Авиакомпаниям всего мира потребуется более 40 000 новых самолетов в ближайшие 20 лет, чтобы удовлетворить ожидаемый рост спроса, включая замену существующего парка. Это касается и узкофюзеляжных, и широкофюзеляжных, и грузовых лайнеров.
Несмотря на достигнутый прогресс в замене старой техники на более современную и экономичную, сегодня в мире только 25 процентов парка составляют самолеты последнего поколения. Для сравнения, в 2017 году таковых было только 5 процентов, а в 2019-м ― менее 13 процентов.
Airbus и Boeing признают наличие большого количества невыполненных заказов и ссылаются на проблемы в цепочках поставок ― от материалов до компонентов и сборки, а авиакомпании вынуждены ждать заказанные самолеты по нескольку лет.
Вот пять моделей самолетов Airbus с наибольшим отставанием от графика поставок и прогнозами по срокам выполнения всех заказов.
5 место. Airbus A350F
Airbus A350F получил от совета директоров «добро» на запуск в июле 2021 года. Французский производитель создал модель на базе A350-1000 с увеличенной грузоподъемностью ― 90 тонн. Грузовой отсек A350F на 10 процентов больше, чем у Boeing 777F. Таким образом, он аналогичен вместимости лидера рынка Boeing 747-8F.
Планируется, что самолет поступит в эксплуатацию для перевозки грузов в 2025 году.
По состоянию на май 2023 года отставание по графику поставок A350F насчитывает 39 экземпляров.
4 место. Airbus A330neo
Выпущенный в 2014 году Airbus A330neo базируется на A330 в двух вариантах: -800 на базе A330-200 и -900 на базе A330-300.
Самолет A330-800neo имеет дальность полета 15 090 км и вмещает 257 пассажиров.
Airbus A330-900neo способен совершать полеты на 13 330 км и вмещает 287 пассажиров.
Производитель утверждает, что A330neo обеспечивает более низкие эксплуатационные расходы, чем A330, благодаря усовершенствованной технологии крыла и двигателям Rolls-Royce Trent 7000. К тому же он оказывает минимальное вредное воздействие на окружающую среду.
Для авиакомпаний, уже имеющих самолеты A330, A330neo ― это достаточно простая замена. Экипажи, которые в настоящее время летают на A330, могут легко перейти на A330neo всего за полдня обучения.
По состоянию на май 2023 года парк «зависших» на производстве заказанных самолетов семейства A330neo насчитывает 187 единиц.
3 место. Airbus A350
Семейство Airbus A350 состоит из двух основных модификаций: A350-900 и A350-1000. Экономичный как для ближнемагистральных, так и для дальнемагистральных маршрутов, 350-й может вместить до 480 пассажиров эконом-класса. Расход топлива у A350 на 25 процентов ниже по сравнению с самолетами аналогичного размера предыдущих поколений.
Сам планер на 70 процентов состоит из композитов, титана и современных алюминиевых сплавов, что сделало самолет более легким и экономичным с повышенной устойчивостью к коррозии и минимальными расходами на техническое обслуживание.
По состоянию на май 2023 года задержка поставок семейства A350 насчитывает 432 самолета.
2 место. Airbus A220
Семейство Airbus A220 состоит из самолетов A220-100 и A220-300. По утверждению производителя, пассажиры A220 ощущают себя в полете как в салоне широкофюзеляжного лайнера.
Кроме того, по расходу топлива на одно кресло новый A220 на 25 процентов экономичнее по сравнению с моделями предыдущего поколения, а также имеет вдвое меньший уровень шума и выбросов вредных веществ.
A220-100 и A220-300 оснащаются двумя двигателями Pratt & Whitney GTF, специально разработанными для A220. По заверению Airbus, это один из самых эффективных турбовентиляторных двигателей в мире, что ставит самолет в число самых экономичных в своем классе.
По состоянию на май 2023 года парк непоставленных, то есть, просроченных самолетов семейства A220 насчитывает уже 520 экземпляров.
1 место. Airbus A320
Семейство Airbus A320 состоит из самолетов A318, A319, A320 и A321. Сюда входят как самолеты CEO с текущим вариантом двигателей, так и NEO с силовыми установками нового поколения.
Airbus A321 также выпускается в дальнемагистральных конфигурациях LR (long range) и XLR (extra long range).
Сегодня семейство A320 работает на самых разных направлениях по всему миру ― от африканских пустынь до ледяных посадочных площадок в Антарктике.
Лайнеры приспособлены к взлетам-посадкам на коротких городских взлетно-посадочных полосах и к работе в отдаленных высокогорных аэропортах. A320-е используют все категории перевозчиков ― от лоукостеров до авиакомпаний-гигантов.
Последние версии Airbus A320neo отличаются улучшенной аэродинамикой и двигателями последнего поколения.
По состоянию на май 2023 года Airbus задолжал заказчикам рекордные 5 983 самолета линейки A320.
_____________________________
Несмотря на то, что производство лайнера налажено на различных заводах по всему миру, большинству авиакомпаний придется ждать еще несколько лет, пока они увидят свой самолет в небе.