Экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в первом полугодии 2023 года составил $4,6 млрд, что в 6,4 раза (на 543%) превышает аналогичный показатель первой половины 2022 года ($715 млн). Об этом свидетельствует статистика Главного таможенного управления КНР. За полгода из Китая в Россию завезли более 320 тысяч легковых автомобилей и других транспортных средств. Если раньше китайские машины занимали 10% авторынка России, то сейчас все 70%, подчеркивают аналитики. Такие коррективы внесли западные санкции – сотрудничество РФ с Поднебесной укрепилось и расширилось на их фоне.
Эксперты подчеркивают, что китайские автомобили не просто так удерживают на рынке России и, в частности, Тюменской области:
«В Тюмени покупательский интерес к авто китайских производителей вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При характеристиках, сопоставимых с характеристиками известных автобрендов, китайские авто обладают значительно меньшей стоимостью, а по комплектации даже превосходят некоторые марки. Обслуживание машин у официальных дилеров отличается доступной ценой. Например, у автомобилей Chery широкий модельный ряд, привлекательный дизайн, высокое качество сборки и доступность запчастей» - рассказала маркетолог Чери Восток Моторс Юлия Коновалова.
Как сообщили в Банке России, при стабильной доле отечественных моделей большая часть доступных автомобилей теперь представлена импортом, причем в его структуре стали преобладать подержанные модели, на которые приходится более трети совокупного предложения.
В Автостате напомнили, что официальные поставки иномарок в Россию сейчас осуществляются только с Китая. Но это, судя по статистике, совсем не смущает тюменского покупателя, а напротив радует. Автомобили давно достигли высшего уровня технического оснащения, имеют все типы моделей от бюджетных до премиум-версий, а также легки в обслуживании, благодаря наличию дилерских центров и всех видов запчастей в доступе.
Владельцы иномарок из других стран столкнулись либо с огромным повышением цен на ремонт, либо с отсутствием запчастей вовсе. Политические эксперты подчеркивают, что пока не предвидится улучшения отношений России с Западом, поэтому доля китайских авто в стране будет стремительно расти. Также, будет постепенно увеличиваться и оборот других товаров между странами.
В 2022 году такие азиатские страны, как Япония и Южная Корея тоже ввели частичный запрет на экспорт новых автомобилей в Россию. При этом в июле спрос на подержанные японские автомобили без пробега по России вырос на 32,5% по сравнению с прошлым месяцем, сообщили аналитики автопортала «Дром». Пик запросов пришелся на 19 июля и составил 80%. Как и в случае с б/у авто без пробега по РФ, рынок машин с пробегом отреагировал как на новости о грядущих японских санкциях, так и на новости о повышении утилизационного сбора.
Экономические изменения, открытие новых возможностей сотрудничества и введение санкций определенно совершили революцию на авторынке страны. Пока неизвестно, как ситуация будет складываться во втором полугодии 2023 года. Эксперты прогнозируют, что европейский и западный автопром может и вовсе перестать пользоваться популярностью среди россиян в ближайшие несколько лет.