Очень активно проверяют этот маршрут на возможность его коммерческой эксплуатации в нынешнее время.
Как пишут, по сообщениям российских СМИ, балкер «Gingo» стал первым судном типа «capesize» [суда являются крупнейшими сухогрузными судами с габаритными размерами: грузоподъемность около 170 000 тонн, длина 290 м, ширина 45 м, осадка 18 м. Они слишком велики, чтобы пройти через Суэцкий канал или Панамский канал, и поэтому для пересечения океанов им приходится проходить либо через мыс Агульяс, либо через мыс Горн], прошедшим по Северному морскому пути. Кроме того, в настоящее время танкер без ледового усиления осуществляет первый в истории проход через СМП.
Судно «Gingo» покинуло порт Мурманск и совершило 13-дневный рейс в восточном направлении в Китай, перевозя 164 600 метрических тонн железорудного концентрата, что стало крупнейшим грузом, перевозимым по СМП. Судну помогали два ледокола «Атомфлота».
Движение судов по контролируемому Россией Северному морскому пути увеличивается из-за более теплых зим и продолжительности навигационных сезонов, причем Россия даже рассчитывает осуществлять круглогодичную навигацию по этому маршруту.
По словам министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, грузопоток по СМП увеличился с 4 млн тонн в 2014 году до 34 млн тонн в 2022 году, став крупным транспортным коридором для экспорта нефти, СПГ, полезных ископаемых, удобрения, металлов и другой продукции. Россия рассчитывает увеличить пропускную способность СМП до 100 млн тонн к 2026 году и до 200 млн тонн к 2030 году.
Также High North News сообщает, что Россия отправила нефтяной танкер типа «Афрамакс» неледового класса «Леонид Лоза» в рейс по Северному морскому пути из Мурманска в Нинбо (Китай). В сообщении говорится, что это путешествие станет первым случаем, когда обычный нефтяной танкер будет использовать арктический маршрут, назвав его «переломным» моментом для судоходства через Арктику.
Очень интересная, однако, история.