Главным женским персонажем пантеона китайского буддизма является Гуаньинь. Это богиня милосердия, образ которой отделился от бодхисаттвы Авалокитешвары.
Китайские последователи Учения позаимствовали из тибетского буддизма традицию выявления и почитания земных воплощений бодхисаттв. Например, вдовствующая императрица Ли, мать Ваньли, императора династии Мин (годы правления 1573-1620), почиталась как земное воплощение Гуаньинь (Елихина, 2014, с. 173).
Поэтому изображения Гуаньинь были особенно популярны в период правления династии Мин (1368-1644) и были представлены в различных формах.
Иконографические признаки закрепляются, когда произведения становятся тиражными. Определяющим иконографическим признаком богини милосердия Гуаньинь становится стилизованная фигурка Будды Амитабхи в короне.
В основе китайского буддизма лежит традиция Махаяны, в которой Амитабха является самой почитаемой формой Будды. Согласно представлениям буддистов, Амитабха принимает под свое покровительство любого человека вне зависимости от добродетелей и происхождения, что делает этого Будду олицетворением высшей формы милосердия.
Будда Амитабха почитается как создатель Сукхавати, или Чистой Земли, которая является ничем иным, как представлением о рае, в котором после смерти физического тела оказываются праведники.
Бодхисаттва милосердия Авалокитешвара выступает в роли помощника Амитабхи. Поэтому фигурку Амитабхи можно увидеть на голове бодхисаттвы.
Гуаньинь - это женская форма Авалокитешвары, соответственно, она может обладать тем же иконографическим признаком. Такова логика буддийской иконографии.
Так вот в китайском искусстве встречается божество, которое схоже с Гуаньинь во всём, кроме одного - в его короне находится стилизованное изображение сосуда.
В период правления династии Тан (VII-X вв.) сосуд для воды (IAST kalasa) появляется в китайской скульптуре, изображающей Авалокитешвару.
Затем этот атрибут мы наблюдаем у Гуаньинь.
В том случае, если сосуд находится в короне, возможна другая атрибуция - Махастхамапрапта (IAST Mahasthamaprapta). И так же, как и Гуаньинь, Махастхамапрапту можно встретить в искусстве Восточной Азии.
В каноническом тексте Махаяны "Большая Сукхавативьха сутра" Махастхамапрапта состоит в группе главных бодхисаттв:
"Существуют восемь великих бодхисаттв. Их имена: бодхисаттва Манджушри, бодхисаттва Авалокитешвара, бодхисаттва Махастхамапрапта, бодхисаттва Акшаямати, бодхисаттва Цветок Драгоценного Сандалового Дерева, бодхисаттва Царь Врачевания, бодхисаттва Высший во Врачевании, бодхисаттва Майтрея".
(c) Избранные сутры китайского буддизма, 1999, с. 309.
Имя бодхисаттвы (IAST Maha-sthama-prapta) состоит из нескольких санскритских слов, в которых "maha" можно перевести как "великий", "sthama" - сила, "prapta" - "достижение" или "достигший".
По-китайски русскими буквами это будет звучать "Дашичжи" (пиньинь Dashizhi) и переводиться: "Достижение Великих Сил".
Вместе с Гуаньинь этот бодхисаттва находится в свите Будды Амитабхи. Махастхамапрапта мужского рода, однако, его изображения ничем не отличаются от изображений Гуаньинь.
В "Большой Сукхавативьха сутре" Авалокитешвара и Махастхамапрапта обозначены как "великие мужи" и описаны следующим образом:
"Тела бодхисаттв Авалокитешвары и Махастхамапрапты во всех отношениях сходны с телами обычных людей. Только лишь увидев знаки на их головах, [можно] узнать, что это Авалокитешвара, что это Махастхамапрапта. Эти два бодхисаттвы помогают Будде Амитабхе духовно преобразить живых существ".
(c) Избранные сутры китайского буддизма, 1999, с. 261.
