1970 год явился для авиаторов Ленинграда годом введения в эксплуатацию грузового самолета Ан-12. Первый тренировочный полет Ан-12Б бортовой номер СССР-12983 состоялся в конце декабря 1969 года. Место командира корабля занял начальник управления Владимир Никитович Горб, а командир корабля Федор Никитович Панкратов занял кресло второго пилота. После выполнения программы тренировочного полета Панкратов получил «добро» на самостоятельные полеты.
К этому времени были подготовлены экипажи, и авиапредприятие начало получать самолеты. Вскоре на линейке перрона появились Ан-12Б с бортовыми номерами 12995, 11103, 11109, 11123…
Первыми командирами Ан-12 в ЛОАО были Ф.Т. Панкратов, А.С. Малько, А.П. Сысоев, Ф.Б. Мусалеев, Ю.Н. Удалов, В.И. Кулагин, Н.Н. Халепа, Н.Н. Николенко, бортмеханиками – В.Б. Каминский, Н.И. Ильин, В.М. Жучков и др., бортрадистами – Н.М. Косинов, В.П. Галочкин, С.М. Пономарев, И.Е. Репин, штурманами – А.В. Пилсунов, В. Вальдеманов, А.Н. Волчков, бортоператором – Б.Л. Калинин.
Из экипажей Ан-12 была сформирована эскадрилья (командир эскадрильи Анатолий Николаевич Федотов), которая вошла в 3-й ЛО. Командовал 3-м ЛО Н.П. Горин.
Максимального количества в 9 бортов флот Ан-12 ЛОАО достиг в 1983 году и оставался таким вплоть до развала Советского Союза.
Ленинградский отряд был одним из самых крупных в стране, выполнявших грузовые рейсы по расписанию. Полный список регулярных рейсов по союзному расписанию с 1972 по 1991 году приведен в конце статьи в разделе «Справочные материалы». Но не менее большой сегмент составляли полеты вне расписания: по заказу предприятий промышленности, нефтяных промыслов и геологических партий. Например, самолеты Ан-12 ЛОАО обслуживали нефтегазопромыслы Тюмени.
С развалом Советского Союза и распадом советской маршрутной сети, грузовые перевозки несколько лет оставались одним из немногих рентабельных видов деятельности авиакомпаний бывшего Аэрофлота. Но в девяностые годы самолеты Ан-12, выпущенные в 1969-1973 гг. стали вырабатывать свой ресурс.
Последний грузовой рейс Ан-12, бортовой номер RA-11123 был выполнен по маршруту Санкт-Петербург – Бургас – Санкт-Петербург. Это произошло 16 августа 1998 года. Экипаж командира корабля Александра Николаевича Лимана (второй пилот Сергей Юрьевич Михальченко, штурман Анатолий Николаевич Волчков, бортмеханик Юрий Ильич Жабин, бортрадист Игорь Евгеньевич Репин) этим прощальным полетом подвел итог славного труда машин Ан-12 и их экипажей. Кстати, для выполнения этого рейса самолету был продлен эксплуатационный ресурс на 20 часов.
Справочные данные:
Список Ан-12, когда-либо работавших в 67-м ло Ленинградского ОАО:
12983, 12995, 11103, 11105, 11108, 11109, 11118, 11123, 11127, 11527.
Список рейсов Ан-12 ЛОАО по расписанию
Ленинград – Москва (Шереметьево)
Ленинград – Печора – Новый Уренгой
Ленинград – Амдерма – Новый Уренгой
Ленинград – Куйбышев
Ленинград – Омск – Красноярск (Северный)
Ленинград – Пермь – Тюмень – Красноярск (Северный)
Ленинград – Челябинск – Красноярск (Северный)
Ленинград – Пермь – Новосибирск
Ленинград – Минеральные Воды
Ленинград – Запорожье
Ленинград - Одесса
Ленинград – Волгоград – Баку
Ленинград – Киев – Ереван
Ленинград – Ростов на Дону – Ереван
Ленинград – Уфа – Барнаул
Ленинград – Горький – Актюбинск – Ташкент
Ленинград – Омск – Красноярск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток
Ленинград – Свердловск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток
Ленинград – Рига
Ленинград – Уфа – Новосибирск
Ленинград – Пермь – Новосибирск
Ленинград – Новосибирск
Ленинград – Свердловск
Ленинград – Челябинск
Ленинград – Казань
Ленинград – Пермь – Томск
Ленинград – Ростов на Дону
Ленинград – Краснодар
Ленинград – Минск
Ленинград – Минск-2
Ленинград – Харьков
Ленинград – Горький
Ленинград – Салехард
Ленинград – Караганда – Семипалатинск
Предыдущие статьи на тему:
История эксплуатации Ту-124 в Ленинграде
Эксплуатация Ан-24 в Ленинграде
Крылья Советов: эксплуатация Ту-154 в Ленинграде
Канал в Телеграм Всё, что движется от восьми авторов Дзена, пишущих на транспортную тематику.
Спасибо за внимание.