Сегодня на месте привычных нам названий автомобильных марок красовавшихся на месте фасадов дилерских центров, все чаще можно увидеть наименования китайских компаний. Словно стая голодных гиен почувствовавших легкую и обильную добычу автомобильные фирмы из Поднебесной ринулись в Россию. Правда вот в желании заработать они, не имея реальных конкурентов, задрали цены так, что мы придя в автосалон вынуждены поддерживать отпавшую челюсть руками, да еще и ловить ладонями свои глаза просто вылетающие из орбит. В непомерных ценниках конечно виноваты не только наши "новые друзья". В том, что бюджетный автомобиль сегодня начинается в полутора миллионов рублей есть и доля вины министерств и ведомств РФ. Как раз 1 августа 2023 года, вступают в силу новые правила повышающие утилизационный сбор. А значит и машины станут стоить еще дороже. Но я сегодня не об этом.
История действительно циклична и она часто повторятся. Причем маятник раскачивается то в одну, то в другую сторону. К примеру вся автомобильная промышленность Китая, и это ни для кого не секрет, была построена в 50-х годах прошлого века. Причем именно при помощи СССР. Впрочем, жители самой большой страны в Азии, копировать или говоря проще воровать у других не гнушались никогда. Попался мне на глаза занятный документальный фильм снятый китайскими кинематографистами в далеком 1959 году и вот там то я и увидел массу интересного.
Называется он 欢庆十年. Я конечно в китайском языке не силен, но судя по английской транскрипции иероглифы можно перевести как : A Century of Revolution / Let's Celebrate 10 а значит и посвящен он десятилетнему юбилею образования Китайской Народной республики. В честь чего на площади Тянанмынь и проходил большой парад который принимал тогдашний лидер Мао Дзэдун, кстати большой друг Советского Союза. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в картине мы можем увидеть советскую бронетехнику. Это и ИСУ-152, которая в отличие от СУ-152 строилась на базе тяжелого танка ИС.
И самоходная артиллерийская установка СУ-100 ставшая дальнейшим развитием самоходки СУ-85 и базировавшаяся на платформе танка Т-34-85.
Кстати в КНР они не выпускались. По лицензии бронемашины производились только в ЧССР. Но вот дальше начинается интересное. Смотрите, мы видим артиллерийские тягачи совершенно незнакомой конструкции. Они действительно не похожи ни одну известную машину. Берусь предположить, что это уже продукт местного творчества. И перед нами видоизмененный советский тягач АТ-С. Да, у него совсем иная морда, зачем-то появился уродливый горб на капоте. Но вот три лобовых стекла и даже положение фары-искателя напрямую указывает на то, что это скорее "доработанный" местными умельцами гусеничный тягач из СССР.
Правда военная техника меня интересует мало. А вот тракторы, легковые и грузовые машины и другая спецтехника привлекает сильно. Поэтому на возглавляющий колонну ГАЗ-69, а это именно он, я внимания обращать не стану.
Но, посмотрите, за "газиком" вроде бы едет колонна ЗИЛ-157. Но на самом деле это выпускавшиеся в КНР полноприводные грузовики Jiefang CA-30. Являвшиеся его точной копией.
Ну парад на то парад, что бы там все выглядело красиво. И к реальности он никакого отношения не имеет. Кстати грузовики Tatra 111 тоже самые настоящие. Китайцы их не подделывали, их поставляли из Чехословакии.
Но вот появляются в кадре и два действительно интересных автомобиля. Это лимузин Beijing CB4 или Пекин СВ4. Который сделали на Первом пекинском заводе автомобильных аксессуаров.
А вот и открытые лимузины Hongqi CA 72 J.
Лично мне показалось странным, что оба автомобиля удивительным образом похожи на американскую машину Buick 1956 модельного года. Хотя, что тут необычного. Ведь инженерам, для ознакомления был передан именно этот автомобиль. Потому и внешность и самое главное двигатель и трансмиссия очень походят на американский образец. Конечно можно снять шляпу перед специалистами, ведь машину им передали 5 августа, а 10 сентября состоялась презентация представительной модели. 1 октября 1958 года кабриолет и лимузин приняли участие в параде.
Я нашел уникальную фотографию на которой запечатлены четыре Hongqi CA72, три Beijing CB4 и два Tianjin Heping 2 стоящие в ряд на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1959. Дело все в том, что за право делать лимузины для правящей верхушки боролись сразу три компании Хунцы, Пекин и Тяндзинь. Но как мы знаем сегодня победил именно Хунцы.
А вот и более поздняя модель Hongqi CA 72. Эта машина повторяла уже совсем другую машину, правда тоже американскую. Это был Chrysler Imperial Four Door Sedan 1955 года выпуска. Он оснащался точно таким же мотором V8 объемом 5.4 литра. Машину эту подарили Мао Цэдуну, но поскольку он на ней никогда не выезжал, то подозреваю, что ее сразу отправили для "ознакомления", читай копирования, инженерам. Почему машины разные? Обратите внимание на задние двери. На черно белой фотографии хорошо заметно, что задние двери открываются против хода движения. На других машинах они стали обычными.