Также в этой сутре говорится о другом атрибуте Махастхамапрапты - золотом лотосе (там же, с. 266).
В сутрах Махастхамапрапта всегда упоминается в связке с Амитабхой (или Амитаюсом) и Авалокитешварой.
В тексте "Большая Сукхавативьха сутра" Будда рассказывает своему ученику Ананде о двух великих бодхисаттвах, сияние которых озаряет "три тысячи великой тысячи миров".
"Одного из них зовут Авалокитешвара, а другого зовут Махастхамапрапта. Они свершали практику бодхисаттвы в мире Саха и родились в той стране. Они постоянно находятся слева и справа от Будды Амитабхи".
(c) Избранные сутры китайского буддизма, 1999, с. 162.
В другом месте "два великих мужа, Авалокитешвара и Махастхамапрапта" стоят слева и справа от Амитаюса. Слово "Амитаюс" в VII в. встречается как один из эпитетов Амитабхи. Амитаюса начинают описывать дальше, у него появляются индивидуальные свойства, определяющие атрибуты. Так Амитаюс, превращается в особую форму Амитабхи. Текст, видимо, формировался одновременно с этим процессом.
Женская форма Авалокитешвары также формировалась не один век и во время составления сутр не была распространена. Поэтому в триаде Амитабхи бодхисаттву милосердия можно атрибутировать как Авалокитешвару и как Гуаньинь. А Махастхамапрапта - великий муж, несмотря на то, что выглядит близнецом Гуаньинь.
Даже ebay и другие интернет-магазины просвещают на эту тему: с бутылочкой - это Махастхамапрапта, а с человечком - это Гуаньинь.
В ранней китайской пластике, изображающей бодхисаттв, встречаются парные скульптуры, в которых Авалокитешвара (будущая Гуаньинь) опознаётся по фигурке Амитабхи в короне, а Махастхамапрапта - по сосуду.
Поэтому когда мы видим то, что выглядит как Гуаньинь, то следует присмотреться к короне - это может быть Махастхамапрапта. Этот бодхисаттва часто встречается в минской скульптуре. Например, в металлической.
И в деревянной. Вот Гуаньинь.
А вот - Махастхамапрапта
Самый ранний из обнаруженных китайских "портретов" относится к VI в.
Этот образ остаётся популярным даже в современных бирюльках.
В фонде Дворцового музея Запретного города в Пекине есть и такой образец. Персонаж в одежде и украшениях бодхисаттвы с сосудом в короне вполне соответствует представлениям о Махастхамапрапте. Скульптура выполнена в русле художественных традиций тибетского буддизма, который является комплексным учением на основе Махаяны и Ваджраяны.
- В китайском буддизме Махастхамапрапта олицетворяет могущество всех просветлённых существ. Это и про мудрость, и про духовную чистоту, и про изобилие жизненной силы, которую символизирует сосуд. А также про стойкость и мощь, которые выражаются в ярком свете, который источает бодхисаттва в описаниях из сутр.
- В тибетском буддизме его роль аналогична: Махастхамапрапта является эманацией Ваджрапани, который тоже олицетворяет могущество всех просветлённых существ.
Литература
- Елихина Ю.И. Иконография бодхисаттвы Авалокитешвары в искусстве буддизма. // Тибетология в Санкт-Петербурге. Сборник статей. Выпуск 1. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2014. C. 173.
- Избранные сутры китайского буддизма. Пер. Поповцева Д.В., Солонина К.Ю., Торчинова Е.А. СПб.: Наука, 1999. С. 162, 261, 309.
- Титова М. А. Исследование металлической скульптуры Гуаньинь эпохи династии Мин из фонда наследия Рерихов Государственного музея Востока // V Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в русле трансдисциплинарной регионологии : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Олега Марковича Готлиба. Иркутск, 19–21 октября 2021 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; [отв. ред. Е. Ф. Серебренникова]. Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. С. 145-151.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.