В 1982 году ленинградский аэропорт Пулково был допущен к приему и обслуживанию самолетов типа Ил-86. 15 мая 1982 года самолетом ЦУ МВС начались полеты с пассажирами рейсом 2405/2406 Москва (Шереметьево) — Ленинград. Данный рейс был стыковочным под международный рейс SU643/644 Ленинград — Париж. Оба рейса выполнялись один раз в неделю по субботам.
Вскоре началась подготовка и переучивание на новый широкофюзеляжный самолет и в Ленинградском авиапредприятии. Летный состав проходил переобучение на базе УТО Внуковского авиапредприятия. В числе первых, кто освоил этот тип были: В.А. Боровиков — заместитель начальника Ленинградского управления ГА, В.Н. Граховский — заместитель командира 205-го отряда, Я.Ф. Антохин — инструктор УТО-6, А.Н. Мигалкин, командиры кораблей Ту-154 Э.П. Власов, В.И. Копылов, В.С. Кучеренко.
23 ноября 1983 года в Пулково прибыл первый базовый самолет Ил-86 СССР-86060, на котором спустя неделю, 30 ноября 1983 года выполнен первый пассажирский рейс 8559/8560 в Минеральные Воды экипажем в составе: командир, Заслуженный пилот СССР В.А. Боровиков, второй пилот В.И. Копылов, штурман И.В. Лазарев, бортинженер Л.А. Семенов. До конца года рейсы из Ленинграда в Минеральные Воды выполнялись три раза в неделю, по средам, пятницам и воскресеньям.
9 декабря 1983 года в Ленинград поступает второй базовый Ил-86, СССР-86061.
3 января 1984 года открывается второй рейс ЛОАО на Ил-86 — 8611/8612 Пулково — Симферополь.
2 января 1985 года ленинградцами открывается новый рейс на широкофюзеляжном флагмане Аэрофлота — 8493/8494 Пулково — Новосибирск.
4 апреля 1985 года ленинградскими авиаторами на Ил-86 выполнен первый международный рейсSU609/610 Пулково — Берлин. А 19 июня того же года открылся второй международный рейс SU659/660 Ленинград — Берлин — Афины.
Летом 1985 года ленинградские Ил-86 заменяют Ту-154 на рейсах в Сочи рейсами 8575/8576 и 8583/8584. К этому моменту в Ленинграде работают уже пять Ил-86: 86060, 86061, 86063, 86070 и 86073.
С 1 января 1986 года ленинградские Ил-86 вышли на трассу Ленинград — Киев. Первым рейсом был 8641/8642. А к 1991 году на направлении Ленинград — Киев было уже четыре ежедневных рейса, обслуживаемых самолетами Ил-86.
В 1987 году сдана в эксплуатацию вторая ВПП в свердловском аэропорту Кольцово и тогда же началось обучение уральских авиаторов работе на Ил-86. В этом свердловчанам помогали летчики 205-го авиаотряда, а к 1 января 1988 года — дате начала самостоятельных полетов на типе, — ленинградцы стали предоставлять методом кооперации предприятий и свои Ил-86. Сначала их было два, а к 1991 году уральцы работали одновременно на четырех ленинградских Ил-86. Самолеты подавались из Ленинграда в Свердловск пассажирским рейсом 2943/2944. Первым самостоятельным рейсом авиаторов Урала на широкофюзеляжном флагмане Аэрофлота был рейс 2963/2964 Свердловск — Ташкент. Чуть позже Ил-86 соединил двумя прямыми рейсами столицу Урала с московским аэропортом Домодедово. Под работу в Свердловске 205-й отряд специально получил с завода новый самолет СССР-86092, а также СССР-86051, поступивший в Ленинград из Внуково.
3 января 1988 года Ил-86 Ленинградского ОАО впервые летит на Дальний Восток. Рейсом 8485/8486 открывается трасса Пулково — Новосибирск — Хабаровск. Рейсы выполняются три раза в неделю, по средам, пятницам и воскресеньям.
В 1990 году авиаторы Ленинграда впервые совершили на Ил-86 полет над Атлантическим океаном. Первый рейс SU319/320 в Нью-Йорк с промежуточными посадками в Шенноне и Гандере состоялся 2 августа 1990 года. Его выполнили два экипажа: командиры А.С. Самошин и Ю.Ф. Ефремов, проверяющие А.Е. Быстров, В.Н. Граховский, А.Н. Ефимов, второй пилот В.М. Зубов, штурманы И.В. Лазарев, В.В. Деменков, ботринженеры Г.А. Нагорный, С.А. Майоров, бортрадисты А.Б. Николаев, А.И. Рудзинский. В дальнейшем рейс выполнялся на регулярной основе один раз в неделю по четвергам.
По состоянию на 31 декабря 1991 года в 205-м летном отряде числилось 13 Ил-86, которые выполняли рейсы в семнадцать городов СССР и зарубежья.
Справочные данные:
Список Ил-86, работавших в 205-м отряде Ленинградского ОАО с 1983 по 1991 гг:
86050, 86051, 86060, 86061, 86063, 86070, 86073, 86078, 86092, 86093, 86094, 86106, 86114.
Хронология открытия рейсов ЛОАО на Ил-86 :
Направление/годы работы
Афины через Берлин 1985 -
Берлин 1985 -
Брюссель 1988 -
Киев 1986 -
Лондон 1990 -
Новосибирск 1985 -
Минеральные Воды 1983 -
Нью Йорк через Шеннон, Гандер 1990 -
Париж 1990 -
Сочи 1985 -
Симферополь 1984 -
Сухуми 1988 -
Франкфурт на Майне 1991 -
Хабаровск через Новосибирск 1988 - 1989
Хабаровск через Норильск 1988
Хабаровск через Красноярск 1990 -
Спасибо за внимание!