Первые стратегические бомбардировки начались еще в годы Первой мировой войны. Так скажем, получили первый задел. Об этом я уже писал в прошлой публикации. Для интересующихся оставлю ссылку ниже.
В послевоенные годы ряд мировых держав в усиленном режиме приступил к работе над созданием своих бомбардировочных флотов. В августе 1934 года в ожидании роста напряженности на Тихом океане Военно-воздушный корпус армии США предложил новый многомоторный бомбардировщик, который бы заменил устаревший Martin B-10. Предполагалось, что новая машина будет предназначена для усиления баз на Гавайях, Аляске и Панаме.
Конкурентом Боинга были компании Мартин и Дуглас. Авиастроители "бились" за контракт на постройку 200 единиц бомбардировщиков. Однако первый прототип В-17 потерпел крушение. Не смотря на это, Военно-воздушному корпусу так понравился его дизайн, что они все равно заказали 13 единиц для оценки. И после серии испытаний в 1938 году он поступил на вооружение.
Прототип и название.
Прототип B-17, который обозначался Модель 299, был построен за счет собственных средств компании и представлял собой сочетание характеристик транспортных самолетов Boeing XB-15 и Boeing 247. Первоначально он мог нести 2200 кг и имел пять 7,62-мм оборонительных пулеметов. Четыре радиальных двигателя Hornet развивали максимальную мощность в 750 л.с. Название "Летающая крепость" было придумано репортером Сиэттл ТАймс и стало торговой маркой Боинг.
Несмотря на то, что компания проиграла конкурс из-за крушения прототипа, Авиационный корпус выделил спецфонд для закупки 13 машин на экспериментальной основе.
Массовое производство.
B-17 использовался на всех театрах боевых действий Второй мировой войны. К моменту окончания производства в 1945 году компания Боинг совместно с Дуглас и Вега построили 12 731 бомбардировщиков. В 1945 году один B-17 стоил 238 329 долларов США.
"Могучая восьмерка".
8-я воздушная армия США прибыла в Англию в 1942 году, чтобы принять участие в бомбардировках Германии. 17 августа 1942 года 18 "Летающих крепостей" совершили первый налет на удерживаемую нацистами территорию в Европе. Были поражены железнодорожные сети и различный стратегические пункты. Люфтваффе оказались неподготовленными и не знали, как этому противостоять. Но со временем тактику усовершенствовали. Вот лишь некоторые заметные потери В-17:
- 6 сентября 1943 года. 400 бомбардировщиков отправились атаковать завод по производству шарикоподшипников. 45 из них были потеряны.
- 4 октября 1943 года. 291 B-17 отправился в то же место. На этот раз потеряли 60 машин.
- 11-го января 1944 года. 600 "Летающих крепостей" принимали участие в налете на различные заводы. Из-за плохой погоды их число сократилось до 238, и 60 из них сбили.
Летчики Люфтваффе обнаружили, что атака в лоб на B-17 была более успешной. Американцы даже придумали для таких случаем термин: "Бандиты на высоте 12 часов".
Модели.
Среди множества моделей B-17 Flying Fortress модификация B-17G нравилась летчикам больше всего. За все время было выпущено почти 9000 единиц B-17G. Эта модель весила 29,5 тонн и могла развивать максимальную скорость 460 км/час. Он мог достигать служебного потолка в 10000 метро, нести 4,3 тонны полезной нагрузки. Его 4 двигателя Wright R-1820 Cyclone могли выдавать по 1200 л.с. каждый.
Надежная машина.
Один бомбардировщик B-17 вернулся на аэродром в Англии со 180 зенитными пробоинами и только на 2-х двигателях. 75 лет спустя один ветеран написал благодарственное письмо компании Боинг.
Беспилотники B-17.
Во время Второй мировой войны 25 машин оснастили радиоуправлением и камерами и начинили 9 тоннами взрывчатки. Их назвали ракеты Aphrodite. С их помощью ВВС США нанесли точечные удары по бункерам и укрепленным объектам противника. Но в целом из 14 выполненных миссий ни одна не смогла полностью нейтрализовать цели. В итоге, программу закрыли.
Комбинированное наступление.
В январе 1943 года союзники решили провести комбинированное бомбардировочное наступление. Американцы выбрали B-17, британцы - Wellington или Lancaster. США совершали налеты днем, а британцы проводили операции ночью. Несмотря на большие потери, моральный дух Люфтваффе сильно упал.
Сколько надо, чтобы сбить его.
После детального анализа атак истребителей на B-17 немцами было установлено, что в среднем для уничтожения B-17 требовалось около 20 попаданий 20-миллиметровыми снарядами. Во время войны точность стрельбы составляла всего 2%, поэтому летчику приходилось делать почти тысячу выстрелов, прежде чем бомбардировщик удавалось сбить.
Трофейные.
За время войны около 40 бомбардировщиков B-17 были захвачены люфтваффе. Их перекрасили и использовали для обучения. Кроме того, изучение этих машин помогал улучшать существующие немецкие бомбардировщики.
VIP-транспорт.
Хотя В-17 использовался в Корейской войне. К тому времени большинство из них переделали в коммерческие самолеты для VIP-перевозок и для спасательных операций. B-17 использовались практически всеми странами Азии, Северной Америки, Южной Америки и Европы в военном или коммерческом плане. В основном благодаря своей универсальности.
Последние B-17.
Последний пригодный к полетам B-17 в Европе известен как Sally B. Сейчас он находится в Имперском военном музее в Даксфорде в Англии и до сих пор летает во время различных авиашоу. В США, конечно же, гораздо больше летающих Крепостей.
Спасибо, что дочитали!
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Наш телеграмм-канал.