Длинный будет текст и довольно философский.
Как-то меня сильно уже достало всеобщее сочетание полного дурновкусия в одежде с агрессивно-эгоистичной позицией «чо хочу, то и ношу, мне на всех пох, а ты кто такой, иди нах».
Поэтому начитался довольно серьезных авторов, набрал так сказать критическую массу и попробую ей поделиться.
Финский социолог Юкка Гронов в книге «Социология вкуса» пишет: «В классической европейской гуманистической традиции мода всегда считалась противоположностью хорошему вкусу. Человек, слепо следующий прихотям моды, был лишен стиля, в то время как человек стиля - или джентльмен - использовал свою собственную силу суждения».
Перечитайте, пожалуйста, еще раз.
Тут можно еще Иммануила Канта упомянуть. Он считал, что красота должна восприниматься как «бескорыстное удовольствие». На мнение о красоте не должны влиять информация или скрытые мотивы. Зритель не должен чего-то добиваться от объекта или предъявлять к нему требования. Например, роза красивая не потому, что вы что-то о ней знаете или потому, что она модная, или потому что обладание розой дает вам социальный статус или возможность богатства. Роза просто красивая. Потому что вы в состоянии оценить ее красоту, просто увидев ее и оценив. Интуитивно и эмоционально. И хоть это ваша субъективная оценка, вы предполагаете, что другие тоже с ней согласятся. Для Канта универсальность красоты (или универсальность хорошего вкуса в нашей сегодняшней теме поста) предполагает «здравый смысл».
Кстати, латинская максима de gustibus non est disputandum («о вкусах не спорят») у римлян изначально не означала, что субъективный вкус человека не имеет значения для других.
Вот как объясняет Гронов: «Напротив, вопросы вкуса считались самоочевидными, а суждения о вкусе в принципе разделялись всеми. Таким образом, не может быть никакой веской причины спорить о них. Ложное суждение о вкусе было вызвано либо невежеством, либо ошибкой. … суждения вкуса о красоте предметов основывались на чувствах удовольствия или неудовольствия: то, что казалось хорошим, было одновременно правильным и красивым.»
Ему вторит Эдмунд Бёрк в Философском исследовании о происхождении наших идей, утверждая, что когда ошибка исключена, «только дурак не распознает самое превосходное и почтенное.»
Страшный вывод напрашивается после прочтения этого и при взгляде на очень многих людей.
Но мы не имеем права оскорблять и ограничивать.
Но думать - имеем.
Но есть и другие подходы. Согласно которым вкус и стиль не появились сразу, как Афина из головы Зевса, а связаны с историей и культурой. А одежда и ее выбор - это разновидность языка, с помощью которого мы общаемся.
Очевидно же, что все рассказы о мужском классическом костюме, например, всегда связаны с историей Второй Британской империи и становлением капитализма. Что все вспышки стилей одежды 20 века: ориентализм 1900-х, павлинья революция 1960-х, стритстайл конца века - это эволюция либерализма, промышленного производства, направленного на все более массового потребителя.
Или выдающийся французский социолог Пьер Бурдье. Он считал, что вкус - это прежде всего принадлежность к классу. Изысканный вкус французских вин и блюд свидетельствует о принадлежности к элите, а не менее изысканный вкус вьетнамской кухни. - нет. Очень он критиковал и модельеров с авторами послевоенной мужской одежды за то, что скрывают классовое происхождение и интересы своего класса, а создают лишь притворный фасад. То, что у нас потом назвали «понты». А Бурдье говорил более утонченно, что существует лишь законный вкус, то есть вкус правящего класса, тщательно и аккуратно прикрытый оберткой общепризнанного хорошего вкуса.
Проявить хороший вкус - значит приблизиться к элите.
«Любой, кто проявлял хороший вкус, был джентльменом. хороший вкус был показателем принадлежности к хорошему обществу и главным критерием вхождения в него,» - объяснял Гронов. А всем хочется быть в хорошем обществе. «Достойное поведение, одежда и этикет были показателями моральной и эстетической ценности человека и его хорошего вкуса. То, что было сделано со вкусом, было одновременно и приличным, и добродетельным.»
Перечитайте еще раз, пожалуйста.