Поехали дальше. Вот тут мы можем увидеть некий внедорожник, причем судя по виду это чистый "китаец". И как мне кажется перед нами Beijing BJ210. Но вот, что странно прототипы этой модели по идее должны были появится в 1961 году, по крайней мере заводские фотографии датируются именно этим периодом. Но фильм то 1959, и выходит, что прототип сделали намного раньше. На самом деле этот внедорожник был "сборной солянкой", поскольку за основу был взят американский Willys MB, который неимоверно изуродовали, это видно по вырезам в боковинах кузова и отсутствию дверей. Ну а после просто засунули в него двигатель и трансмиссию от ГАЗ-69.
А вот и настоящий(!) Китайский(!) ну скажем так "автомобиль". Эту коробочку изобрели в Университете Цинхуа и даже некоторое время производили на Втором авторемонтном заводе в Пекине. Машинки назывались Weixing, что означает "спутник". Впервые машину показали в 1958 году, причем ее презентация была приурочена к визиту корейского лидера Ким Ир Сена в КНР. Сопровождал его премьер-министр Чжоу Эньлао. Глава КНДР сидит рядом с водителем, а китайский министр на пассажирском сидении позади.
Все мини-автомобили Weixing были четырехместными. Выпускалось пять различных моделей. Поэтому и сведения о силовых агрегатах разняться. Длина могла варьироваться от 2400 до 2700 мм. Ширина от 1080 до 1250 мм. Даже моторы были разными. Одно- и двух-цилиндровыми мощностью от 10 до 18 лошадиных сил.
Ну а теперь к самому интересному. Итак, на фото ниже мы можем увидеть грузовики. Причем на первый взгляд это отечественные ЗИС-150. Но на самом деле это Jiefang CA 10. Почти точная копия советского автомобиля, который кстати производился в КНР до 1986 года. Ну это я так, к слову. Если у кого-то еще возникают вопросы о китайском автопроме.
А вот и еще один экземпляр, на этот раз трактора. Если не обращать внимание на иероглифы, то можно принять эту машину за ДТ-54.
Но на самом деле это Dongfanghong-54, его точная копия. Производство китайского клона было налажено на "Первом тракторном заводе", построенном в городе Лоян при помощи советских специалистов. Первый трактор этого типа выехал со сборочной линии 20-го июля 1958 года. Кстати первоначально даже комплектующие приходили из СССР. Вот смотрите, если обратить внимание на облицовку радиатора, то можно увидеть аббревиатуру ХТЗ(Харьковский тракторный завод).
А вот ее уже нет.
Это экскаватор ЭКГ-4(Экскаватор карьерный гусеничный). Но скорее всего они подставлялись из СССР. Ведь выпускались машины на Уральском заводе тяжелого машиностроения им.С.Орджоникидзе с 1956 по 1962 годы.
Это хлопкоуборочная машина СХМ-48 или хлопкоуборочная машина производимая на заводе Татсельмаш. В движение она проводилась при помощи трактора который выпускали на Ленинградском заводе "Красный путиловец".
Правда перед нами модель, судя по пневматическим колесам трактора "Универсал", которую собрали во Владимире. Надпись на кузове сборника тоже на русском, видно окончание "НА" можно сделать вывод, что это машина.
Попадают в кадр и польские и чехословацкие трактора Ursus и Zetor. Впрочем думаю про автомобили и трактора я уже достаточно рассказал. И более подробно говорить о них не будем. А вот о летающей технике, а именно о самолетах и вертолетах, поговорим отдельно. Вот мы видим как собираются вертолеты. По внешнему виду любой определит, что это советский Ми-4. Но на самом деле это его китайский вариант Z-5 или Zhishengji-5. Их делали изначально под присмотров советских инженеров на Harbin Aircraft Manufacturing Corporation на базе вертолета Ми-4.
Причем первый полет машина совершила в 1958 году. И как раз к празднованию 10-й годовщины революции он совершил свой первый полет. Однако, после резкого охлаждения отношений между СССР и КНР с документацией возникло много трудностей. Даже лопасти изначально изготавливались из сосны, в то время как на советской машине они были металлическими.
Перед вами вовсе не советский истребитель МИГ-17, а его китайский собрат, собранный изначально по технической документации конструкторского бюро МиГ. И назывался он Shenyang J-5. Правда выпускали его только до 1959 года. Позднее пояилась модифицированная версия Shenyang J-5А.
Как видите копировать, а точнее "воровать" технологии в Китае умели всегда. Правда вот как показывает практика повторить что-то мало. Нужно еще научить собранные образцы правильно работать. А вот это в КНР получается не всегда.