В 2015 году, при создании парка Патриот, на авиабазу Кубинка прибыл редчайший образец авиационной техники позднего СССР. С базы хранения в Липецке, самолётом Ан-22ВТА был перебазирован один из двух имеющихся в России самолётов постановщиков помех Су-24МП. Этот самолет мало известен в нашей стране, а большая часть его оборудования до сих пор находится под грифом "секретно". История несостоявшегося самолёта РЭБ на базе Су-24М очень интересна. Сразу после появления модернизированоого Су-24, в ОКБ Сухого начались работы по созданию постановщика помех на его базе, для замены стремительно устаревающего парка самолётов РЭБ Як-28ПП, и частично Ту-16П. Новый носитель позволял нести большой спектр станций постановки помех, при этом имея значительно более высокие ЛТХ. Для перспективного самолёта постановщика-помех был разработан комплекс Ландыш, в который входили станции активных помех "Фасоль" и "Мимоза", а также другое РЭБовское оборудование. Все данные комплекса засекречены до сих пор. Основной задачей комплекса являлась борьба и подавление с РЛС ЗРК стран НАТО. Первый опытный Су-24МП взлетел в 1979 году. Первые два самолета, внешне значительно отличавшихся от обычных Су-24М наличием антенн за кабиной и под носовой частью были направлены в Липецкий ЦБ и РЛС. На них отрабатываося комплекс "Ландыш", который имел массу детских болезней. Всего было выпущено десять постанрвщиков помех. 8 серийных машин поступили на авиабазу Чортков на Украине. Там базировался 118-й отдельный Авиационный полк РЭП на самолётах Як-28ПП. Начало эксплуатации Су-24МП было очень сложным. Станции постановки помех практически в каждом полёте выдавали отказы и новые самолёты постоянно дорабатывались представителями ОКБ Сухого и завода изготовителя. Скорее всего, спустя несколько лет комплекс РЭБ удалось бы привести к нормальной эксплуатации, но наступил 1991 год. СССР распался и все 8 строевых Су-24МП достались Украине. В России было принято решение о "ненужности" самолётов такого класса, что потом нам сильно аукнулось в большинстве конфликтов, в том числе и во время идущей сейчас СВО. Два предсерийных Fencer-E, а именно такое обозначение получили эти машины в НАТО, быстро оказались на базе хранения в Липецке и провели там более 20 лет. Сейчас один из этих редчайших самолётов можно увидеть в секторе ВКС парка Патриот.
Уникальный экспонат в парке Патриот! Один из двух Су-24МП в России!
13 октября 202313 окт 2023
112
1 мин