Вы знали, что из-за некачественной «тормозухи» может случиться беда?
Популярный в современном автомире термин «даунсайзинг» применим не только к моторам, но и к тормозным системам. Сегодняшние автомобили тормозят гораздо лучше предшественников из прошлого столетия, при этом габариты тормозных механизмов конструкторы то и дело старательно уменьшают. Поэтому при резком торможении негодная тормозная жидкость может почти мгновенно разогреться до кипения, оставляя машину без тормозов.
Это может произойти как с неверно подобранной «тормозухой», так и с качественным продуктом, который за длительное время работы успел нахлебаться влаги из воздуха, понизив при этом заявленную температуру кипения.
Еще одна неприятность может проявляться зимой: вязкость тормозных жидкостей на морозе резко увеличивается, и продавить педаль становится сложно.
Наконец, негодные тормозные жидкости способны вызывать коррозию деталей тормозной системы или изменение свойств резиновых манжет.
Какой должна быть тормозная жидкость?
Стандартов, согласно которым делают тормозные жидкости, около десятка. Все перечислять не будем – достаточно того, что в нашей фотогалерее для каждой жидкости мы указали соответствия, заявленные ее производителем.
Сильно ли различаются предъявляемые требования? Не очень, но нюансы есть.
Требования по коррозионной стойкости существенных различий не имеют. По итогам длительных испытаний измеряют изменение массы шести различных пластин (сталь, белая жесть, чугун, алюминий, латунь и медь), оценивают их внешний вид, замеряют количество осадка после окончания проверки, оценивают состояние резиновых манжет и так далее.
ВЯЗКОСТИ И ТЕМПЕРАТУРЫ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ
Температура кипения сухой жидкости. Этот параметр определяет надежность поведения жидкости в различных режимах эксплуатации и безопасную продолжительность работы тормозной жидкости, не успевшей набрать влаги извне. Практика показывает, что за 2–3 года эксплуатации тормозная жидкость набирает в среднем 3,5% воды. Это резко ухудшает ее параметры по сравнению с исходным состоянием.
Температура кипения увлажненной жидкости. Параметр говорит о серьезном снижении параметров увлажненной тормозной жидкости по сравнению с сухой. Согласно SAE J1704, ISO 4925 Class 4, FMVSS 116 DOT 4 увлажненной считается жидкость с содержанием воды 3,70 ± 0,05 масс.%.
Кинематическая вязкость при –40 °С. Этот параметр определяет работоспособность гидравлической системы тормозов на холоде. Она рассчитывается на определенную степень вязкости жидкости, а потому рост вязкости сверх нормы приводит к отказу системы вследствие невозможности продавить педаль тормоза. Отметим, что вязкость при 100 °С примерно на три порядка ниже, чем при сильном морозе.
Многие автовладельцы верят, что технические жидкости до расфасовки хранятся чуть ли не в одной большой бочке, а потому друг от друга не отличаются. Что ж, проверим.
Для экспертизы мы закупили дюжину упаковок с тормозными жидкостями, соответствующими классу DOT 4. Аббревиатура DOT происходит от названия транспортного министерства США (Department of Transportation). Общепринятые классы – DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. При этом самой популярной является жидкость DOT 4.
Результаты наших исследований относятся только к приобретенным образцам, а потому не могут служить основанием для оценки качества продукции того или иного бренда в целом.
Участники
Felix DOT 4. Тосол-Синтез
Примерная цена 300 ₽
Заявленные на таре соответствия SAE J1703/1704, DOT 4, ISO 4925 Class 4
Замечаний к продукту нет. Рекомендуем.
G-Energy Expert DOT 4. ГПН-производство Т-С
Примерная цена 450 ₽
Заявленные на таре соответствия DOT 4
Соответствует стандарту. Рекомендуем.
Hi-Gear DOT 4. АвтоХимПроект
Примерная цена 640 ₽
Заявленные на таре соответствия DOT 4
Высокая температура кипения 270 °C – это хорошо. Претензий нет. Рекомендуем.
Lada Super DOT 4. Лада-Имидж-ООС
Примерная цена 450 ₽
Заявленные на таре соответствия DOT 4, SAE J1703, ISO 4925 Class 4
Проблем не обнаружили. Рекомендуем.
