Найти тему

Так ли просто "поженить" бетононасос с шасси или как работают малые производители спецтехники

Давненько я не рассказывал о своих поездках на машиностроительные предприятия. За более чем четверть века работы в отраслевых СМИ мне довелось совершить вояжи на сотню с лишним производств – больших и малых, в России и за рубежом (от Великобритании до Китая), так что удивить меня чем-то сложно, однако всякий раз нахожу для себя что-то интересное.

Не так давно я посетил предприятие "ПРОСТРОЙТЕХ" (ПСТ) в подмосковном Домодедово, которое занимается изготовлением автобетононасосов, точнее установкой бетононасосного оборудования на шасси. Кажется пустяк – купил готовое шасси, готовую надстройку, "поженил" их и все готово. Однако на деле не все так плоско и просто.

ПСТ – молодой производитель: первые машины из ворот предприятия вышли в 2020 году. Специализация определилась сразу: бетононасосное оборудование – Zoomlion, шасси – Scania. Выбор шведской марки в качестве базового шасси был неслучаен – ПСТ разместилась на площадях техцентра "Скан-Юго-Восток", а Zoomlion – одна из немногих китайских компаний, поставляющих в Россию бетононасосы. За пару лет ПСТ удалось занять существенную долю рынка автобетононасосов.

Бетононасосное оборудование в ожидании установки на шасси
Бетононасосное оборудование в ожидании установки на шасси

Для справки. На пике строительного бума, в нулевых, объем российского рынка автобетононасосов достигал 700 единиц в год. Это был, преимущественно, импорт новой и бэушной техники, а также отечественное производство (увы, в гораздо меньшей степени). После 2014 года рынок катастрофически рухнул (примерно в 20 раз) и вторую половину десятилетия держался на уровне 30-40 машин в год. Лишь в 2020-м наметился заметный рост (87ед.).

"Скании" кончились, что дальше?

Самый интересный этап в жизни ПСТ начался в связи с прошлогодними февральскими событиями. Scania в одночасье ушла из России, оставив широкое поле деятельности для импортозамещения. Вот бы где развернуться КАМАЗу и обеспечить отечественных изготовителей спецтехники всеми видами шасси требуемой грузоподъемности с колесной формулой от 4х2 до 10х4 и более. Но не тут-то было, государство загрузило камского автопроизводителя военными заказами по полной программе, плюс, на это наложились проблемы с замещением "недружественных" комплектующих для КАМАЗов.

От сотрудничества с китайскими производителями шасси пришлось отказаться по ряду причин. Основная сложность была в согласовании производственных документов с заводами изготовителями шасси из Китая. Плюс, руководство ПСТ понимало те сложности, с которыми столкнутся их клиенты, а именно: гарантийное и постгарантийное обслуживание, а также обеспечение запасными частями только набирают обороты, что создает дополнительные сложности эксплуатантам. В основном такую дорогую технику приобретают в лизинг, и любой простой автобетононасоса на долгосрочном ремонте приводит к большим финансовым потерям.

В качестве временной меры непродолжительно использовали шасси Isuzu. На них устанавливали бетононасосы со стрелой 24 и 38 м. Этот шаг помог не остановить производство, обеспечить потребности строителей, а также сосредоточится на разработке новых продуктов в переходный период.

Белорусский автопром в помощь

В итоге помогли братья-белорусы. Минский автомобильный завод предоставил три типа серийных шасси: МАЗ-5340 (4х2), МАЗ-6312 (6х4) и МАЗ-6516 (8х4). 2-осное шасси вполне подходило под линейный автобетононасос K7010R и 24-метровый автобетононасос 24Х-4Z, 3-осное – под 38-метровый автобетононасос 38Х-5RZ, а 4-осное – под 43-метровый автобетононасос 43Х-5RZ.

24-метровый автобетононасос 24Х-4Z на шасси МАЗ-5340
24-метровый автобетононасос 24Х-4Z на шасси МАЗ-5340

Эти шасси по своим массогабаритным характеристикам в целом отвечали техническому заданию ПСТ. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. Если раньше Scania предоставляла шасси, уже адаптированные под монтаж бетононасосного оборудования, то МАЗ смог предложить только серийные шасси. Пришлось всё дорабатывать самим, согласовывая каждое изменение с минчанами. Так, на шасси 4х2 и 6х4 перенесли аккумуляторы, ресиверы, бак AdBlue и т.д.

38-метровый автобетононасос 38Х-5RZ на шасси МАЗ-6312
38-метровый автобетононасос 38Х-5RZ на шасси МАЗ-6312

Самая сложная задача предстояла с шасси 8х4, у которого пришлось сдвинуть заднюю тележку вперед на 150 мм. Вся эта рутинная работа по итогу вылилась в получение Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на все модифицированные шасси, с экологическим классом Евро-5.

