Найти тему
Кабинет Востоковеда

Близнец Гуаньинь - бодхисаттва Махастхамапрапта.

Главным женским персонажем пантеона китайского буддизма является Гуаньинь. Это богиня милосердия, образ которой отделился от бодхисаттвы Авалокитешвары.

Гуаньинь. Китай, династия Мин. Онлайн-каталог аукционного дома Oriental Art Auctions. Эл. ресурс URL: https://www.orientalartauctions.com/object/art1008051-a-large-chinese-heavily-cast-bronze-guanyin-ming-dynasty-1368-1644-or-later
Гуаньинь. Китай, династия Мин. Онлайн-каталог аукционного дома Oriental Art Auctions. Эл. ресурс URL: https://www.orientalartauctions.com/object/art1008051-a-large-chinese-heavily-cast-bronze-guanyin-ming-dynasty-1368-1644-or-later

Китайские последователи Учения позаимствовали из тибетского буддизма традицию выявления и почитания земных воплощений бодхисаттв. Например, вдовствующая императрица Ли, мать Ваньли, императора династии Мин (годы правления 1573-1620), почиталась как земное воплощение Гуаньинь (Елихина, 2014, с. 173).

Поэтому изображения Гуаньинь были особенно популярны в период правления династии Мин (1368-1644) и были представлены в различных формах.

Иконографические признаки закрепляются, когда произведения становятся тиражными. Определяющим иконографическим признаком богини милосердия Гуаньинь становится стилизованная фигурка Будды Амитабхи в короне.

Гуаньинь. Китай, династия Мин. Онлайн-каталог аукционного дома Oriental Art Auctions. Эл. ресурс URL: https://www.orientalartauctions.com/object/art1008051-a-large-chinese-heavily-cast-bronze-guanyin-ming-dynasty-1368-1644-or-later
Гуаньинь. Китай, династия Мин. Онлайн-каталог аукционного дома Oriental Art Auctions. Эл. ресурс URL: https://www.orientalartauctions.com/object/art1008051-a-large-chinese-heavily-cast-bronze-guanyin-ming-dynasty-1368-1644-or-later

В основе китайского буддизма лежит традиция Махаяны, в которой Амитабха является самой почитаемой формой Будды. Согласно представлениям буддистов, Амитабха принимает под свое покровительство любого человека вне зависимости от добродетелей и происхождения, что делает этого Будду олицетворением высшей формы милосердия.

Будда Амитабха почитается как создатель Сукхавати, или Чистой Земли, которая является ничем иным, как представлением о рае, в котором после смерти физического тела оказываются праведники.

Будда Амитабха. Китай, династия Мин, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/32848
Будда Амитабха. Китай, династия Мин, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/32848

Бодхисаттва милосердия Авалокитешвара выступает в роли помощника Амитабхи. Поэтому фигурку Амитабхи можно увидеть на голове бодхисаттвы.

Авалокитешвара. Китай, династия Мин. XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/1688
Авалокитешвара. Китай, династия Мин. XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/1688

Гуаньинь - это женская форма Авалокитешвары, соответственно, она может обладать тем же иконографическим признаком. Такова логика буддийской иконографии.

Махастхамапрапта. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-6383042
Махастхамапрапта. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-6383042

Так вот в китайском искусстве встречается божество, которое схоже с Гуаньинь во всём, кроме одного - в его короне находится стилизованное изображение сосуда.

Махастхамапрапта. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-6383042
Махастхамапрапта. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-6383042

В период правления династии Тан (VII-X вв.) сосуд для воды (IAST kalasa) появляется в китайской скульптуре, изображающей Авалокитешвару.

Авалокитешвара. Китай, VIII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolithan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 42.25.27a, b. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/54207
Авалокитешвара. Китай, VIII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolithan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 42.25.27a, b. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/54207

Затем этот атрибут мы наблюдаем у Гуаньинь.

Гуаньинь. Китай, династия Мин, XV в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Инв. №: 12.37.160. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61509
Гуаньинь. Китай, династия Мин, XV в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Инв. №: 12.37.160. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61509

В том случае, если сосуд находится в короне, возможна другая атрибуция - Махастхамапрапта (IAST Mahasthamaprapta). И так же, как и Гуаньинь, Махастхамапрапту можно встретить в искусстве Восточной Азии.

Махастхамапрапта. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/important-chinese-art-n09662/lot.552.html
Махастхамапрапта. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/important-chinese-art-n09662/lot.552.html

В каноническом тексте Махаяны "Большая Сукхавативьха сутра" Махастхамапрапта состоит в группе главных бодхисаттв:

"Существуют восемь великих бодхисаттв. Их имена: бодхисаттва Манджушри, бодхисаттва Авалокитешвара, бодхисаттва Махастхамапрапта, бодхисаттва Акшаямати, бодхисаттва Цветок Драгоценного Сандалового Дерева, бодхисаттва Царь Врачевания, бодхисаттва Высший во Врачевании, бодхисаттва Майтрея".

