Найти тему

Какие перспективы у акций китайского автопрома?

В результате всех этих санкций и дистанцирования нашего рынка от Запада в России произошло много всего. В частности, наш автомобильный рынок переориентировался на китайских производителей. Доля рынка китайцев составляет уже около 50% продаж всех новых автомобилей в России.

На этом фоне хочу отчасти «тряхнуть стариной», вспомнить свой опыт автомобильного журналиста и поделиться с мыслями по трём вопросам:

1. Какие перспективы у китайских автомобилей в России?

2. Хочу ли я покупать себе автомобиль из поднебесной?

3. Стоит ли покупать акции китайских автопроизводителей?

Какие перспективы у китайцев?

Итак, наш рынок вместо уже привычных Биммеров, Мерсов и Фиников хлынули китайские хунвейбины. Кажется, что всех мастей и видов. Особенно много традиционно любимых в России седанов и внедорожников. Кажется, что выбрать можно на любой кошелёк. НО! С любым кошельком в России уже автомобиль не купишь. И не только иномарку, но и Ладу. Дорого стало за последние несколько лет. Можно долго рассуждать о том, как это несправедливо. А мне кажется, что это осознанная политика: автомобиль должен стать предметом роскоши. И он таковым уже стал: стоимость самой чудо-тележки, страховки, обслуживания, бензина, парковки и прочее, прочее, прочее. Набегает очень ощутимая для семейного бюджета сумма. Со среднестатистическим образом жизни на такси ездить дешевле, а демпинг со стороны каршеринга и общественного транспорта вообще жесткий. Исходя из всего этого, думаю, что через несколько лет собственной новой иномаркой смогут похвастаться только представители зажиточного класса. Назвал несистемно, но вы меня поняли.

Сказанное подкрепляется цифрами. В августе 2023 года продажи новых автомобилей в России были неплохими: чуть более 109000 штук, из них порядка 46% - китайцы. Уровень продаж примерно как в 2016 году, до рекордного 2012 расти ещё почти в 3 раза. До уровня 2018-19 годов ещё процентов 30. Думаю, что при текущих ценах и ассортименте 18-19 годы можно считать эталонными. Может, за пару лет туда дорастем, если ничего не поменяется.

При этом, конкуренты китайцев разбежались, только пятки сверкали. Доля параллельного импорта по найденным мною данным небольшая - не более 10%. Это включая автомобили с пробегом.

Получается, что продажи китайцев в России могут ещё удвоиться. Опять же, если всё будет не хуже, чем сейчас.

Хочу ли я покупать китайский автомобиль?

Эммм🤔 Я сложный «пассажир» в плане выбора автомобиля. У меня есть потребности в трёх рыночных нишах. И, к сожалению, ни одна из них у китайцев не закрыта. Во-первых, городской автомобиль длиной менее 3 (трёх!) метров. Кроме Smart и европейских мототележек на рынке ничего такого вообще нет. Нигде.

Электрические Citroën и Renault есть, но они мало похожи на автомобиль, у китайцев - ноль. Во-вторых, спортивный заднеприводный автомобиль с механической коробкой передач. Тут даже рассуждать смысла нет. В-третьих, семейный дизельный кроссовер. Вот тут можно в качестве альтернативы посмотреть на китайские гибриды. Но меня смущают литий-ионные аккумуляторы и их взаимодействие с влагой. Это, конечно, паранойя, но зато моя!

Есть и ещё некоторые мысли:

- Надёжность под вопросом. И тут, как говорят многие, подождать несколько лет - не вариант. Китайцы слишком часто меняют модели. Статистику проследить будет сложно.

- Обслуживание под вопросом. Некоторые марки, выходя на наш рынок, подписывают краткосрочные дилерские контракты. На случай малого спроса. А что потом?

- Характеристики могут быть не достоверные. К сожалению, в электронике примеров изначально не качественного товара из Китая много. А почему с автомобилями должно быть по-другому?

- Маркетинг непонятен. Названия марок запомнить сложно, про модели я вообще молчу. Европейская логика нейминга нам намного понятнее и привычнее. Может, привыкнем. Но я пока отвергаю их названия.

И так далее, и тому подобное. В общем, я не готов покупать китайский автомобиль.

А что с их акциями?

Итак, тяга к инвестициям и валюте у нас осталась, а западные истории больше не для нас. Смотрим на Китай. На СПБ бирже торгуется 6 акций китайских автопроизводителей. Я не буду перечислять все. Три из них в глубокой жопе - убытки, завышенная цена бумаг относительно финансовых показателей. Конечно, у китайского рынка своя специфика. Там и убытки могут расти в цене. Но я предлагаю на это не рассчитывать.

Остаются ещё три: Geely и Great Wall. Акции торгуются очень низко. При этом, финансовые показатели неплохие, можно рассчитывать на рост.

А самые лучшие показатели сейчас у GAC. Бумаги торгуются очень низко. По оценке некоторых аналитиков можно рассчитывать на трехкратный рост. Оптимистично, но относительно конкурентов у компании действительно всё хорошо с финансами.

И кстати, если вы думаете, что рост продаж китайских автомобилей в России как-то скажется на акциях, я вынужден вас разочаровать. Наши продажи для них, как для слона дробина. А ожидать у нас десятикратного роста как-то слишком оптимистично. Так что, если они вырастут, то не благодаря выходу на российский рынок.

Отдельно хочу сказать, что СПБ биржа с 12 сентября перешла на новый депозитарный учёт, благодаря которому операционные риски при торговле бумагами с Гонконгской биржи значительно уменьшились. Это очень хорошая новость!

Ну и традиционно: сказанное не является индивидуальной рекомендацией и может не подходить по некоторые профили риска.

Авто
5,66 млн интересуются