РБ-17
К концу войны в пяти ОКБ велись работы над реактивными бомбардировщиками. Андрей Туполев пытался совместить свой поршневой бомбардировщик Ту-2 с реактивными двигателями. Два незаконченных образца немецкого самолета военного времени Arado Ar234 находились в руках И.В. Четверикова с намерением довести их до летной годности, Ильюшин и Сухой работали над новыми четырехмоторными самолетами (модели 11-22 и Су-10). Пятым бюро был Мясищев, который первоначально подошел к его внедрению в реактивную авиацию в два направления, первое - восстановление и упрощение весьма удачного немецкого истребителя Messerschmitt Me 262 для полетов и возможного производства. Мясищев предполагал сделать истребитель значительно легче и, возможно внедрить более мощные двигатели, но правительственные чиновники остановили проект, они предпочли новые отечественные проекты МиГ-9 и Як-15.
Альтернативой стал совершенно новый проект быстрого дневного бомбардировщика, получивший первоначальное название R-l, но быстро переименованный в RB-17.
Вначале Мясищев присматривался к возможности установки турбореактивных двигателей на легкий бомбардировщик Петлякова Пе-2И.
Однако по мере продвижения работ стало ясно, что установка реактивных силовых установок потребует гораздо более детального проектирования всего самолета, чем предполагалось вначале, а также дополнительного оборудования и множества новых узлов.
Стало ясно, что совершенно новая конструкция была бы более легкой задачей, и это ощущение подкреплялось проблемами, с которыми столкнулся Туполев при установке реактивных двигателей на Ту-2 ((получившийся в результате Ту-12 был, по сути, совершенно новым типом). Турбореактивный двигатель Pe-2I не продвинулся дальше стадии технического предложения.
Потребовалось много исследований и испытаний, прежде чем Мясищев выбрал то, что, по его мнению, было наиболее подходящим способом -установки четырех немецких двигателей Jumo 004.
Панели из нержавеющей стали закрывали бы те части крыла, которые подвергались бы воздействию горячих газов двигателя, поскольку алюминиевое покрытие при таких температурах испортилось бы. Предварительные предложения по RB-17 были представлены в НКАП 28 ноября 1945 года, и, несмотря на ожесточенную критику со стороны НКАП по поводу аэродинамики и веса проекта, было начато строительство макета. ЦАГИ внес большой вклад в разработку крыла. Владимир Мясищев был уверен в своем бомбардировщике и когда макет был официально рассмотрен, отрицательных комментариев было относительно немного. Ожидалось, что RB-17, летящий со скоростью 680 км/ч, будет способен бомбить цель на расстоянии 3000 км, неся 1000 кг бомб; расчетный потолок составлял 11500 м.
Для обороны предполагалось установить две 20-мм или 23-мм пушки, одну в хвостовой башне, управляемой радистом, а другую закрепить в нижней носовой части чуть смещенно от центра по правому борту, а трехколесная ходовая часть была оснащена основными колесами с узкой колеей. RB-17 считался практически осуществимым проектом, но судьба вмешалась задолго до того, как он был готов к полету. Во-первых, в декабре 1945 г. был отдан приказ НКАП об отмене бомбардировщика, хотя впоследствии Мясищев продолжал работать над ним. Затем, в начале 1946 года, вскоре после того, как Шахурин был заменен Хруничевым на посту начальника НКАП, авиационные ОКБ были реорганизованы, а бюро Мясищева было закрыто. Вслед за этим оба RB-17 и программы Четверикова Ar234 были официально прекращены постановлением министерства. Не помогло и то, что Мясищев значительно опережал более традиционный бомбардировщик ОКБ.