Найти тему
12 канал Омск

«Вещи, пропитанные любовью»: в музее им. Врубеля открылась выставка Дулёвского фарфора

Куратор проекта Иван Гольский посвятил его памяти своей наставницы Людмилы Ведерниковой.

Экспозиция «Мое наследство — Дулёвский фарфор» (0+) включает около полусотни экспонатов. Число невелико, но за каждой вещью — история. Вот например, необычные «Кактусисты» — скульптурки, которые предназначены быть подставками под кактусы. В 1987 году их создала художник Галина Соркина.

-2

«В музее нельзя выставлять живые цветы, деревья. Раньше мы всегда выставляли фигурки пустыми и приходилось на экскурсиях объяснять, зачем нужны эти выемки на шляпах. Потом, уже живя в Америке, в 2013 году Галина Соркина специально для нашего музея расписала тарелки, изобразила на них кактусистов, чтобы мы имели возможность показать зрителю, что в шляпах должны быть цветы. Но к этой выставке мне позволили немножко нарушить инструкцию — разместить здесь живые кактусы, как и было задумано. Кактусы выживут и в витрине, их поливать не надо. Я специально искал подходящие растения, и очень рад, что нашёл», — рассказал Иван Гольский.

-3

С 2004 по 2017 годы Иван был сотрудником омского музея им. Врубеля. Его наставницей здесь оказалась удивительная женщина — хранитель коллекции керамики и стекла Людмила Романовна Ведерникова. Именно она привила молодому человеку интерес к Дулёвскому фарфору.

-4

«Человеческий фактор. У Людмилы Романовны сложилась очень близкая дружба с Астой Давыдовной Бржезицкой — мастером фарфоровой скульптуры, которая работала на Дулёвском заводе. Галя Соркина — ученица Бржезицкой. Это два поколения, разный язык, но всё, что они создали, это вещи, пропитанные любовью. И я сейчас продолжаю хранить это наследство. Хожу в Москве на Новодевичье кладбище и прибираю могилу Асты Давыдовны. Занимаюсь исследованием её биографии, провожу выставки и экскурсии, читаю лекции про Дулёвский фарфор», — поделился Иван Гольский.

-5

Ивану удалось, в частности, установить имена нескольких моделей, с которыми работала Бржезицкая. Так, для скульптуры «Хозяйка медной горы» ей позировала народная артистка СССР Тамара Макарова. Она играла эту роль в фильме «Каменный цветок».

-6

Интересной оказалась история работы «Татарский танец», которая изображает девушку в стилизованном национальном наряде.

-7

«Я нашел документ, что работа «Татарский танец» изначально называлась «Портрет артистки Большого театра Ирины Орлик в сцене Татарский танец». Через соцсети нашлась внучка этой балерины, которая по моей просьбе взяла интервью у бабушки. Ирина Орлик рассказала, что этот танец был вставной сценой балета «Конёк-Горбунок». Сама Ирина была дочкой подруги Асты Бржезицкой, выпускницей московского хореографического училища. Аста Давыдовна приходила на выпускной Ирины», — сообщил исследователь.

-8

Ещё одна страница истории — Дулёвские сервизы. Обычно считается, что художественные музеи должны собирать только штучные авторские вещи, а бытовую посуду коллекционируют краеведы. Людмила Ведерникова была в корне не согласна с такой позицией, и по её инициативе музей Врубеля стал формировать коллекцию образцов той продукции, что выпускали советские фарфоровые заводы.

-9

Это оказалось очень актуальным, когда после распада СССР заводы один за одним стали закрываться, а у оставшихся производителей стала снижаться планка качества.

«Грамотный чайник выпускает только Дулёво: чтобы чайник не испортил вашу скатерть, носик должен быть остреньким и чуть-чуть приподнятым. От этого много брака — отоломилось, отбилось. И Ленинград выпускает обрезанный носик. А чашка здесь, у Дулёва, слегка развёрнутая по краю, чтобы капля не образовывалась под губами — не портила вид чашки», — рассказывает эксперт по фарфору.

-10

Стильный сервиз в бело-чёрно-золотой гамме создал художник Отари Мухигули. В формах посуды читаются грузинские кувшины.

«Меня часто спрашивают, почему Мухигули не сделал носик у сливочника. Думаю, он решил оставить традиционную форму кувшина, а с другой стороны — какая-то пошла в 60-е годы волна, что сливочниками не очень-то пользуются. И сахарницы стали делать без ручек — как шкатулочки. И многие сахарницы без крышек: вы можете в маленькую вазочку превратить, маленький букетик поставить», — рассказывает Иван Гольский.

-11

Переехав в Москву, омич сохранил связи с бывшими коллегами. По просьбе Людмилы Ведерниковой, а потом и в память о ней он приобретал в столице разные образцы Дулёвского фарфора и сейчас преподнёс эту небольшую коллекцию в дар музею им. Врубеля.

-12

«Дулевский фарфор — наша любовь, наша страсть, особая история, которую мы знаем изнутри благодаря рассказам Асты Давыдовны и Галины Соркиной. Эта выставка открывается в Год педагога и наставника, когда мы говорим спасибо нашим учителям. А я говорю спасибо Людмиле Романовне и музею Врубеля накануне его столетия. Спасибо, что меня всему научили. Всё, что я делаю сейчас в Москве, я делаю по омскому стандарту», — заявляет Иван Гольский.

-13

До своего отъезда в столицу Иван проведёт на выставке две кураторские экскурсии — 19 и 20 июля. Выставка будет работать до 26 ноября.

Текст и фото: Наталья Семенова.