(c) Избранные сутры китайского буддизма, 1999, с. 309.

Имя бодхисаттвы (IAST Maha-sthama-prapta) состоит из нескольких санскритских слов, в которых "maha" можно перевести как "великий", "sthama" - сила, "prapta" - "достижение" или "достигший".

По-китайски русскими буквами это будет звучать "Дашичжи" (пиньинь Dashizhi) и переводиться: "Достижение Великих Сил".

Авалокитешвара (Гуаньинь). Амитабха, Махастхамапрапта. Корея. Эл. ресурс URL: https://www.zentnercollection.com/items/1197434/Korean-Buddhist-Painting-Amitabha-Triad
Авалокитешвара (Гуаньинь). Амитабха, Махастхамапрапта. Корея. Эл. ресурс URL: https://www.zentnercollection.com/items/1197434/Korean-Buddhist-Painting-Amitabha-Triad

Вместе с Гуаньинь этот бодхисаттва находится в свите Будды Амитабхи. Махастхамапрапта мужского рода, однако, его изображения ничем не отличаются от изображений Гуаньинь.

В "Большой Сукхавативьха сутре" Авалокитешвара и Махастхамапрапта обозначены как "великие мужи" и описаны следующим образом:

"Тела бодхисаттв Авалокитешвары и Махастхамапрапты во всех отношениях сходны с телами обычных людей. Только лишь увидев знаки на их головах, [можно] узнать, что это Авалокитешвара, что это Махастхамапрапта. Эти два бодхисаттвы помогают Будде Амитабхе духовно преобразить живых существ".

(c) Избранные сутры китайского буддизма, 1999, с. 261.

Также в этой сутре говорится о другом атрибуте Махастхамапрапты - золотом лотосе (там же, с. 266).

Избранные сутры китайского буддизма. Пер. Поповцева Д.В., Солонина К.Ю., Торчинова Е.А. СПб.: Наука, 1999. Рис. 14.
Избранные сутры китайского буддизма. Пер. Поповцева Д.В., Солонина К.Ю., Торчинова Е.А. СПб.: Наука, 1999. Рис. 14.

В сутрах Махастхамапрапта всегда упоминается в связке с Амитабхой (или Амитаюсом) и Авалокитешварой.

В тексте "Большая Сукхавативьха сутра" Будда рассказывает своему ученику Ананде о двух великих бодхисаттвах, сияние которых озаряет "три тысячи великой тысячи миров".

"Одного из них зовут Авалокитешвара, а другого зовут Махастхамапрапта. Они свершали практику бодхисаттвы в мире Саха и родились в той стране. Они постоянно находятся слева и справа от Будды Амитабхи".

(c) Избранные сутры китайского буддизма, 1999, с. 162.

В другом месте "два великих мужа, Авалокитешвара и Махастхамапрапта" стоят слева и справа от Амитаюса. Слово "Амитаюс" в VII в. встречается как один из эпитетов Амитабхи. Амитаюса начинают описывать дальше, у него появляются индивидуальные свойства, определяющие атрибуты. Так Амитаюс, превращается в особую форму Амитабхи. Текст, видимо, формировался одновременно с этим процессом.

Женская форма Авалокитешвары также формировалась не один век и во время составления сутр не была распространена. Поэтому в триаде Амитабхи бодхисаттву милосердия можно атрибутировать как Авалокитешвару и как Гуаньинь. А Махастхамапрапта - великий муж, несмотря на то, что выглядит близнецом Гуаньинь.

Амитабха в сопровождении Махастхамапрапты и Гуаньинь. Китай, современная работа. Источник: https://9lotus.co/zh-hans/product/mahasthamaprapta-bodhisattva-statue/
Амитабха в сопровождении Махастхамапрапты и Гуаньинь. Китай, современная работа. Источник: https://9lotus.co/zh-hans/product/mahasthamaprapta-bodhisattva-statue/

Даже ebay и другие интернет-магазины просвещают на эту тему: с бутылочкой - это Махастхамапрапта, а с человечком - это Гуаньинь.

Амитабха в сопровождении Махастхамапрапты и Гуаньинь. Китай, современная работа. Источник: https://www.ebay.com/itm/284405157710
Амитабха в сопровождении Махастхамапрапты и Гуаньинь. Китай, современная работа. Источник: https://www.ebay.com/itm/284405157710

В ранней китайской пластике, изображающей бодхисаттв, встречаются парные скульптуры, в которых Авалокитешвара (будущая Гуаньинь) опознаётся по фигурке Амитабхи в короне, а Махастхамапрапта - по сосуду.

