. Причины взрыва самолёта на месте происшествия не обнаружили. Выдвинули версию, что в Штатах, куда перед этим Пономаренко доставил нашу торговую делегацию, ему подложили мину с часовым механизмом. Взрыв произошел на седьмой день после возвращения из Вашингтона». (Дневники бортрадиста Виктора Глазкова никогда не публиковались и были обнаружены нами в музее чукотского посёлка Эгвекинот во время экспедиции 2022 г.)

Но в официальных документах, во всяком случае, к которым я имел доступ, такие подробности и версии не упомянуты. Даже намёка нет. Это не значит, что их не было – могли не предать огласке такого рода факты по каким-то политическим причинам. Ольга Леонидовна также упомянула еще одну деталь – этим бортом должен был лететь в Союз кто-то из высших дипломатических персон, но в последний момент не полетел – заболел ребенок. По официальному же заключению причиной гибели 25.11.1943 г. транспортного самолёта DOUGLAS С-47 с бортовым номером 22398 была техническая неисправность.

Вот такие интересные подробности выяснились при моём личном знакомстве с Ольгой Леонидовной. На прощание мы подарили жетон, изготовленный из обшивки найденного нами самолёта, на котором разбился её папа: Douglas C-47, №22398, Чукотка, 25.11.1943...

-20
Жетон, изготовленный из обгорелой обшивки разбившегося С-47 №22398, переданный семье Алексеем Никулиным и Александром Моревым в феврале 2023 г.
Жетон, изготовленный из обгорелой обшивки разбившегося С-47 №22398, переданный семье Алексеем Никулиным и Александром Моревым в феврале 2023 г.

Что касается моего мнения, то я в диверсию не очень верю. С момента возвращения из США прошла целая неделя. Даже если предположить, что мина с часовым механизмом была, то учитывая абсолютно непредсказуемую погоду на Чукотке даже летом, самолёт легко мог простоять в Уэлькале не неделю, а две. И загореться на земле, когда ни экипажа, ни пассажиров на борту могло и не быть. Впрочем, у вас могут быть свои аргументы – высказывайте.

Русло реки Быстрой. Стела, установленная поисковой партией на месте гибели экипажа С-47 №22398
Русло реки Быстрой. Стела, установленная поисковой партией на месте гибели экипажа С-47 №22398

Алексей Никулин

Честь имею!

Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.

#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #моя планета #чукотка #рго #холодная война