Lukoil DOT 4. ЛЛК-ООС
Примерная цена 290 ₽
Заявленные на таре соответствия DOT 4, SAE J1704
Испытания недостатков не выявили. Рекомендуем.
Luxe DOT 4. Делфин Индастри
Примерная цена 410 ₽
Заявленные на таре соответствия DOT 4, SAE J1703/1704, ISO 4925 Class 4
Вязкость этой тормозной жидкости при –40 °C составила 1923 мм²/с при допуске в 1500 мм²/с. Кроме того, коррозия на чугуне на грани фола. Рекомендовать не можем.
Rosa-4. Тосол-Синтез
Примерная цена 290 ₽
Заявленные на таре соответствия SAE J1703/1704, DOT 3, ISO 4925 Class 3
Это – не DOT 4, а DOT 3! Название вводит в заблуждение, а на мелкий шрифт, как водится, никто не обратит внимания. Впрочем, указанному SAE J1704 жидкость всё равно не соответствует: температура кипения в увлажненном состоянии – всего 151 °C вместо положенных 155. Рекомендовать не можем.
Rosdot DOT 4. Тосол-Синтез
Примерная цена 450 ₽
Заявленные на таре соответствия SAE J1703/1704, DOT 4, ISO 4925
Вязкость жидкости при –40 °C слишком высокая: 1772 мм²/с при норме 1500 мм²/с. Все остальное в норме, но в целом заявленным стандартам не соответствует. Рекомендовать не можем.
Sinteс Euro Dot 4. Sintec
Примерная цена 340 ₽
Заявленные на таре соответствия DOT 4, SAE J1703/1704, ISO 4925 Class 4, JIS K2233
Температура кипения сухой жидкости 270 °C – один из лучших показателей в выборке. Замечаний нет. Рекомендуем.
Super DOT 4. Синтез-ПАК
Примерная цена 280 ₽
Заявленные на таре соответствия DOT 4
Замечаний не выявилось. Рекомендуем.
Zalmer DOT 4. ТД-Промпэк
Примерная цена 490 ₽
Заявленные на таре соответствия SAE J1703, DOT 4, ISO 4925 Сlass 4
Вязкость при –40 °C огромная: 2134 мм²/с при допуске в 1500 мм²/с! Это какая-то чисто летняя жидкость: на морозе педаль может просто застыть. Кроме того, при оценке коррозионной активности выяснилось, что тестовая алюминиевая пластина изменила массу на грани фола: 0,1 мг/см². Рекомендовать не можем.
Ойлрайт DOT 4. Тектрон
Примерная цена 400 ₽
Заявленные на таре соответствия SAE J1704, DOT 4
Вязкость жидкости при –40 °C составила 1904 мм²/с при норме 1500 мм²/с. Всё остальное в норме, но в целом заявленным стандартам не соответствует: зимой тормоза могут отказать. Рекомендовать не можем.
Результаты испытаний и советы экспертов — на следующей странице
Что получилось?
Результаты испытаний вроде бы шокируют – 5 жидкостей из 12 нельзя заливать в тормозную систему, требующую DOT 4. Но как минимум по температурам кипения зачет получили почти все.
Смешнее всего выглядит ситуация с жидкостью Rosa‑4. Она не подпадает под требования стандартов FMVSS 116 DOT 4, SAE J1074, ISO 4925 Class 4. Это продукт из более низких классов: FMVSS 116 DOT 3, SAE J1073, ISO 4925 Class 3. Однако название вводит потребителя в заблуждение. Обращаем внимание: Rosa‑4 – это DOT 3, а вовсе не DOT 4!
Четыре «тормозухи» нельзя использовать зимой: их вязкость на морозе повышается значительно выше допустимого предела. Это Rosdot, Luxe, Ойлрайт и Zalmer. При этом Luxe и Zalmer проявили излишнюю коррозионную активность, добравшись до браковочного показателя нормы допусков.
И да, все тормозные жидкости – из разных бочек. Налицо почти четырехкратный разброс по низкотемпературной вязкости, разница в 26 ºC по температуре кипения сухой жидкости и 40 ºC для увлажненной.
Проверяем температуру кипения.Оцениваем вязкость тормозных жидкостей при –40 °C. Испытания выдержали далеко не все.
