Найти тему
ПриборКомплект

Как пользоваться толщиномером?

Оглавление

Некачественно покрашенное изделие из металла быстро ржавеет, пластик теряет привлекательность, дерево гниет. Избежать таких неприятностей поможет толщиномер. Благодаря этому прибору можно обнаружить сгустки краски или очень тонкие слои покрытия.

Виды толщиномеров

Толщиномер - это устройство для измерения толщины лакокрасочного покрытия. В зависимости от принципа действия толщиномеры подразделяют на несколько видов:

  1. Магнитные. Приборы примитивной конструкции. В корпусе есть маленький магнит. На силу его притяжения к металлическим деталям кузова влияет толщина слоя краски. Данные передаются на стрелку: угол ее отклонения и показывает толщину ЛКП. Устройство стоит недорого, оно простое в применении, работает без батареек. Однако у него есть существенный минус - низкая точность показаний;
  2. Электромагнитные. Приборы стоят дорого, но их показания отличаются высокой точностью. У этих толщиномеров есть существенный недостаток: с их помощью нельзя измерить параметры лакокрасочного покрытия изделий из цветного металла или пластика. Такие устройства используют только для работы с железом;
  3. Вихретоковые. Главным недостатком устройств считается зависимость от токопроводящих свойств материала. При проведении замеров на деталях из алюминия и меди эти приборы показывают очень точные данные. А вот при проверке качества покраски железных изделий показатели получаются с погрешностями. Цена на такие толщиномеры выше, чем на электромагнитные;
  4. Ультразвуковые. Универсальные высокоточные приборы. Позволяют замерять толщину ЛКП металлических, пластиковых, композитных изделий. С помощью таких устройств проверяют лакокрасочное покрытие машин на фирменных станциях техобслуживания.

Калибровка и настройка инструмента

Чтобы проверить толщиномер, необходим целый комплекс процедур и мероприятий. Их основная цель - подтвердить соответствие устройства метрологическим характеристикам, действующим нормам и стандартам.

Сначала проводят калибровку. В комплекте с оборудованием производитель прилагает калибровочные пластины и инструкцию. Если показания толщиномера сбились, необходимо перезагрузить его до заводских настроек и откалибровать по инструкции. В продаже есть и самокалибрующиеся приборы. Их не нужно постоянно настраивать и калибровать.

Неправильно настроенный толщиномер будет занижать или завышать показания. Это приведет к ошибочным выводам о состоянии лакокрасочного покрытия.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Измерение толщины покрытия на автомобиле

Проверку толщины ЛКП специалисты рекомендуют начинать с переднего крыла автомобиля. Сначала нужно настроить прибор, затем пройти по периметру авто и зафиксировать показания. Чтобы получить наиболее точные результаты, каждый элемент следует проверить не менее трех раз и вычислить среднее арифметическое.

При заводской покраске толщина ЛКП автомобиля составляет 90-160 микрон (0,09-0,16 мм). У каждой модели этот показатель свой: у «Фольксваген Джетта» толщина варьируется от 0,12 до 0,15 мм, у «Мазды» 3 - 0,08-0,1 мм. Главное, чтобы верхнее значение отличалось от нижнего не более, чем на 0,03-0,04 мм.

Если проверка показала, что слой ЛКП в некоторых местах кузова толще положенного, значит, машина была в ДТП или ее перекрашивали. К покупке битых машин следует подходить очень осторожно. Степень отклонения от нормативов позволяет делать выводы о серьезности повреждений. Например:

  • Если показатель превышен на 50 микрон, значит, ремонтировали всего лишь небольшую царапину. Чтобы восстановить поверхность, повреждение просто покрыли лаком;
  • Если норма слоя краски превышена на 300-500 микрон, значит, машина попадала в ДТП. Поврежденные элементы кузова рихтовали и шпаклевали;
  • Если показатели превысили норму на 1000 микрон, значит, ДТП было серьезным. Скорее всего, некоторые элементы кузова требовали замены. Но владелец авто сэкономил и просто зашпаклевал повреждения. В дальнейшем это может стать причиной появления трещин на краске.

Проверять автомобиль толщиномером следует очень внимательно. Можно сделать это самостоятельно или обратиться к опытному специалисту.

Если известны оригинальные показатели лакокрасочного покрытия, на проверку толщины его слоя уйдет пара минут. Полностью перекрашенную машину проверять нужно очень внимательно. Иначе можно не заметить разницы между элементами и посчитать, что полученные показатели являются оригинальными.

Помните: с помощью пульверизатора машину никогда не получится покрасить так, как в заводских условиях. Краска не ляжет равномерно.