Среди всех отечественных мотоциклов особо выделяется «Иж Юнкер». Если все остальные представляли из себя вполне обычные универсальные двух- или трехколесные транспортные средства, ничем не выделяющиеся внешне и не претендующие на какой-то особый изысканный стиль, то Юнкер изначально позиционировался как прогулочный мотоцикл в ярко выраженном стиле «брутального американского чоппера».
Советских людей никогда не баловали чем-то необычным, подчеркнуто выделяющимся на фоне остальных вещей, максимально универсальных и сугубо практичных. Иногда, правда, отечественная промышленность выпускала что-нибудь неожиданно «молодежное», например «Иж Планета-спорт», и то с вполне объяснимым назначением, укладывающимся в парадигму советского общества - для спорта. Вещи, предназначенные исключительно для развлечения или самовыражения, не вписывались в концепцию строителей коммунизма, тем более подражающие «оплоту мирового империализма». Поэтому, советским гражданам приходилось самовыражаться исключительно с помощью собственного ума, изобретательности и умелых рук.
С началом перестройки бурно развивающиеся кооперативы предлагали различные элементы тюнинга, позволяющие с небольшими затратами доработать стандартные мотоциклы или автомобили в нечто хоть как-то выделяющееся на фоне «серой массы». Зачастую подобный тюнинг выглядел откровенно кустарным и примитивным. Заводы при этом до последнего продолжали игнорировать пожелания потенциальных покупателей и производили старые, привычные для них советские изделия. И только на рубеже 20-21 веков отечественные мотозаводы наконец осознали, что если они ускоренно не перестроятся, то окончательно обанкротятся. Понимали это и на ижевском мотоциклетном заводе. Так появились несколько относительно современных и не совсем традиционных для ИЖМАШа мотоциклов: ИЖ Орион, ИЖ Юнкер, а также мопед ИЖ Корнет.
Из перечисленных выше мотоциклов наиболее востребованным оказался ИЖ Юнкер, он выпускался с 1999 по 2005 год и за все время было произведено порядка 6000 мотоциклов. Юнкер представлял собой сборную солянку из агрегатов от других ижевских мотоциклов: двигатель жидкостного охлаждения от Юпитера, передние вилка и дисковый тормоз от ИЖ Ориона, заднее колесо и амортизаторы с пружинами, электрика, а также крылья от ижей предыдущих моделей, но многие детали были и оригинальными: рама, сиденье, руль, бак, состоящий из двух отдельных симметричных емкостей с отдельными крышками и краниками, а также центральной декоративной накладкой с встроенным щитком приборов. Выхлопная система состояла из 5 частей: две обычные короткие выхлопные трубы как у прежних ижей, промежуточная Н-образная труба в качестве удлинителя и двух коротких оригинальных глушителей.
Что касается внешнего вида Юнкера, то он получился вполне стильным и гармоничным, вот только глядя на мотоцикл так и хочется поставить другие крылья, более подходящей формы (на мой субъективный взгляд, больше бы вписались что-то типа от ижей третьей модели или даже от ИЖ-49). Тоже самое касается указателей поворота и зеркал: первые интересней бы смотрелись от ИЖ Планеты-спорт первых партий, да и зеркала напрашиваются более округлой формы. Также, для совсем законченного образа чоппера, хотелось бы более широкое заднее колесо. В остальном лично у меня претензий к внешнему виду нет - мотоцикл смотрится вполне себе «зачётно!».
Конечно, для полноценного чоппера Юнкеру не хватало и подходящего четырехтактного двигателя. Но тут ИЖМАШ ничего лучшего к сожалению предложить не мог. Двигатель от ИЖ Юпитер-5 жидкостного охлаждения - лучшее, что имелось у завода. Все-таки «голосистый» двухтакник со звонким звуком выхлопа плохо ассоциируется с характером неспешного и вальяжного круизёра.
По отзывам владельцев Юнкера в плане ездовых качеств мотоцикл намного приятнее всех предыдущих ижей. Особенно хорош Юнкер для длительных поездок - сказывается удобная посадка круизера. Из недостатков отмечают низкое качество запчастей, низкий ресурс, маленький объем топливного бака (запас хода по топливу что-то около 250 км), да и то, что состоит из двух емкостей - удобства не добавляет. Возможно, продолжив выпускать Юнкер далее, ИЖМАШ довел бы его до ума, заменив двигатель на более подходящий, изменив конструкцию топливного бака, доведя до ума и другие элементы... Но, история не терпит сослагательного наклонения - производство мотоциклов было полностью свернуто и вряд ли уже возобновится в прежнем виде. На «вторичке» до сих пор продаются юнкеры, иногда во вполне приличном состоянии, но в настоящее время этот мотоцикл интересен уже скорее для коллекционеров или любителей старины, чем для рядового мотоциклиста.
Купил бы я сам себе такой мотоцикл? Возможно... если бы были «лишние» деньги и только как коллекционную вещь, за которой приятно ухаживать и можно выехать 1-2 раза в год просто прокатиться. Для повседневной езды можно подобрать что-то более подходящее современным реалиям.