Отдельно напоминаем про регулярную замену тормозной жидкости. Сравните температуры кипения сухих жидкостей с теми, которые нахлебались воды, – разница огромная. Если в тормозах вашей машины нечто подобное, то однажды педаль просто провалится «в пол». Помните об этом и не стесняйтесь время от времени заменять жидкость – оно того стоит.
По итогам испытаний лучшими оказались жидкости Hi-Gear DOT 4 и Sintec Euro DOT 4: их параметры сильнее, чем у других, превысили требования стандарта по температуре кипения.
При испытаниях на коррозию проверяли две пробы параллельно, чтобы исключить случайности.
Жидкости Felix, G‑Energy, Lada Super и Lukoil также соответствуют DOT 4 – их смело можно заливать в тормозные системы. Остальные пять жидкостей: Luxe, Rosa‑4, Rosdot, Zalmer, Ойлрайт – наших испытаний не выдержали – увы.
Советы экспертов «За рулем»
В наших испытаниях мы намеренно сопоставляли именно тормозные жидкости DOT 4 как самые распространенные у нас.
- При выборе жидкости для вашего автомобиля необходимо следовать указаниям его изготовителя, прежде чем покупать, к примеру, более «крутые» жидкости DOT 5.1 или класса 6 по ISO.
- Перемешивание разнородных жидкостей нежелательно хотя бы потому, что исследований свойств таких «коктейлей» никто не проводил. В подозрительных случаях предпочтительна полная замена тормозной жидкости. Однако все жидкости DOT 4 обязаны быть совместимыми независимо от бренда на этикетке.
- В процессе эксплуатации тормозная жидкость имеет право изменить свой цвет. Этому способствуют сильный нагрев, окисление, продукты износа и коррозии, а также взаимодействие с резиновыми деталями тормозной системы. Обычно жидкость прозрачная при заливке, постепенно темнеет и далее (года за четыре) превращается в черную жижу – такую надо менять немедля.
- Серьезного влияния на работоспособность изменение цвета за пару лет не оказывает. В нашем случае все жидкости после испытаний сохранили прозрачность, при этом цвет был светло-оранжевый или темно-оранжевый.
- Одобрение изготовителей автомобилей на этикетках флаконов с тормозной жидкостью нам не встречалось. Это объяснимо, поскольку объемы потребления тормозной жидкости значительно уступают тем же моторным маслам, а потому проведение дорогостоящего комплекса испытаний у автопроизводителей экономически нецелесообразно.
Часто задаваемые вопросы
Что будет, если вместо DOT 4 залить DOT 3?
Катастрофы не произойдет – разве что при критически низких температурах или где-то на высокогорье. Просто интервал замены до достижения температуры кипения увлажненной жидкости, рекомендованной производителем, сократится. Например, если для жидкости класса 6 этот срок – 2 года эксплуатации, то для DOT 4 будет 1 год, для DOT 3 – примерно 5–8 месяцев. Остальные параметры (кроме температур кипения и вязкости) для всех классов одинаковы.
Можно ли вместо DOT 4 применять жидкости класса 6 по ISO?
Можно. Их применение допускается, так как они подпадают под нормы американского стандарта FMVSS 116 DOT 4 (в котором максимально возможный класс – DOT 5.1, тогда как в международном ISO есть классы 4, 6 и 7). Но жидкости классов 6 и 7 дороже из-за их более высоких качеств, особенно в части низкотемпературной вязкости и температуры кипения увлажненной жидкости – ради более точной работы АБС и ESP на морозе или при максимальных нагрузках.
ЕСЛИ ТОРМОЗУХА ВЫТЕКЛА…
В дороге случается всякое – бывает, что машина остается вообще без тормозной жидкости. Прежде чем пополнять ее запасы, необходимо найти причину неприятности и устранить ее.
А если тормозной жидкости под рукой нет, то в самом крайнем случае можно залить в бачок… воду! Когда-то именно такой прием помог советским раллистам добраться после аварии на трассе ралли до места ремонта. Случай описан в известной книге Юрия Клеманова «Москвичи на Москвичах».
Понятно, что вода – это крайний случай. Ехать с водой в тормозной системе можно лишь с предельной осторожностью и с минимальными торможениями.
Счастливого пути и надежных тормозов!