Доброго времени суток всем посетителям моего канала, здоровья Вам, благополучия и мира.
В августе месяце, когда происходит налив, рост и окрашивание виноградных ягод остро стоит вопрос о максимально возможном сохранении урожая. Данный вопрос является актуальным как для начинающих виноградарей с небольшим опытом выращивания любимой культуры, так и для виноградных «гуру» опробовавших различные варианты защиты винограда и чётко выстраивающих стратегию защиты урожая по заранее проверенной схеме.
Кроме болезней грибкового характера, таящих в себе угрозу частичной или полной утраты урожая, возможных солнечных (термических) ожогов ягод, реально вдруг проявившихся на винограднике с приходом экстремально высоких температур, вносят свою лепту насекомые вредители и птицы, которые тоже не прочь полакомиться сладкими виноградными ягодами.
Кстати, в книге «Русский зимостойкий виноград» А.И.Потапенко рассказывается, что когда участники экспедиции в Уссурийскую тайгу для отбора дикорастущих форм винограда с целью пополнения коллекционного генофонда амурского винограда, приступили к своей работе, то именно птицы, чинили им своеобразные препятствия. Самые ранние формы винограда с самыми сладкими ягодами в коллекцию не попали, т.к. птицы опережали участников экспедиции и склёвывали под чистую все созревшие ягоды.
Начну с оидиума.
Если болезнь уже слишком запущена и грозди поражены полностью «в хлам», спороношение (белый налёт) и на ягодах, и на гребне, то в таком случае сохранить урожай не получится, урожай придётся выбросить.
Если на отдельных ягодах видны только места частичного потемнения, то спасти гроздь ещё можно попытаться, но я лично вырезаю такие ягоды ножницами.
Отдельные виноградари рекомендуют обработку таких ягод раствором марганца, фурацилина, питьевой соды с йодом. Говорят, что при таких процедурах кожица ягоды очищается.
Возможно, что кому – то и удаётся такими способами очистить кожицу у повреждённых ягод, однако при повреждении клеток кожицы, она в этом месте теряет эластичность и при росте ягоды не способна растягиваться. Как результат – кожица ягоды при дальнейшем росте в этом месте лопается и обнажаются семена, но рана на ягоде (при жаркой сухой погоде!) подсыхает, и ягода не источает неприятного запаха «гнилой рыбы» как при растрескивании при 100% поражении оидиумом.
Такое же растрескивание (с сухой раной) возможно при механическом повреждении кожицы ягод в жаркую сухую погоду.
Если кроме отдельных ягод в грозди оидиум повреждает гребненожку или элементы гребня, то такую гроздь спасти не удастся, её необходимо удалить.
При поражении отдельных ягод в грозди милдью.
В данном случае заражение произошло через плодоножку, и инфекция поселилась внутри ягоды. Никакие обработки «народными средствами» и «танцы с бубном» вокруг куста здесь не помогут, повреждённые ягоды вместе с потемневшей плодоножкой следует удалить и освободить гроздь от повреждённых ягод.
При крупных гроздях и ягодах иногда такое «прореживание» идёт на пользу – ягода становится крупнее, гроздь становится более нарядной, быстрее окрашивается и созревает.
Солнечные ожоги.
Данная проблема чаще всего застаёт врасплох, как и в данном сезоне на моём винограднике, кто же мог ожидать, что при относительно благоприятных прогнозах погоды вдруг буквально за одни сутки температурный режим так значительно изменился и стало не просто очень жарко, а буквально Сахара обожгла всё вокруг своим горячим дыханием. Спустя двое суток следы активного солнца выпукло обозначились не только на ягодах винограда (Слава Богу, что только на отдельных сортах и кустах!), но и на малине, томатах, сладком перце.
В очень жаркую погоду виноград приостанавливает рост, созревание, сахаронакопление, а работает только на выживание, спасаясь многократно усилившейся транспирацией.
Можно ли сохранить грозди, пострадавшие от солнечных ожогов?
Можно, если удалить обожжённые ягоды и прикрыть грозди от прямых солнечных лучей.
В дело идут бумажные колпаки на каждую гроздь, солнцезащитные сетки, старая тюль, куски спанбонда и т.п.
Град.
Явление довольно редкое, но весьма грозное. Всё зависит от интенсивности града и размера градин. И таки ведь случилось, примерно неделю назад. Нет не у меня, а у моего хорошего друга, опытнейшего виноградаря, активного члена клуба Лоза Донбасса. А проживает он примерно в 40 км от меня.
Когда мы встретились, то таким подавленным и угнетённым я его никогда не видел. Спросил его: «Что - то с семьёй?». Он ответил, что с семьёй всё в порядке и рассказал, что за 66 лет своей жизни такого града никогда не видел, градины были размером с крупное куриное яйцо. Виноградник не просто пострадал, а практически уничтожен. От гроздей, которые в перспективе могли быть более килограмма осталось по 2-4 целых ягоды. Побеги толщиной в палец и прививки такой же и большей толщины срезаны словно бритвой. Листья почти все разорваны в клочья и устилают землю, а на многолетней древесине кустов громадное количество огромных ран.
Вот такие последствия проявления разбушевавшейся стихии. Попытки успокоить и поддержать его в данной ситуации у меня не очень получились. Да я и не знаю, как бы сам прореагировал на аналогичную ситуацию случись она у меня (тьфу, тьфу - постучал по дереву).
Желаю всем виноградарям щедрых урожаев любимой культуры и поменьше проблем на виноградниках.