В период правления династии Мин (1368-1644) искусство буддийской деревянной скульптуры достигло своего расцвета. Одним из наиболее узнаваемых образов, своего рода визитной карточкой крупной храмовой пластики этой эпохи стала Гуаньинь (пиньинь Guanyin).
Это особая форма Авалокитешвары, которая встречается, в основном, в Восточной и Юго-Восточной Азии. Авалокитешвара олицетворяет сострадание всех просветлённых существ и его китайская “натурализация” интересна тем, что этот персонаж обрёл не только новые варианты иконографии, но и женскую ипостась.
По-видимому, в XIV в. женская форма бодхисаттвы милосердия окончательно отделяется от образа Авалокитешвары, становясь самостоятельным персонажем и приобретая собственный изобразительный канон.
Особая женская форма Авалокитешвары в Китае становится богиней милосердия Гуаньинь, чьё имя переводится как “слышащая плач этого мира”, “внимающая зову мира” и “наблюдающая за звуками мира”. При минском императорском дворе был положительно воспринят тибетский буддизм - комплексное учение, которое сформировалось на основе Махаяны и Ваджраяны.
Из тибетского буддизма, например, была позаимствована традиция выявления и почитания земных воплощений бодхисаттв. Поэтому вдовствующая императрица Ли (1545-1614), мать Ваньли, императора династии Мин, почиталась как земное воплощение Гуаньинь.
Что интересно, несмотря на развитие иконографии, китайская деревянная Гуаньинь сохраняет некоторую андрогинность своего образа в такой традиционной черте, как небольшая грудь.
Деревянная скульптура в китайском искусстве следовала за развитием каменной, глиняной и металлической пластики. И художественные приёмы были одинаковы для всех материалов. Преимущество дерева состояло в том, что позволяло создавать крупные храмовые скульптуры. Поэтому в крупной пластике именно дерево начинает преобладать над глиной, камнем и металлом.
В период правления династии Мин в образах бодхисаттв были популярны округлые моделировки фигур и полные лики с классическими пропорциями черт, стилизованными под китайский этнический тип с продолговатым разрезом глаз и с изогнутой линией верхнего века. Ещё минская деревянная Гуаньинь обладает удлинёнными мочками ушей.
Изобразительный канон этого периода определял все детали облика богини милосердия. Деревянная Гуаньинь эпохи Мин носит корону, волосы собраны в высокую причёску, тонкие локоны спускаются вдоль плеч. Среди украшений встречаются короны, ожерелья и браслеты.
Гуаньинь традиционно изображается в длинной юбке, поверх которой повязан широкий платок. Длинные тонкие шарфы свисают с её рук, обрамляют плечи, грудь и нижнюю часть живота.
Подобное одеяние с большим количеством складок и небрежно завязанными узлами позволяло продемонстрировать высочайший уровень мастерства резьбы по дереву.
Высота этих скульптур превышает метр, а дерево - это живой материал, созданный природой, и эти богини в свободных позах, с достоверным отображением текстур человеческой плоти выглядят как живые. В некоторых скульптурах особенно витально смотрятся руки, выполняющие мудры.
Цветовой канон также был сформирован в период правления династии Мин: красный цвет юбки и синий цвет шарфа, синий цвет волос; также могут быть задействованы, охра, зелёный, золотой.
Деревянная Гуаньинь эпохи Мин может стоять на лотосовом пьедестале или на пьедестале со стилизованными органическими формами. Также возможен вариант, в котором богиня восседает в "игривой" позе Зелёной Тары лалитасана, в позе медитации дхяьянасана или в "царственной" позе с поднятым коленом махараджалиласана.
В короне Гуаньинь можно заметить стилизованное изображение Будды Амитабхи. Это традиционный иконографический признак бодхисаттвы Авалокитешвары.
Среди различных буддийских легенд о появлении бодхисаттвы Авалокитешвары, существует представление о том, что Авалокитешвара был рожден из белого луча, источником которого был Амитабха. Поэтому одним из признаков принадлежности к культу бодхисаттвы Авалокитешвары является стилизованное изображение этого Будды в виде декоративной детали.
Образ Гуаньинь является производным от иконографии Авалокитешвары, и этот отличительный признак перешел в китайскую скульптуру.
Дерево не так долговечно, как металл, поэтому вся минская деревянная скульптура, которая до нас дошла, имеет следы реставрации: укреплённые трещины, восстановленные пальцы и детали украшений, потёртости красочных слоёв, наложенных друг на друга в течение веков.
Несмотря на то, что в период правления следующей династии Цин (1644-1912) буддизм усилил свои позиции, став официальной религией императорского двора, большие деревянные статуи Гуаньинь вышли из моды и утратили свою актуальность. На смену им придёт скульптура меньшего формата, мастера будут выкристаллизовывать новый стиль, отличный от минской жовиальной пышности.
Литература
- Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 2. Гл. ред. М. Л. Титаренко М.: Восточная литература, 2007. С. 23, 267, 399, 422-424.
- Елихина Ю. И. Иконография бодхисаттвы Авалокитешвары в искусстве буддизма // Тибетология в Санкт-Петербурге : сб. ст. Вып. 1. СПб. : Петерб. Востоковедение, 2014. C. 181-182.
- Титова М. А. Исследование металлической скульптуры Гуаньинь эпохи династии Мин из фонда наследия Рерихов Государственного музея Востока // V Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в русле трансдисциплинарной регионологии : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Олега Марковича Готлиба. Иркутск, 19–21 октября 2021 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; [отв. ред. Е. Ф. Серебренникова]. Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. С. 145-151.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен