Вот основные модели самолетов от американского производителя, летающие сегодня по всему миру: Boeing 737, Boeing 747, Boeing 757, Boeing 767, Boeing 777 и Boeing 787 Dreamliner. О них и пойдет речь.
Покупка совершенно нового самолета Boeing ― это гигантские финансовые вложения даже для мегабогатых людей и компаний. Цены стартуют от 89 миллионов долларов.
Самый дешевый узкофюзеляжный экземпляр ― что-нибудь из семейства 737, ценник же на широкофюзеляжные модели начинается примерно с 200 миллионов долларов.
При этом авиакомпании практически всегда договариваются с производителем о скидках от прейскуранта, и большинство из заказчиков получают их в размере до 50 процентов за контракт. В большинстве случаев авиакомпании заказывают самолеты оптом, нередко даже сотнями. Со своей стороны Boeing не жадничает, дает скидки, которые варьируются от 20% до 60%, в зависимости от размера заказа и, конечно, клиента.
Boeing 737
Официальные цены на новую технику, приведенные концерном Boeing, следует воспринимать как весьма относительные, то есть ориентировочные. Почти каждая покупка предполагает широкий набор доступных опций и конфигураций. Например, можно захотеть (и заказать) увеличенный запас топлива или альтернативную схему салона. Все это значительно влияет на конечную стоимость.
Итак, самый бюджетный вариант ― 737–700, его стоимость составляет 89,1 миллиона долларов США. Есть еще одна модель Boeing со средней ценой по прейскуранту ниже 100 млн долларов. Это 737 MAX 7, да и то, отставание от круглой «сотни» здесь чисто символическое ― 99,7 миллиона долларов.
А вот уже следующая модель ― MAX 8 ― обойдется в 121,6 млн долларов, или 124,8 млн долларов за вариант MAX 8200, который имеет такие же технические характеристики, что и стандартный MAX 8, но способен вместить до 200 пассажиров в эконом-классе вместо 189. Этот сверхвместительный вариант «Боинг» создавал специально для ультралоукостеров, и его с успехом эксплуатируют Ryanair и другие бюджетные перевозчики.
Завершают серию MAX Boeing MAX 9 стоимостью 128,9 млн долларов и MAX 10 ― самая крупная версия стоимостью 134,9 млн долларов за штуку.
Следует отметить, что в настоящее время в эксплуатации находятся только 737 MAX 8 и 9, а MAX 7 и 10 проходят сертификацию FAA и, по всей видимости, поступят на рынок самое раннее в 2024 году.
Boeing 767, 777 и 787
Логично, что клиенты, желающие приобрести широкофюзеляжные самолеты Boeing, должны быть готовы расстаться со значительно большими суммами.
Что касается грузовых судов, то 767-300F на сегодня самый дешевый вариант покупки ― 220,3 млн долларов, за ним следует 777F с ценой по прейскуранту 352,3 млн долларов.
Четырехмоторный 747-8F в настоящее время является самым дорогим грузовым самолетом Boeing. Он оценен в 419,2 миллиона. Уже совсем скоро можно будет посмотреть, во что обойдется первая сделка по приобретению 777XF, точнее 777-8F.
Пассажирские самолеты немного дешевле своих грузовых аналогов
Самые дорогие «Боинги» на сегодняшний день ― представители семейства 777X. Так, 777–9 стоит 442,2 млн долларов, а его младший брат 777–8 обходится в 410,2 млн долларов.
Четырехмоторный пассажирский 747–8, производство которого в настоящее время завершено, стоит 418,4 млн. Для сравнения, суперпопулярный 777-300ER ранее обходился авиакомпаниям в 375,5 млн долларов, 777-200ER стоил 306 млн, а практически невостребованный, при этом самый дальнемагистральный лайнер в мире, 777-200LR ― 346,9 млн. Он может перевезти 305 пассажиров на расстояние до 17 446 км при крейсерской скорости 945 км в час.
Пусть это выглядит неочевидно, но факт: Boeing 787 Dreamliner оказался одним из самых доступных. Стоимость семейства Dreamliner начинается с 248,3 млн долларов за самый «маленький» 787–8.
Самый популярный 787–9 подрастает в цене до 292,5 млн долларов, ну а за максимальную версию 787–10 придется отдать 338,4 млн долларов.
Таким образом, даже самый дорогой Dreamliner всего на 10 процентов дороже 777-200ER при той же вместимости, что еще раз подчеркивает популярность этого типа.
Однако, вернемся к ценообразованию
Цифры выше вряд ли можно назвать репрезентативными. Производители самолетов и авиакомпании сразу договариваются о скидках от прейскурантной цены при размещении заказов, особенно если последние крупные.
Фактически, «ориентировочные» цены, указанные в официальном прейскуранте, со временем стали настолько бессмысленными, что Airbus решила вовсе прекратить публикацию каких-либо прейскурантов на свои самолеты.
При определении скидок учитывается множество факторов. Иногда авиакомпании и производители поддерживают долгосрочные отношения, которые помогают заключать более выгодные сделки.
Другие влияющие факторы зависят от размера заказа, статуса стартового клиента и размера авиакомпании для оценки перспектив дальнейших сделок.
В свое время Boeing решил выкупить 17 Airbus A340-600 у Singapore Airlines, чтобы обеспечить заказ «Сигнапурских» на партию собственных 777-х. Это еще раз подчеркивает, на что могут пойти производители самолетов, чтобы забрать к себе ведущих клиентов и их бюджеты.
Еще одна причина, по которой снижаются цены, ― поддержание спроса. Boeing продемонстрировал это на примере последствий остановки производства и эксплуатации самолета 737 MAX в марте 2019 года. К началу 2020 года Boeing продавал MAX по откровенно демпинговым ценам. Авиакомпаниям Южной Америки и Юго-Восточной Азии предлагали скидки на единичные покупки, которые обычно предоставляются только при действительно крупных заказах, исчисляемых сотнями лайнеров.
Интересно, что при покупке самолетов авиакомпании направляют к производителям самолетов специальных представителей-переговорщиков. Чтобы гарантировать, что на результаты переговоров не повлияют условия и суммы, уплаченные другими авиакомпаниями, переговоры носят конфиденциальный характер, и согласованные цены не публикуются сразу.
Однако в связи с новыми налоговыми правилами, требующими большей прозрачности, абсолютно все скрыть не удается.
Французский Airbus пролил некоторый свет на то, как на самом деле работает ценообразование на новую технику. В 2019 году большинство авиакомпаний получили колоссальные скидки на заказы в 50 процентиов. Чтобы оставаться конкурентоспособным, Boeing, по всей видимости, идет на аналогичную «уценку».
Что будет дальше?
В связи с возвращением MAX в небо и растущим спросом на билеты авиакомпании стремятся заполучить самолеты как можно быстрее, особенно учитывая проблемы с цепочками поставок и двигателями, затрудняющие исполнение контрактов. Тут уж не до торговли: кто первый получил, тот и выиграл в конкурентной борьбе за пассажира.
Так что, очень даже вероятно, что производители самолетов перестанут разбрасываться необоснованными скидками. И в первую очередь ― на популярные узкофюзеляжные лайнеры. Одновременно они продолжат стимулировать спрос на отстающем рынке дорогой широкофюзеляжной техники.