Недавно прочитал заметку известного в стране и уважаемого военного корреспондента Александра Сладкова - «Вагон тротила взамен жизни русского солдата».
Сладков, высказывается, что не надо мобилизовать людей в армию, так как это война «мясом». Надо воевать современно - «железом».
По Сладкову - следует наделать массу бомб, ракет, снарядов и забросать ими противника. По его мнению это должно проломить линию фронта.
Проблема этой идеи в том, что для производства «кучи железа», которым предстоит забрасывать противника на фронте, возникает необходимость экономической милитаризации и мобилизации государства. Иначе «кучу железа» никак в ограниченное время не наделать. Уже сейчас руководители, работающего в три смены нашего ВПК, постоянно говорят о наиболее насущной проблеме - адская нехватка кадров. И по сути, в идеи Сладкова кроется подмена мобилизации в армию, мобилизацией в военные промышленность и строительство. По хорошему же такая мобилизация должна быть частью одной общей мобилизации - на войну. При этом кто-то в армию, кто-то на военные заводы или на гражданские производства переводимые на военные.
Много раз размышлял на эту тему, рассуждая о необходимости для России быстрой победы и ведения маневренной войны в нынешней ситуации. Особенно, когда в кругу моего общения появляются вполне умные люди со своей логичной позицией готовые не просто «железом» покидаться, но и «ядерную дубинку» метнуть, двинув ситуацию близко к краю пропасти. Вот так надоели им уже все тусклые вести с практически статичного фронта и война без кардинальных перемен и краев. Не разделяю их мнение, но отношусь к нему уважительно.
Дело в том, что мобилизацию реально ощутили мобилизованные и их родственники, близкие друзья. В остальной части общества некоторые вдохновились, другие понервничали, кому-то вообще все равно. На этом и прошло с течением времени. 300 тысяч для 145 млн человек - это мало. Большая часть людей как жила «в мире и добре», так и живёт. Ничего выходящего за рамки прежнего бытия не случилось. Распространён флегматизм. И это все естественно, так как жизнь идёт своим чередом, если даже где-то рядом идёт война. Так было раньше и так есть сейчас, так всегда, пока война не вторгнется конкретно в жизнь конкретного индивидуума.
Однако, если сейчас начать серьезно милитаризировать экономику, перераспределяя все больше на нужды ВПК, то такие изменения в своей жизни почувствуют уже не только те, кто получил повестку, обязывающую явиться в райвоенкомат под автомат, и их родня.
Складывающаяся ситуация в России в настоящее время очень напоминает 1915 год, когда царское правительство решило начать экономическую мобилизацию, закончившуюся революцией в феврале 1917. Тотальная перекачка ресурсов в ВПК и перестройка всей экономики очень резко отразилась на внутреннней стабильности государства. С течением времени социум отреагировал массой рассерженных «пацифистов» в 1917 году, переформатировавшихся из ура-патриотов 1914 года. Хотя никакой смертности от голода, холода не было и в лохмотьях большая часть населения не ходила. В целом людям жилось гораздо лучше, чем во время последовавшей за революциями Гражданской, не говоря уже о временах Великой Отечественной. При этом опыт ВОВ, указывает на то, что реализовать даже не ту мягкую и ограниченную, проводимую в России во время ПВМ, но и крайнюю милитаризацию государства и его экономики вполне возможно. В этом случае вылезает другая очень существенная проблема - идеология, государственный строй, режим, дисциплина. При чем идеология занимает во всем центральное место.
Пояса народ наш затягивать умеет угрюмо молча и аж дальше всякого предела, но если хорошо понимает ради чего и перспективу - до каких пор. А ещё когда видит в тяготах равенство, пусть и различное для разных социальных групп страны, но когда большинство все же «тянет лямку», хоть каждый и по своему, а не так, когда «одни в возу, а другие - мухи на возу». Сейчас я именно о той самой значительной части пресловутого российского олигархата и так называемой социальной «элитке» и о прослойке «нейтралов» с «голубями мира», которым госрежим позволят быть вне общих интересов государства и народа в период лихолетья, а многим из современной крупной буржуазии ещё и в положении - «кому война, а кому мать родна».
Вот тут-то государству придется начать работать с «широкими массами и слоями», объяснять обществу на каждом углу причину по которой оно должно «сильно потерпеть» и почему «одни везут, а другие едут». А что объяснить, если через полтора года войны ее цели внятно не сформулированы. С пониманием «ради чего» и «до каких пор» возникает существенная проблема.
В пропаганде врага для своего общества на этот счёт все просто и понятно. Мы хотим на Запад, а нас тянут в Русский мир. За то, что мы не хотим в Русский Мир на нас напали. Воюем до границ Незалежной 1991 года и репараций с контрибуциями с «агрессора». В этом победа. Вполне себе вырисовывается картинка «справедливой» войны - противления злу насилия.
В России же с такой простой формулой как-то не выходит. Вместо этого сплошной «туман» и «все сложно». От того проигрываем инфовойну. И как-то сомнительно, что большинство нашего общества согласится за какие-то амфорные «денацификацию» и «демилитаризацию» жить намного хуже, чем есть сейчас. Без четкого понимания того, какие конкретно приобретет страна и ее население выгоды от победы в войне, в чем должна победа состоять, и чего худшего избежит страна в результате войны, большего чем сама война.
Присутствует в идеи Сладкова о «ломании» фронта «железом» вместо «мяса» и чисто военный аспект. Исторические примеры той же Первой мировой о сражениях на Сомме и под Верденом с метанием тучи боеприпасов по противнику с покрытием полей краторами сплошных воронок, указывают на то, что это как-то не привело к кардинальному перелому в ходе войны и «пролому» фронта. Да, в то время общество было другим. В нем отсутствовали такие информационные технологии и потоки, как сейчас, и его гуманитарная основа была гораздо меньше развита. Поэтому не было такого шокового восприятия высоких людских потерь, как сейчас. Да, много «железа» для «ломания» фронта - это очень хорошо. Однако опыт мировых войн, как и лета 2022 года в нынешней войне, когда «высевали» по 60 тысяч в сутки снарядов на врага во время операции по освобождению Луганщины, показывает, что в войне с близко сопоставимым противником подобное ещё не все, нужна и достаточная численность войск, которую необходимо откуда-то брать. Не стоит забывать, что удары «железом» по передку и по тылам врага - это не самоцель, а элемент операции, в которой необходимо сочетание всего друг с другом в нужных пропорциях.
Мысль Сладкова звучит приятно и многим очень понравится, однако подводных камней у этого подхода при его практической реализации выявляется масса и без их учёта вполне можно «дров наломать».
С другой стороны все эти мероприятия, хоть с вариантом быстрой маневренной войны в короткий период, хоть с вариантом долгой войны на «истощение», скорее всего, проводить придется, но хотелось бы для этого создать условия получше. В чем, полагаю, и должна состоять задача верхнего руководства - подготовить страну и ее население всесторонне к тяготам войны, с тем чтобы их легче было переносить, а не просто пытаться отгораживать социум от войны, создавая иллюзии, что она «будет где-то там, а здесь ничего особо не коснётся», а потом вдруг окатывать, как ушатом на голову.