В Сибирском научно-исследовательском институте авиационной техники имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) успешно завершились динамические испытания шасси регионального самолета SJ-100. Эти испытания проводились в научно-исследовательском отделении динамической прочности летательных аппаратов с целью оценки работоспособности основной и передней опор шасси.
В ходе испытаний, которые проводились в соответствии с программой сертификационных испытаний, основная и передняя опоры шасси подвергались нагрузкам при различных температурных условиях.
Испытания проводились при нормальной температуре 25°C, повышенной температуре +55°C и пониженной температуре –54°C. Целью испытаний было определение реальных значений амортизационных характеристик опор и подтверждение их соответствия расчетным данным.
По словам представителей пресс-службы СибНИА, испытания прошли успешно: "В ходе испытаний основная и передняя опоры шасси успешно поглотили заданные нагрузки, и зачётные сбросы были выполнены без необходимости дополнительной настройки амортизации. Опытные образцы опор шасси самолета SJ-100 проявили достаточную работоспособность и соответствуют всем требованиям сертификационной программы. На основе результатов испытаний было подготовлено заключение по безопасности полетов, что позволяет приступить к программе летных испытаний".
Стоит отметить, что научно-исследовательское отделение динамической прочности летательных аппаратов в СибНИА является единственной лабораторией в России, которая имеет возможность проводить динамические испытания опор шасси самолетов всех классов.
Натурные испытания опор шасси позволяют получить реальные значения необходимых амортизационных характеристик и подтвердить их соответствие требованиям нормативных документов в различных условиях эксплуатации самолета, что обеспечивает безопасность полетов.
Однако испытания еще не завершены, и в настоящее время в институте продолжаются динамические испытания основной и передней опор шасси. Эти испытания направлены на проверку назначенного ресурса опор и определение параметров колебаний типа "шимми" передней опоры.
Испытания проводились на опытном образце самолета SJ-100 с бортовым номером 97021, который был изготовлен в Производственном центре ПАО "Яковлев" в Комсомольске-на-Амуре. Этот самолет уже прошел пробежки по полосе и успешно завершил испытания.
«Сегодня для борьбы с этим опасным явлением шасси самолёта оснащаются специальными демпферами, а чтобы убедиться, что стойка справляется с возникающим эффектом шимми, проводятся натурные испытания», – пояснили в пресс-службе ОАК.
Испытания показали, что при наезде на металлическую плиту расположенную под углом 45 градусов к направлению движения самолёта передняя стойка SJ-100 успешно проходила этот тест и эффект "шимми" ни разу не проявлялся. Результаты испытаний и полученные данные будут использованы для дальнейшего совершенствования шасси и повышения безопасности полетов на региональных самолетах SJ-100.