Всем привет!
Гусеничные трактора были важной техникой для СССР, и несколько заводов активно производили их. Но бывало и такое, что очередной трактор не был лишен недостатков, и несмотря на это, сумел показать себя и с лучших сторон. Яркий тому пример – гусеничный Т-4.
Выпуск нашего героя начался в 1964 г. на Алтайском тракторном заводе. Его конструкция уже стала привычной: неширокие металлические гусеницы, чуть выдвинутый вперед капот и двухместная кабина. Правда, кабина стала угловатой и со «скошенным» ветровым стеклом, и в этом главное внешнее отличие детища сибирских машиностроителей. Под капотом же был установлен дизель мощностью 110 л. с., позволявший трактору тянуть самые разные типы оборудования.
В кабине же тракториста все просто: несколько нужных приборов и рычаги управления. Звукоизоляции не было, зато в холодное время года можно было включить печку.
В 1970 г. Т-4 модернизировался, получив новый мотор мощностью 130 лошадей и примитивную звукоизоляцию в кабине. Модернизированный трактор получил обозначению Т-4А и в том же году полностью вытеснил раннюю версию с конвейера. Но обе версии имели схожий спектр применения. Чаще всего трактор использовался, как водится, для пропашных работ и обработки земли:
Некоторые же машины комплектовались бульдозерным отвалом:
Существовал и трелевочный трактор на базе Т-4:
За годы эксплуатации трактор, как и все его «товарищи» по работе на селе, показал главные достоинства всей советской техники – простоту и неприхотливость, а также возможность устанавливать оборудование от трактора ДТ-75, о котором я писал здесь. Однако не все так радужно. Многие механизаторы сетовали на низкую скорость движения, частые поломки гусениц, перегрев мотора и тряску при движении по мерзлому грунту.
Тем не менее, Т-4А выпускался до 1998 г., и еще десяток лет использовался в сельском хозяйстве, поскольку новой техники в те времена почти не было. Все же недостатки модели давали о себе знать все больше, и сегодня пашущие поля Т-4 в прошлом. Но о модели не забывают: некоторые экземпляры стоят в качестве памятников, один из которых пристроили в отдаленном районе Красноярска:
Самая же интересная судьба у того Т-4, что попал в Музей трактора в Чебоксарах. Он мало того, что хорошо отреставрирован, еще и представлен в разрезе, что позволяет посетителям увидеть устройство гусеничного трактора:
Т-4 – гусеничный трактор, не лишенный недостатков, но отработавший приличный срок и запомнившийся сельчанам. Сегодня эпоха популярности гусеничной техники прошла, но памятники и музейные экземпляры хранят память о ней.
Встречался ли вам такой трактор? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!