Гуаньинь (пиньинь Guanyin) - это особая форма бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары, которая встречается, в основном, в Восточной и Юго-Восточной Азии. Появление изображений бодхисаттв в искусстве Китая связано с проникновением буддизма в первых веках нашей эры.
В течение первого тысячелетия нашей эры Авалокитешвара почитался в Китае как мужское божество. К XIV в. у бодхисаттвы милосердия сформировалась женская ипостась, которую мы знаем как Гуаньинь.
В период правления династии Мин (1368-1644) образ Гуаньинь стал особенно популярен. В императорских мастерских он воспроизводился в двух наиболее характерных видах.
Во-первых, это метровые деревянные скульптуры, в которых богиня выглядит как живая.
Во-вторых, это металлические скульптуры, в которых мастера выработали свой канон изображения с неизменным набором одежд, украшений и атрибутов.
Минские металлические скульптуры Гуаньинь изготавливали из латуни и бронзы. Нередко в сплав добавляли 2-5% свинца и это сказывалось на весе. В таких случаях сплав могут обозначить как свинцовая латунь или свинцовая бронза.
Минская металлическая Гуаньинь, подобно своим большим "сёстрам", вырезанным из ивы, липы и тополя, обладает округлой фигурой и полноватым ликом. Лик стилизован под китайский этнический тип с продолговатым разрезом глаз и с изогнутой линией верхнего века.
Использование золотого лака для покраски деревянной и металлической скульптуры также характерно для минской пластики. В декоративном оформлении металлической Гуаньинь могли быть задействованы краски: синяя, красная, зелёная.
- В основе синей краски - перетёртый лазурит, красной - перетёртая киноварь. Определить это можно не только визуально, но и по химическому составу. Лазурит включает в себя кремний и алюминий, а химическая формула киновари содержит ртуть и серу.
Нельзя не заметить, что для минских металлических Гуаниней характерны укороченные пропорции с крупной головой. Вы спросите, почему? Потому что для них был предусмотрен пьедестал, который визуально выравнивал соотношение туловища и головы.
Ранее в юаньских (1271-1368) и раннеминских образцах встречается двойной лотосовый пьедестал, традиционный для индийской и тибетской буддийской скульптуры.
Но затем в XV-XVII вв. голова укрупняется и появляются локальные варианты лотосовых пьедесталов.
В одном из вариантов фигура восседает на лотосовом пьедестале, который закреплен штырём на шестиугольной подставке, создавая иллюзию парящей в воздухе богини.
В другом варианте это округлый лотосовый пьедестал в форме чаши, покрытой лепестками.
Головное украшение Гуиньинь может варьироваться от ажурной диадемы с растительными мотивами до круглой короны с расходящимися кверху зубцами.
В короне Гуаньинь находится один из её отличительных атрибутов - стилизованная фигурка Будды Амитабхи.
- И это пример логики буддийской иконографии, которая позволяет идентифицировать персонажей. Гуаньинь - это женская ипостась бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. А он, согласно легендам, был рождён из луча, источником которого был Будда Амитабха.
- Поэтому если в короне есть Амитабха, то это означает, что персонаж имеет отношение к культу бодхисаттвы милосердия.
Съёмные элементы могут быть утрачены. Один из курьёзных образцов - это Гуаньинь (?) без короны.
"Всё ж роза, как её ни назови". (c)
Однако именно по скульптурам с утраченными элементами видно то, что вся конструкция в совокупности с необычными пропорциями головы и туловища создаёт гармоничное произведение.
Создавая собственную стилистику, минская художественная традиция наделила металлическую Гуаньинь традиционным для китайской культуры ожерельем с подвесками.
Подобные ожерелья являются характерной чертой изображений китайских божеств с древнейших времен. Как отмечают исследователи китайского ювелирного искусства (Неглинская,1999, c. 47), использование подвесных подвижных деталей остается отличительной чертой китайских украшений.
Данный тип ожерелья с его симметричными геометризированными формами в некоторой степени отражал ментальность жителей Китая, выражая стремление к гармонизации окружающей среды.
Ещё в минской металлической скульптуре Гуаньинь носит характерные круглые серьги с треугольными подвесками, которые перекочевали из искусства Тибета. А тибетцы, в свою очередь, заимствовали эту декоративную деталь из индийских и непальских произведений.
Среди музейных экспозиций на минскую Гуаньинь можно полюбоваться в Музее Востока на Никитском бульваре и в открытом хранении 13 пав. ВДНХ.
На Никитском бульваре в экспозиции, посвящённой искусству Китая находятся сразу два образца: метровая деревянная Гуаньинь и металлическая.
А в экспозиции "Мемориальный кабинет Н. К. Рериха" представлена скульптура из коллекции семьи Рерихов.
Этот образец интересен тем, что на лбу богини есть точка, символизирующая "пылающую жемчужину" просветлённого сознания. Она выполнена той же красной краской, которой покрыты губы богини.
Литература
- Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. 2. Гл. ред. М. Л. Титаренко М.: Восточная литература, 2007. С. 23, 267, 399, 422-424.
- Неглинская М.А. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII– начала XX веков. История, семантика, эстетика. М.: Спутник, 1999. С. 47.
- Титова М. А. Исследование металлической скульптуры Гуаньинь эпохи династии Мин из фонда наследия Рерихов Государственного музея Востока // V Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в русле трансдисциплинарной регионологии : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Олега Марковича Готлиба. Иркутск, 19–21 октября 2021 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; [отв. ред. Е. Ф. Серебренникова]. Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. С. 145-151.
- Chinese and Japanese works of art. The collection of Mr. G.F. Saito. New York: American Art Association, 1926 P. 40.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен