Протоирей Димитрий Смирнов говорил: «Плакать без конца бессмысленно, потому что ничего назад не воротишь. Душа усопшего нуждается в молитве. Приходите в церковь, исповедуйтесь в своих собственных грехах, причаститесь, помолитесь об усопшем, сходите на кладбище... Вот это будет полезно. Лучше силы тратить на это, чем просто ходить и реветь. Конечно, душа наша — не железная, и слёзы, бывает, подступают невольно. Но без конца реветь и убиваться — это, конечно, грешно».
Так учил нас отец Серафим Романцов: «Чтобы научиться любить, надо молиться так…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов отца Серафима, https://t.me/molitvaikona/8904 .
Как правило, выявляют множество недоразумений о том, чему Православная церковь учит о душе. Мы много слышим о душе, особенно когда оплакиваем кого-то, кто умер. Например, мы можем услышать, что человек "обратился к Богу", что душа вечна или, что душа человека была освобождена от его тела. Это лишь частичные истины, поэтому я хотел бы обсудить каждую из них более подробно.
Во-первых, утверждение о том, что мы возвращаемся к Богу, представляет, что наши души существовали раньше, чем наши тела. Вместо этого Церковь учит, что наша душа и тело созданы вместе при зачатии. До этого нас не было. Таким образом, после смерти тела наша душа не возвращается на небеса, она впервые встречается с Богом в самом полном смысле этого слова. Впервые века христианской церкви были некоторые, кто учил о предсуществование души, но Церковь опровергла это как ересь (нехристианское учение). Это важный момент, потому что он выражает фундаментальную истину о том, кто мы есть: человек - это и тело, и душа вместе.
Во-вторых, иногда мы слышим, что душа вечна, а тело нет. Наряду с этим приходит идея о том, что душа освобождается от тела после смерти. Этот чрезмерный уделенный на душе заставляет тело казаться в лучшем случае запоздалой мыслью, а в худшем - злом. Так чему же учит Церковь? Душа не вечна по своей природе (только Бог вечен по природе), но душа может быть вечной по Божьей благодати. Бог поддерживает каждого из нас, и Он поддерживает душу после смерти тела. Но сказать, что душа освобождена от тела, предполагает, что тело менее важно, чем душа, или, что именно тело заставляет нас грешить. Иисус Христос учил и был свидетелем воскресения тела. С тех пор, как мы были созданы - телом и душой - при зачатии, мы являемся только полностью собой, когда наше тело и душа вместе. Вот почему смерть так трагична и почему мы исповедуем свою надежду и веру в воскресение мертвых во время каждой Божественной литургии.
Если тело просто исчезло после смерти, и не имеет значения, то нет причин относиться к телу с уважением. Но тело имеет значение. Вот почему мы не кремируем наших близких в Православной Церкви. Вот почему мы почитаем реликвии христиан из прошлого. Так же, как наша душа освящена через отношения с Иисусом, так и наше тело.
Итак, если тело так же важно, как и душа, и мы верим в воскресение тела, что происходит с душой после смерти?
В этой жизни православные христиане имеют благословение испытать вкус Царства Божьего, и мы можем утешиться, зная, что наши ушедшие близкие уже начали первый курс. Но однажды мы все будем вместе перед Господом в Его Царстве, навсегда пережив праздник, который Он приготовил для всех нас, любящих Его (Матфея 22:1-14, Матфея 25:1-13, Откровение 19:9).
В конце концов, менее важно, чтобы мы точно знали, какими будут небо и Царство Божье, чем то, что мы доверяем Иисусу Христу сегодня. Наша миссия заключается в том, чтобы желать познать Его сегодня, стремиться быть с Ним, верить в Него и преследовать Его волю над нашей собственной. Наше церковное учение о природе души и о том, что происходит с нами после этой жизни, предназначено только для того, чтобы все больше и больше направлять наше внимание на познание Иисуса.