43-метровый автобетононасос 43Х-5RZ на шасси МАЗ-6516 в процессе застройки
43-метровый автобетононасос 43Х-5RZ на шасси МАЗ-6516 в процессе застройки
Готовый 43-метровый автобетононасос 43Х-5RZ на шасси МАЗ-6516
Готовый 43-метровый автобетононасос 43Х-5RZ на шасси МАЗ-6516

Чтобы заниматься адаптацией базовых шасси ПСТ за короткий срок прошла аккредитацию на Минском автозаводе и стала официальными кузовостроителем. Это была отдельная история: подготовка внушительного объема документации, прохождение процедуры комплаенс, выезд представителей МАЗ на ПСТ для проверки производственных мощностей, оборудования и инструментов, кадрового состава, лишь после этого был заключен договор.

Volat позволил выйти на новую высоту

Однако с помощью Минского автозавода удалось закрыть только часть образовавшихся пробелов в производственной программе ПСТ. На складе уже лежали комплекты бетононасосного оборудования со стрелами вплоть до 63 м, которые изначально планировалось устанавливать на шасси Scania с колесной формулой 10х4, и вопрос – на какое шасси поставить эти надстройки оставался открытым.

И тут снова помогли белорусы, на этот раз – Минский завод колесных тягачей, в основном специализирующийся на производстве спецшасси военного назначения. Правда, с МЗКТ не сразу все сложилось. Предварительное общение с представителем предприятия не принесло результата, был дан отказ в связи с большой загруженностью мощностей. Дальнейший выход напрямую на генерального директора оказался продуктивным.

Самое интересное, МЗКТ предоставил не серийные шасси, а разработал новые, по техническому заданию ПСТ: под 50-метровый автобетононасос 50Х-6RZ – шасси МЗКТ-750003 с колесной формулой 8х4, а под 56-метровый 56X-6RZ и 63-метровый 63Х-7RZ – МЗКТ-750007 (10х4).

Конструктивная особенность 5-осного шасси – пятая ось, которая является поворотной, подъемной (на пневмоподвеске). Сам МЗКТ таких осей не делает, пришлось закупать у турецкого смежника. Оба шасси укомплектованы двигателем Wiechai мощностью 460 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач Fast Gear. Еще важный момент: по просьбе ПСТ, завод согласовал гарантию на свои шасси до двух лет, что является конкурентным преимуществом перед теми же китайскими производителями.

56-метровый автобетононасос 56X-6RZ на шасси МЗКТ-750007
56-метровый автобетононасос 56X-6RZ на шасси МЗКТ-750007

Надо заметить, что одним из основных требований Минского завода колесных тягачей было размещение заказа не менее 20 единиц. Так как проведение испытаний и сертификация шасси требует существенных финансовых вложений, ПСТ привлекла своего партнера – "Скан-Юго-Восток". В результате МЗКТ получил дилера по продажам и техническому обслуживанию, а клиенты ПСТ смогли обслуживать шасси и навесное оборудование в одном месте. К слову, компания "Скан-Юго-Восток" сконцентрировалась теперь не только на автомобилях Volat, но и на МАЗах.

50-метровый автобетононасос 50Х-6RZ на шасси МЗКТ-750003
50-метровый автобетононасос 50Х-6RZ на шасси МЗКТ-750003

В итоге, благодаря сотрудничеству с белорусскими автомобилестроителями, компании ПСТ удалось вывести на рынок полную линейку бетоноподающей техники: автобетононасосы со стрелой от 24 до 63 м и линейный автобетононасос. Эти машины покрывают практически все потребности при строительстве различного вида бетонных конструкций: от частного домостроения с малыми возможностями для маневрирования, до подачи бетона на многоэтажные здания, а также подачи на большие расстояния по горизонтали и в глубину. На сегодняшний день ПСТ произвели и реализовали порядка десяти автобетононасосов на шасси МАЗ. Первые автобетононасосы на шасси Volat изготовлены, на данный момент идет процесс получения ОТТС, ориентировочный срок – октябрь этого года.

Экспозиция ПСТ на выставке CTT Expo 2023
Экспозиция ПСТ на выставке CTT Expo 2023

Первые пять новых моделей ПСТ показала на крупнейшей российской выставке строительной техники CTT Expo 2023. Топовый 63-метровый автобетононасос вообще стал первой произведенной в нашей стране машиной такого класса, раньше аналогичные только импортировали. Кстати, этот автобетононасос стал победителем конкурса "Инновации в строительной технике в России" в номинации "Автобетононасос года".

