Статья представляет собой поток рефлексии автора на темы, связанные с производством смазочных материалов. В основном, это наблюдения за рынком за последние пару лет и немного инсайдерской информации. Пытаюсь быть объективным, но скорее всего - не до конца объективен.
В марте-апреле 2023 года рынок смазочных масел в РФ переживал кризис. Так, у нас за месяц были выкуплены все складские запасы продуктов, как для легковых автомобилей, так и для спецтехники. В несколько месяцев с рынка ушли очень значимые игроки в лице Shell, Castrol, Chevron и проч.
Образовавшийся на рынке вакуум со страшной силой начал заполняться всем подряд. Туда потянулись поставки серого импорта, свой кусок пирога отрезали гиганты наподобие ЛУКОЙЛа, но больше всего выросли относительно небольшие и малоизвестные блендеры. Имя им легион, перечислять нет смысла.
Объединяет их в основном то, что производятся на крупных площадках бок о бок друг с дружкой, в этом плане Пушкино и Дзержинск одни из лидеров локализаций. Во вторых, как правило, не имеют сколько либо серьезной научной и опытной базы производств. Практически не имеют одобрений производителей техники, тем более - зарубежных. Редко имеют развитую сеть дилеров, часто большая часть дилеров это различные ИП, неравномерно распределенные по регионам.
Соответственно, главной проблемой всех этих производств является отсутствие понимания производителя, как тот или иной продукт влияет на автомобили.
Чтобы развить ключевую мысль этой статьи, мне придется провести небольшой ликбез для читателей. Итак, поехали.
Применимость масла для автомобиля определяют спецификации производителя автомобиля. Это он указывает, какие свойства должно иметь масло. Далее есть два пути.
Самый лучший, это когда производитель автомобиля проводит тест и сообщает, что масло получило одобрение (допуск, одобрение).
Второй путь, производитель масла сам проводит проверку своего продукта и сообщает, что его масло соответствует качеству.
Прошло ли масло проверку производителя автомобилей, быстрее всего понять по его техническому описанию. Оно всегда есть на сайте производителя.
Таким образом, если мы видим слово "допуск" или "одобрение" то это проверенный продукт.
Если же там написано "соответствие", "технические стандарты" или все подряд, без разделения - то это скорее всего хитрые манипуляции руками и ничего более. Масло проверку производителями техники не проходило, либо она была минимальной.
Но может быть, производитель масла сам правильно сможет проверить, подойдет ли продукт для техники? Давайте откроем Afton handbook, это справочник от ключевого производителя присадок. Найдем страницы, где описываются тесты, входящие в спецификацию mb 229.5).
На рисунке выше приведены часть тестов, которые проводит Мерседес. Конкретно это страничка с указанием теста на стандартном двигателе с последующим его разбором и дефектовкой. То есть, для каждого выпускаемого продукта каждый производитель масла должен держать несколько проверочных стендов и серьезную лабораторию. Разумеется, это фантастика.
Для желающих углубиться в тему, рекомендую сервис проверки одобрений масел Мерседес. К сожалению, сейчас на нем есть только зарубежные масла, в рамках санкций отозваны действующие разрешения для РФ. Однако, там есть ряд продуктов с европейскими представительствами, например, европейское отделение ЛУКОЙЛ. Как бы то ни было, масел Kixx в листе 229.5 нет ни российских, ни каких то других.
В таком случае, как же проверяют обычно пригодность масла для использования в технике? По имеющейся практике, есть два варианта.
Первый, это выбрать из всего перечня тестов API, ACEA, OEM и прочих других те методы, которые ты можешь себе позволить иметь. В основном это лабораторные тесты наподобие зольности, кинематической вязкости и прочие. Набор их определяется в основном возможностями такого производителя, а также его целями. Если мы говорим только о производстве, то в первую очередь будут представлены лабораторные тесты выходного контроля качества партий.
Второй вариант, это ресурсное тестирование масел. То есть, мы берем масло и следим, как оно работает в автомобиле. При этом, об общем влиянии на ресурс техники мы получим очень смутное представление. В первую очередь мы видим, что происходит с самим маслом.
Заметили подмену? Если с маслом все хорошо, это еще не значит, что с техникой на всем интервале ее пробега до кап ремонта будет порядок.
Вот типичный пример такой подмены понятий. Ребята провели мониторинг Рольфа на одном ТО, получили неплохую динамику старения масла. На основании ее они делают вывод, что масло неплохо подходит для техники. Что же случилось бы со всеми этими "рапидами, солярисами и камри", если бы они на этом Рольфе ездили все время - науке сие неизвестно.
Важно. Я не занимаюсь антирекламой Рольфа, но мне не нравится, что десятилетиями выстроенные методики тестирования масел заменяются мимолетными проверками на нескольких единицах техники. Тем более, что к конкретному мониторингу есть и еще ряд других вопросов - почему для продуктов A3/B4 взяли вязкости 5w-30, откуда подозрительно параллельные динамики падения TBN, зачем на Камри не Ilsac gf-6a и прочее.
Так что же делать, спросите вы меня? Ежели в условиях санкций отозваны одобрения производителей, с испытательной базой проблемы, а рынок заполняется товаром непонятного качества?
- Берите товар игроков большой тройки. Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть. Большая часть их продуктов была доступна и до кризиса, они лучше представляют рецептуры. А их возможности в части научных и опытных разработок куда шире, чем у локального производителя в каком-нибудь Ижевске. К тому же, у того же ЛУКОЙЛа полно зарубежных филиалов, которые дают много возможностей по обходу санкций. Заводы в Австрии, Финляндии, Казахстане.
- Ищите товары зарубежных производителей, представленные в РФ не серым импортом. Достаточно много зарубежных производителей никуда не ушли, а наоборот, расширили свое присутствие здесь. Для нас примером будет ROWE и MOTUL. Правда, первый вырос, а вот второй наоборот - отказался от импорта CVL направления.
- Если берете импорт, проверяйте, что на продукте есть действующее одобрение. Не надо думать, что за рубежом все хорошо, и уж там то точно проверяют качество.
Здесь надо обозначить важный момент. Я не против существования и конкурентоспособности локального бленда. Есть множество небольших, но достойных блендеров. Ну, по крайней мере, есть неплохие продукты. Я сейчас говорю про возможности брендов в целом и что делать человеку не-из-индустрии-масел. Тем, кто не обладает инсайдерской информацией и не читает форумы типа ойлклаб. Лично я из российских локализаций доверяю таким блендам как ЛУКОЙЛ, Газпромнефть, Teboil (завод Торжок, бывший Shell), Fuchs (локализация в Калуге), Taif.
В заключение, хочу погрустить на тему коммерческой гонки, в которой мы оказались. Большинство по вполне понятным и прагматичным соображениям сейчас вкладывается в развитие территорий, но в меньшей степени в научную базу и разработку редких продуктов. Последним в какой-то степени занимаются производители, ориентированные на сотрудничество с индустрией. Все, что там можно было легко заместить, давно заместили. Относительно свободен только рынок технологичных и дорогих продуктов. На нем несколько мешает серый импорт, но в остальном там не очень тесно. Из наших партнеров подобными вопросами занимается казанский производитель СОЖ и спецжидкостей "Технология" и пермский завод смазочных материалов "SMK".