Сейчас все разговоры про мужскую одежду носят нишевый характер и единственная ниша, где хоть как-то вообще еще задевают респектабельность и вопросы морали, это ниша моей любимой классической мужской одежды. Да и то чаще там идет речь о о мужчине (и его костюме), который желает продемонстрировать свой (предполагаемый) социальный статус хои поллои (чтобы не использовать обидные слова).
То есть речь идет не о выработке и выражении хорошего вкуса для себя как образа собственной жизни и взаимодействия с миром, а наоборот, подражании чужой эстетике и стремлении подавить имитацией поведения правящего класса тех, кого он и так подчиняет. Фу такими быть.
Ну ладно, хватит уже теорий, тем более, что я полагаю, что три четверти не дочитали и до этого абзаца.
Ну а для тех, кто дочитал:
Как развивать хороший вкус
Демократизация и массовое промышленное производство, эволюция потребления разрушили старые правила и ритмы моды. Культурное влияние теперь может распространяться во все стороны, а не течь только сверху вниз. Правящий класс может черпать эстетическое вдохновение у рабочего класса, который может черпать вдохновение у конкретного музыканта или художника. Культурное влияние больше не ограничивается деньгами и родословными; оно может расцвести благодаря заслугам, добродетели и таланту. Мы также живем в разных культурных сообществах, которые могут действовать в соответствии со своими представлениями о вкусе; нам больше не нужно следовать тому, что сочтет хорошим ассистент редактора Vogue.
Модный критик Кэти Хорин писала в Нью_Йорк Таймс в 2015 году о «вселенной посттренда», где «нет какой-то одной тенденции, которая требовала бы нашего внимания, а тем более нашей преданности, поскольку нам доступно так много вариантов одновременно».
Парадокс современного общества в том, что люди с одной стороны практически свободны в самовыражении, но в то же время должны формировать свою культурную идентичность буквально на каждом шагу. А как ее формировать?
Да одеждой же. То есть, выражаясь красиво, с помощью принятия ряда потребительских решений. Хотим мы или нет, но мы транслируем свою идентичность с помощью товаров и практик, которыми обладаем и которые демонстрируем.
И тут возникает сложность.
Вариантов выбора столько, что люди испытывают беспокойство (ну те, кто способен). «Правильно ли я оделся на работу?» «Что мне надеть на эту летнюю свадьбу в средневековой итальянской конюшне?» «Отражает ли моя одежда то, кто я есть на самом деле?»
Это очень хорошие и правильные опросы.
И для ответов на них крайне важен именно вкус.
А его нужно развивать.
И вот как, например:
Начните с эстетики.
Сто лет назад хороший вкус (законный вкус, как писал Бурдьё) был вкусом правящего класса. Сейчас не надо никому подражать. Все правила цветов, сочетаний, силуэтов, пропорций и тп должны быть подчинены той эстетике, которую вы считаете подходящей для себя и которую сами создаете.
Разговоры о том, сочетается ли синий костюм с черными ботинками и правильно ли сидит драный свитер на джентльмене в ложе Большого театра в современном культурно открытом мире не могут быть корректными без понимания эстетики и ее сочетания с универсальными правилами.
Поэтому-то те мужчины, которые предпочитают классическую одежду с ее очень высокоуровневой проверенной эстетикой и прагматизмом, так пытаются перенести ее в иную эстетику, например, рабочей или спортивной одежды. Нарываясь нередко на агрессию хои поллои.
Так что на пути к хорошему вкусу начинать нужно с собственной эстетики, ее осознания, понимания и формирования желания ей следовать.
Думайте о стиле, моде и выборе одежды как о языке
Американский лингвист Ноам Хомский привел фразу «бесцветные зеленые идеи яростно спят» как пример грамматически правильного, но бессмысленного предложения. Язык - не просто грамматическая конструкция. Он должен нести смысл и передавать его от человека к человеку.
Так и со стилем одежды. Вы не просто собрали вместе разные элементы. Вы подготовили послание тем, кто на вас будет смотреть. И люди должны его прочесть и правильно понять. Помните об этом и всегда спрашивайте себя, что увидят, подумают и поймут люди, взглянув на вас в этой одежде.
