Утренняя чашечка кофе вскоре может больно ударить по кошельку нижегородцев. Некоторые крупные производители кофе и чая уже заявили, что вынуждены существенно повысить отпускные цены на своё сырьё. Основной причиной стали колебания курса рубля, который продолжает ослабевать к доллару. Вслед за отпускной стоимостью вверх пойдут и конечные цены на прилавках магазинов и на кофе, и на чай. Подорожание может начаться уже в сентябре и к Новому году приобрести масштабные значения.
Чайная церемония
Скорое подорожание чая и кофе анонсировали многие производители продукции. Так, в распоряжении издания «КоммерсантЪ» оказалось письмо от бренда «Май» (продукция «Майский», «Лисма», Curtis, Richard), которое было разослано торговым сетям-ритейлерам. В нём представители компании предупреждали, что из-за ослабления курса рубля с 1 сентября они вынуждены будут поднять отпускные цены на 6–9%.
Аналогичное заявление уже сделали в компании JDE (бренды Jacobs, Tassimo, Pickwick), «Орими» (Greenfield, Tess, Jardin) и других. По данным экспертов компании, ещё в начале года сформировали запас зёрен кофе и чая, приобретённый по старому курсу доллара, но он стремительно подходит к концу.
Причём подобное подорожание отмечается уже не первый год. Ещё в 2021 году стоимость зелёного кофе – кофейного сырья – выросла на биржах в 2–2,5 раза. Также очень серьёзно подорожала доставка контейнеров из разных стран морским путём – в среднем в три раза, соответственно, выросла в цене и логистика.
Постепенно этот рост цен начал отражаться и на стоимости продукта на полках российских магазинов. Повышение происходит до сих пор, из-за чего потребители даже начали отказываться от некоторых покупок.
«Чай стали покупать на 6% чаще, а средний чек стал больше на 5% и составил 194 рубля в сравнении со вторым кварталом прошлого года, – приводит данные аналитическое агентство «Чек Индекс». – Число продаж кофе снизилось на 8%, а вот средний чек вырос на 22%, до 476 рублей. Растворимый кофе стали покупать реже на 6%, а молотый – на 8%. Средние чеки составили 368 (+23%) и 403 рубля (+ 18%) соответственно».
Если сейчас повысят отпускные цены производители, то эта тенденция продолжится и дальше, по всей цепочке. В результате рост отпускной стоимости до 10% может привести к тому, что конечная цена на кофе и чай на полках магазинов для покупателей вырастет на 20%, а то и больше. И заметнее всего это станет к концу осени-началу зимы и к Новому году.
Ещё новости по теме
ВЦИОМ оценил валютные предпочтения россиян
Как повышение ключевой ставки повлияет на нижегородцев
Экономист заявил, что повышение ключевой ставки до 12% не спасет слабеющий рубль
Гадают на гуще
Эксперты подтверждают, что в отрасли сложилась очень непростая ситуация, и связана она в основном с тем, что в России кофе не растёт вообще, а местный чай покрывает очень небольшие объёмы спроса.
«По итогам сезона собирается около 200–300 тонн готовой чайной продукции, – объяснил гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. – Если сравнивать с объёмом потребления чая в России, то доля краснодарского чая занимает 0,2%. Всё остальное мы ввозим из-за рубежа. А с кофе на все 100% сырьё импортное».
Зато большая часть содержимого ярких пачек, которые нижегородцы видят на полках магазинов, перерабатывается и расфасовывается именно в России: почти полностью вся чайная продукция и порядка 75% кофе. И этот факт может немного сдержать неминуемый рост цен.
«То есть часть себестоимости продукта формируется на территории России в рублёвой зоне, и, соответственно, фактор курса влияет уже не на все 100%, – объясняет эксперт. – Если бы на территорию России завозился только уже готовый расфасованный чай или кофе, как это было в 1990‑е годы, то, безусловно, фактор курсового изменения оказался бы просто драматическим для нашего рынка».
Тем не менее избежать скачка цен не получится, ведь себестоимость чая или кофе у всех производителей выросла, и они вынуждены пересматривать отпускные цены на свою продукцию. И делают они это с учётом разных классов потребителей.
«Когда возникает такая ситуация, как сейчас, с увеличением стоимости сырья, все составляющие бизнес-цепочки стараются не повышать, насколько это возможно, цены в эконом-сегменте, потому что знают чувствительность там людей к любым колебаниям стоимости, – объяснил Чантурия. – То есть чай или кофе марки «эконом» если и подорожает, то очень ненамного. Основная нагрузка перераспределяется частично на мейнстрим-сегмент из людей со средним уровнем дохода, а самое заметное подорожание коснётся премиального сегмента, в котором потребители покупают продукцию, ориентируясь исключительно на качество, а не на цену».
Таким образом, можно ожидать, что дорогие марки чая или кофе поднимутся в стоимости заметнее всего. Но насколько – пока предугадать невозможно. Конечные цены на прилавках устанавливают торговые сети, ориентируясь на свои издержки и желаемую прибыль. И не воспользуются ли они этой ситуацией, чтобы поднять наценки в несколько раз, покажет только время.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, к чему нижегородцев готовит падающий рубль.