Как китайцы скупили европейцев вместе с технологиями

Отмечу, что автобетононасосы Zoomlion хорошо известны на российском рынке. Кстати говоря, в 2008 году в состав Zoomlion вошла компания Cifa – один из трех ключевых европейских производителей бетонотранспортного оборудования (замечу, что остальные двое из этой тройки – Putzmeister и Schwing Stetter – тоже давно под китайцами). Получив доступ к современным технологиям, Zoomlion удалось подтянуть технологический уровень до европейского. По информации производителя, автобетононасосы этой марки обеспечивают высокую точность и скорость подачи бетона; имеют систему интеллектуальной самодиагностики (до, во время и после перекачки бетонной смеси); систему демпфирования стрелы, снижающую вибрацию и улучшающую стабильность при работе; централизованную систему смазки; систему автоматической промывки бетоновода; пульт дистанционного управления и прочие фишки. Заявленный срок службы конструкции стрелы составляет 8 лет или 400 тыс. м³ без трещин, что делает его эквивалентным европейскому стандарту. Zoomlion комплектует свои насосы компонентами от ведущих мировых производителей: Bosch Rexroth, Eaton, Parker.

О планах

В ближайших планах ПСТ производство "легального" автобетононасоса, не требующего получения специального разрешения для перемещения по дорогам общего пользования. Уже готов проект АБН с высотой подачи 31 м, который ПСТ планирует показать на выставке CTT Expo 2024. А в ближайшие 2-3 года в планах компании автобетононасос с высотой подачи 73 м.

В этом году ПСТ выходит на объем выпуска 30 автобетононасосов. План на 2024 год – 50 машин. На 2025 год и далее – 80-100 ед. в год, но для этого предстоит построить новые производственные мощности, этой темой компания активно занимается в настоящее время, уже приобретен участок земли промышленного назначения в 1,5 га в Московской области. Ведется активная подготовка к строительству собственного производства.

Правообладателями фотографий в этой статье являются Дзен-канал "Строительная техника и транспорт" и ООО "ПСТ", без письменного разрешения не использовать
Правообладателями фотографий в этой статье являются Дзен-канал "Строительная техника и транспорт" и ООО "ПСТ", без письменного разрешения не использовать

О вызовах. Комментарий производителя

В заключение несколько слов о том, с какими трудностями сталкивается российская машиностроительная отрасль, в том числе ПСТ. В предыдущих публикациях я уже не раз отмечал галопирующий рост импорта китайской строительной техники, и грузовиков, начавшийся в связи с СВО и последовавшими экономическими санкциями со стороны недружественных стран.

Вот как прокомментировали нынешнюю ситуацию в компании ПСТ: "Закон "о параллельном импорте" считаем правильным и своевременным. Благодаря ему, на период "турбулентности" в машиностроительной отрасли, создались условия для удовлетворения необходимого спроса на рынке спецтехники, а мы, российские производители, получили время создать новые продукты, соответствующие всем нормативным актам, которые регулируют производственную деятельность на территории РФ.

Одновременно стоит отметить, что в Китае отсутствуют жесткие стандарты, аналогичные нашим требованиям по ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных средств". Пользуясь этим, производители спецтехники превышают максимальные технически допустимые нагрузки на оси шасси. Например, в Россию завозится автобетононасос с высотой подачи бетонной смеси 56 м на шасси экологического класса China-6 (эквивалент Евро-6), с колесной формулой 8х4, с перегрузом на заднюю тележку шасси в районе 1,5 т. Российскому производителю автобетононасос аналогичной высоты приходится производить на более дорогом 5-осном шасси согласно ранее упомянутому ТР ТС 018/2011, заведомо проигрывая по цене. В противном случае производитель не получит протоколы согласования о применении шасси от завода изготовителя, что с точки зрения безопасности передвижения по дорогам общего пользования абсолютно правильно.

Мы понимаем, что, выдавая ЭПТС на единичное транспортное средство, ввозимое из КНР, орган НАМИ, на который возложили проведение первичных испытаний и выдачу документов, ничего не нарушает, так как закон о параллельном импорте дает им такое право, в целях поддержания стабильного предложения товаров на российском рынке.

Также стоит добавить, что покупатели уже стали сталкиваться с проблемами, ввиду отсутствия гарантии на ввезенный товар, технической и сервисной поддержки со стороны ряда торговых фирм в сегменте бетоноподающей техники.

Думаем, что скажем за всех ведущих игроков в нашем сегменте, на сегодняшний день все трудности преодолены, и с окончанием срока действия закона о параллельном импорте все потребности рынка будут обеспечены. Это подтверждается тем, что помимо успехов нашей компании, китайские гиганты в лице своих российских представительств заканчивают, а по ряду высот уже получили ОТТС на ввозимые полнокомплектные автобетононасосы с экологическим классом Евро-5, оформленные с соблюдением всех требований вышеупомянутого ТР ТС на территории РФ".

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!