Стало известно, что на сегодняшний день все недостатки и проблемы Х-образного двигателя 2В-12-3А для семейства платформы «Армата» исправлены. Улучшенный вариант двигателя презентовали на форуме «Армия-2023». Также в ближайшее время начнется серийное производство новейшего российского танка Т-14. Подробности в материале SFERA Pro Технологии.
Когда и кем разработан
Достоверных данных о том, когда началась разработка принципиально нового агрегата для семейства платформы «Армата», нет. Можно предположить, что это началось в один год с созданием танка Т-14, для которого двигатель и предназначен, то есть в 2009 году.
Разработкой Х-образного, 12-цилиндрового дизельного турбопоршневого двигателя занимались специалисты Челябинского тракторного завода (ЧТЗ).Стоит заметить, что данный силовой агрегат предназначен не только для Т-14, но и для боевой машины БМТ-15 и для бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-16.
При этом, несмотря на пройденные в 2011 году госиспытания, в 2014 году Минобороны направило производителю 2В-12-3А рекламацию по поводу некоторых проблем силовой установки.
Устранение недостатков
«В ходе работы были выявлены недостатки в области расхода топлива и масла, удельной теплоотдачи, небольшой ресурс многорежимных газотурбинных нагнетателей и некоторые другие. Все они были устранены благодаря настойчивости и увлеченности специалистов завода», — поделился исполняющий обязанности гендиректора ЧТЗ Владимир Лебедев с корреспондентами ANNA-News.
Специалисты завода потратили много времени, чтобы довести этот двигатель до ума. В то время как различного рода эксперты клеймили «крайне неудачный двигатель», после того как Т-14 заглох на репетиции Парада Победы в 2015 году. Ибо по глубокому убеждению Россия делать двигатели не умеет. Хотя в тот момент дело было вовсе не в двигателе, а в волнении водителя.
Технические характеристики
О характеристиках 2В-12-3А известно немного. По некоторым данным, крутящий момент мотора превышает 4 тыс. Н*м. Что более чем достаточно для быстрого и маневренного перемещения Т-14, масса которого составляет 48 тонн.
Также двигатель 2В-12-3А является многотопливным, то есть может работать на бензине, керосине или их смесях в любой пропорции.
Сама силовая установка выполнена в виде моноблока — двигатель и трансмиссия являются единым блоком.
Такой двигатель был плох для концепции советских танков. Ведь их преимуществом была простота в эксплуатации и возможность ремонта в поле. Тем не менее концепция моноблочного устройства в случае выхода из строя двигателя упрощает и ускоряет замену моноблока на новый, непосредственно в полевых условиях бригадой всего одной ремонтно-эвакуационной машины. На эти процедуры требуется около получаса. По мере увеличения мощности двигателя к этому пришли бы неизбежно.
Реверсивная трансмиссия
Еще одной особенностью 2В-12-3А является реверсивная трансмиссия, которая имеет 8 передач переднего хода и 8 заднего. Это позволяет экипажу ехать назад без уменьшения обзора, просто включив реверс: развернув к противнику мощную лобовую сторону и не поворачиваясь более уязвимой кормой.
За последние полтора года, по имеющимся сведениям, российские танкисты очень остро ощутили недостаток, связанный с небольшой скоростью заднего хода машин. Подавляющее большинство советских танков после Т-62 не может сдавать назад на скорости больше 4-5 км/ч, и это притом, что Т-62 ездил назад на скорости до 10 км/ч. А новый танк Т-14 «Армата» может передвигаться назад со скоростью примерно 30-40 км/ч благодаря новой трансмиссии.
Переменная мощность
В рамках модернизации двигателя 2В-12-3А удалось не только исправить замечания, но и повысить его ресурс. Отмечается, что это улучшило работу двигателя в режиме повышенной удельной мощности.
Двигатель 2В-12-3А имеет переменную максимальную мощность благодаря многорежимным турбинам, которые подверглись доработке. По сути, новый Х-образный мотор может переходить от полностью атмосферного состояния до состояния турбированного двигателя, из которого выжали всё, что можно. Двигатель имеет переключаемую мощность от 800 л. с. до 1500 л. с. На серийных машинах будет установлена версия двигателя с максимальной мощностью 1800 л. с. Это дает возможность Т-14 беречь ресурс двигателя, когда максимальная мощность не требуется.
По поводу переменной мощности ходило много спекуляций. Например, что двигатель может выдавать лишь 1300 л. с, а не 1500 л. с. То, что система управления мощностью была демонтирована полностью, потому что ее не смогли довести до ума. Так и приписывали эти слова разработчику двигателя — Челябинскому тракторному заводу. Но оказывается, не только смогли довести до ума и двигатель выдает соответствующую самым позитивным оценкам пиковую мощность, но и значительно расширили диапазон этих мощностей. Что с учетом установки на боевые машины с разной максимальной массой открывает еще больше возможностей. То есть двигатель не требует адаптации под конкретную боевую машину. А экипаж уже разберется, кому сколько нужно мощности.
Теперь Т-14 самый мощный танк
А между тем специалистам в сочетании с колоссальной мощностью требовалось обеспечить еще и компактность. По итогу, она получилась больше, чем у любого зарубежного танка при гораздо меньшем весе. Например, самым мощным танком в мире является немецкий «Леопард 2» с мощностью двигателя 1500 л. с.
В итоге, Т-14 оказывается самым мощным танком не только по удельным боевым возможностям, но и по мощности силовой установки. А факт доработки двигателя говорит о том, что Т-14, наконец, может перейти из опытной эксплуатации к полноценному серийному выпуску.
«Среди основных, я бы сказал мощных или прорывных проектов по поставкам Минобороны можем отметить наш новый танк Т-14, о котором уже все в мире говорят, мы запускаем его в серийное производство», — заявил заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков в эфире телеканала «Россия 24».
В настоящее время по заказу «Уралвагонзавода» двигатели 2В-12-3А собираются штучно. Тем не менее на предприятии идет настройка оборудования, и завершается подготовка мощностей к автоматизированному серийному производству.
Вполне возможно, что и современный двигатель 2В-12-3А станет основой целого семейства и займет то же место в истории танкостроения, что и легендарный В-2 в прошлом.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA