Найти тему
Цивилизация техно

«Иж Юнкер» - наш запоздалый стиляга

Среди всех отечественных мотоциклов особо выделяется «Иж Юнкер». Если все остальные представляли из себя вполне обычные универсальные двух- или трехколесные транспортные средства, ничем не выделяющиеся внешне и не претендующие на какой-то особый изысканный стиль, то Юнкер изначально позиционировался как прогулочный мотоцикл в ярко выраженном стиле «брутального американского чоппера».

ИЖ Юнкер
ИЖ Юнкер

Советских людей никогда не баловали чем-то необычным, подчеркнуто выделяющимся на фоне остальных вещей, максимально универсальных и сугубо практичных. Иногда, правда, отечественная промышленность выпускала что-нибудь неожиданно «молодежное», например «Иж Планета-спорт», и то с вполне объяснимым назначением, укладывающимся в парадигму советского общества - для спорта. Вещи, предназначенные исключительно для развлечения или самовыражения, не вписывались в концепцию строителей коммунизма, тем более подражающие «оплоту мирового империализма». Поэтому, советским гражданам приходилось самовыражаться исключительно с помощью собственного ума, изобретательности и умелых рук.

С началом перестройки бурно развивающиеся кооперативы предлагали различные элементы тюнинга, позволяющие с небольшими затратами доработать стандартные мотоциклы или автомобили в нечто хоть как-то выделяющееся на фоне «серой массы». Зачастую подобный тюнинг выглядел откровенно кустарным и примитивным. Заводы при этом до последнего продолжали игнорировать пожелания потенциальных покупателей и производили старые, привычные для них советские изделия. И только на рубеже 20-21 веков отечественные мотозаводы наконец осознали, что если они ускоренно не перестроятся, то окончательно обанкротятся. Понимали это и на ижевском мотоциклетном заводе. Так появились несколько относительно современных и не совсем традиционных для ИЖМАШа мотоциклов: ИЖ Орион, ИЖ Юнкер, а также мопед ИЖ Корнет.

Из перечисленных выше мотоциклов наиболее востребованным оказался ИЖ Юнкер, он выпускался с 1999 по 2005 год и за все время было произведено порядка 6000 мотоциклов. Юнкер представлял собой сборную солянку из агрегатов от других ижевских мотоциклов: двигатель жидкостного охлаждения от Юпитера, передние вилка и дисковый тормоз от ИЖ Ориона, заднее колесо и амортизаторы с пружинами, электрика, а также крылья от ижей предыдущих моделей, но многие детали были и оригинальными: рама, сиденье, руль, бак, состоящий из двух отдельных симметричных емкостей с отдельными крышками и краниками, а также центральной декоративной накладкой с встроенным щитком приборов. Выхлопная система состояла из 5 частей: две обычные короткие выхлопные трубы как у прежних ижей, промежуточная Н-образная труба в качестве удлинителя и двух коротких оригинальных глушителей.

Что касается внешнего вида Юнкера, то он получился вполне стильным и гармоничным, вот только глядя на мотоцикл так и хочется поставить другие крылья, более подходящей формы (на мой субъективный взгляд, больше бы вписались что-то типа от ижей третьей модели или даже от ИЖ-49). Тоже самое касается указателей поворота и зеркал: первые интересней бы смотрелись от ИЖ Планеты-спорт первых партий, да и зеркала напрашиваются более округлой формы. Также, для совсем законченного образа чоппера, хотелось бы более широкое заднее колесо. В остальном лично у меня претензий к внешнему виду нет - мотоцикл смотрится вполне себе «зачётно!».

Конечно, для полноценного чоппера Юнкеру не хватало и подходящего четырехтактного двигателя. Но тут ИЖМАШ ничего лучшего к сожалению предложить не мог. Двигатель от ИЖ Юпитер-5 жидкостного охлаждения - лучшее, что имелось у завода. Все-таки «голосистый» двухтакник со звонким звуком выхлопа плохо ассоциируется с характером неспешного и вальяжного круизёра.

По отзывам владельцев Юнкера в плане ездовых качеств мотоцикл намного приятнее всех предыдущих ижей. Особенно хорош Юнкер для длительных поездок - сказывается удобная посадка круизера. Из недостатков отмечают низкое качество запчастей, низкий ресурс, маленький объем топливного бака (запас хода по топливу что-то около 250 км), да и то, что состоит из двух емкостей - удобства не добавляет. Возможно, продолжив выпускать Юнкер далее, ИЖМАШ довел бы его до ума, заменив двигатель на более подходящий, изменив конструкцию топливного бака, доведя до ума и другие элементы... Но, история не терпит сослагательного наклонения - производство мотоциклов было полностью свернуто и вряд ли уже возобновится в прежнем виде. На «вторичке» до сих пор продаются юнкеры, иногда во вполне приличном состоянии, но в настоящее время этот мотоцикл интересен уже скорее для коллекционеров или любителей старины, чем для рядового мотоциклиста.

На "авито" можно найти вполне бодрые экземпляры за относительно вменяемые деньги (данный ИЖ Юнкер, например, стоит в сентябре 2023 года - 90 тыс.руб.), учитывая что этих довольно редких мотоциклов с каждым годом будет все меньше и меньше - неплохое вложение средств
На "авито" можно найти вполне бодрые экземпляры за относительно вменяемые деньги (данный ИЖ Юнкер, например, стоит в сентябре 2023 года - 90 тыс.руб.), учитывая что этих довольно редких мотоциклов с каждым годом будет все меньше и меньше - неплохое вложение средств

Купил бы я сам себе такой мотоцикл? Возможно... если бы были «лишние» деньги и только как коллекционную вещь, за которой приятно ухаживать и можно выехать 1-2 раза в год просто прокатиться. Для повседневной езды можно подобрать что-то более подходящее современным реалиям.

Ссылка на мой персональный сайт

Авто
5,66 млн интересуются