Развивайте свой словарный запас
Смотрите фильмы, смотрите на искусство, читайте книги, слушайте музыку, интересуйтесь субкультурами разных эпох.
Не только потому, что принципы, определяющие хорошее искусство, могут быть использованы для создания хороших нарядов. Но и потому, что мода и стиль - это отражение культуры.
Одежда несет те послания, которые мы используем для передачи своей индивидуальности, истинной или желаемой.
А изучение культуры расширит ваш «словарный запас» для этих посланий.
В случае, например, с мужским классическим стилем, нужно рассматривать как одевались голливудские звезды, европейские промышленники, американские интеллектуалы и представители Old Money с 1930-х по 1980-е годы. Посколько именно они окончательно определили этот стиль.
И вовсе не обязательно копировать Кэри Гранта в фильме «К северу через северо-запад». Но знание основ контура, удерживание в голове его представителей поможет выразить этот стиль сегодня современными естественными способами.
Мыслите комплексно
Это сложно. Тут надо суметь не врать самому себе и быть правдивым в отношении того, как ваша одежда будет взаимодействовать с вашей внешностью и образом жизни. Следовать стереотипам проще всего и именно об этом мечтают в отделах маркетинга крупных продавцов и производителей. Но не стоит сразу покупаться на рекламу.
Когда дело доходит до индивидуального стиля, нельзя просто скопировать чей-то гардероб, как нельзя просто скопировать чью-то манеру говорить.
Обратите внимание на то, как некоторые люди умеют говорить так, чтобы нам хотелось их не только слушать, но и слушаться или у них учиться. Так и с вашей одеждой: расширяйте свой кругозор, но используйте язык одежды так, чтобы он был естественным для вас и привлекательным для других.
Полагайтесь на людей и магазины
Наверное, у каждого из нас есть люди, у которых мы можем попросить совет или помощь в конкретной ситуации. Проверенные надежные эксперты.
Тут то же самое. Но.
Стало труднее.
Как пишут исследователи, за последние полвека все сильно изменилось. Раньше можно было прийти в Brooks Brothers или в J.Press и одеться в стиле Лиги Плюща, приехать на Джермин стрит и полностью одеться в неоэдвардианском классическом стиле денди. Можно было просто прийти в магазин со своей точкой зрения и обсудить ее с продавцами (или портными/сапожниками), которые с хорошим экспертным уровнем и объективно помогут сделать лучший выбор и отговорить от глупостей.
Сейчас все не так. Джинсы теперь покупают у продавцов джинсов, носки у производителей носков, а рубашки поло у компаний, купивших франшизу у продавцов рубашек-поло. И все эти люди не знают друг о друге (и о стилях одежды) ничего, потому что возглавляют их сделавшие карьеру руководители отделов рекламы, а продавцы будут не говорить с вами, а повторять заученный маркетинговый код, написанный для них руководителем отдела маркетинга, который мечтает подсидеть бывшего руководителя отдела рекламы, пересевшего в более мягкое кресло на два этажа выше.
Поэтому ищите людей, которые разбираются в пиджаках, рубашках, свитерах, часах или сумках, и магазины, которым важны не только продажи, но и репутация. И советуйтесь с ними.
Экспериментируйте
Если вы в конечном итоге хотите знать, подойдут ли к этому деловому костюму розовые мокасины с блестками или как сочетаются карго-шорты с полковым галстуком, то вы можете, конечно, сколь угодно долго читать пейджер… ой, инстаграм, но поймете вы это лишь после того, как купите вещь и убедитесь сами.
Да, это долгий путь и он полон ошибок и разочарований. Но все мы помним дао самурая.
Именно экспериментируя можно усовершенствовать свой вкус и с каждым разом делать все более и более удачные покупки. Тем более, что для учеником самураев есть руководства и о том, как составить гардероб, позволяющий экспериментировать и свести потери к минимуму.
Ну и хватит
Так как все равно до конца никто не дочитал, то в качестве компенсации вам котик. Его все увидят и поставят лайк
Те, кто не умеет высказать свое несогласие, не оскорбив других, кто свое мнение ограничивает словами «бред», «херня» и подобным же жлобством, высказывать его, свое мнение не будут.
Оставьте, пожалуйста, ваше недовольство прочитанным или мной при себе. Мне об этом знать не обязательно.