Махастхамапрапта и Авалокитешвара. Китай, династия Тан, VII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Инв. №: 30.122. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44798
Махастхамапрапта и Авалокитешвара. Китай, династия Тан, VII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Инв. №: 30.122. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44798
Махастхамапрапта и Авалокитешвара. Китай, династия Тан, VII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Инв. №: 30.122. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44798
Махастхамапрапта и Авалокитешвара. Китай, династия Тан, VII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Инв. №: 30.122. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44798

Поэтому когда мы видим то, что выглядит как Гуаньинь, то следует присмотреться к короне - это может быть Махастхамапрапта. Этот бодхисаттва часто встречается в минской скульптуре. Например, в металлической.

Махастхамапрапта. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-5942436
Махастхамапрапта. Китай, династия Мин, XVII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-5942436

И в деревянной. Вот Гуаньинь.

Гуаньинь. Китай, династия Мин (XIV-XVII вв.). Онлайн-каталог аукционного дома Barakat (Лондон). Эл. ресурс URL: https://store.barakatgallery.com/product/ming-dynasty-lacquered-wood-sculpture-of-guanyin/
Гуаньинь. Китай, династия Мин (XIV-XVII вв.). Онлайн-каталог аукционного дома Barakat (Лондон). Эл. ресурс URL: https://store.barakatgallery.com/product/ming-dynasty-lacquered-wood-sculpture-of-guanyin/

А вот - Махастхамапрапта

Махастхамапрапта. Китай, XIII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolithan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.543. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/64967
Махастхамапрапта. Китай, XIII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolithan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.543. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/64967
Махастхамапрапта. Китай, XIII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolithan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.543. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/64967
Махастхамапрапта. Китай, XIII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolithan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.543. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/64967

Самый ранний из обнаруженных китайских "портретов" относится к VI в.

Махастхамапрапта. Китай династия Северная Ци, VI в. Художественная галерея Фрира (англ. Freer Gallery of Art), Вашингтон. Учётный номер: F1916.346a-b. Эл. ресурс URL: https://www.si.edu/object/head-bodhisattva-mahasthamaprapta-dashizhi:fsg_F1916.346a-b
Махастхамапрапта. Китай династия Северная Ци, VI в. Художественная галерея Фрира (англ. Freer Gallery of Art), Вашингтон. Учётный номер: F1916.346a-b. Эл. ресурс URL: https://www.si.edu/object/head-bodhisattva-mahasthamaprapta-dashizhi:fsg_F1916.346a-b

Этот образ остаётся популярным даже в современных бирюльках.

Махастхамапрапта. Китай, современная работа. Источник: https://aliexpress.ru/item/32867058873.html?sku_id=65451174530&spm=a2g2w.productlist.search_results.13.4f474aa6s5lEda
Махастхамапрапта. Китай, современная работа. Источник: https://aliexpress.ru/item/32867058873.html?sku_id=65451174530&spm=a2g2w.productlist.search_results.13.4f474aa6s5lEda

В фонде Дворцового музея Запретного города в Пекине есть и такой образец. Персонаж в одежде и украшениях бодхисаттвы с сосудом в короне вполне соответствует представлениям о Махастхамапрапте. Скульптура выполнена в русле художественных традиций тибетского буддизма, который является комплексным учением на основе Махаяны и Ваджраяны.

Махастхамапрапта. Китай, династия Цин, XVIII (?) в. Дворцовый музей Запретного города, Пекин. Источник: https://www.wisdomlib.org/gallery/the-pao-hsiang-lou-pantheon/5555 . Clark W. E. Two Lamaistic Pantheons. New York: Paragon Book, 1965. Источник: https://archive.org/details/twolamaisticpant0012clar/page/n517/mode/2up
Махастхамапрапта. Китай, династия Цин, XVIII (?) в. Дворцовый музей Запретного города, Пекин. Источник: https://www.wisdomlib.org/gallery/the-pao-hsiang-lou-pantheon/5555 . Clark W. E. Two Lamaistic Pantheons. New York: Paragon Book, 1965. Источник: https://archive.org/details/twolamaisticpant0012clar/page/n517/mode/2up
  • В китайском буддизме Махастхамапрапта олицетворяет могущество всех просветлённых существ. Это и про мудрость, и про духовную чистоту, и про изобилие жизненной силы, которую символизирует сосуд. А также про стойкость и мощь, которые выражаются в ярком свете, который источает бодхисаттва в описаниях из сутр.
  • В тибетском буддизме его роль аналогична: Махастхамапрапта является эманацией Ваджрапани, который тоже олицетворяет могущество всех просветлённых существ.
Авалокитешвара (Гуаньинь). Амитабха, Махастхамапрапта. Корея. Эл. ресурс URL: https://www.zentnercollection.com/items/1197434/Korean-Buddhist-Painting-Amitabha-Triad
Авалокитешвара (Гуаньинь). Амитабха, Махастхамапрапта. Корея. Эл. ресурс URL: https://www.zentnercollection.com/items/1197434/Korean-Buddhist-Painting-Amitabha-Triad

Литература

Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.