Найти тему
Торжество православия

Советы святых отцов о молчании. Больше молчите.

Игорь Сильченков, иерей, говорил: «Сначала сердце согреется молитвою, и в нас начнёт гореть огонь любви. И если мы начинаем открывать двери своей бани, то есть открывать рот и говорить, то очень скоро сердце наше станет холодным. Потому что всё тепло уйдёт в слова и праздные речи».

Поэтому, конечно же, священники благословляют нас после причастия молчать, ни с кем не разговаривать. Чтобы огонь любви Божьей и радости, которыми наполнено сердце, не потух.

Каждому человеку порой приходится испытывать на своем жизненном пути немало различных трудностей, от воздействия которых может зависеть их дальнейший исход судьбы. И когда собственных усилий оказывается недостаточно, единственной надеждой остается прямое обращение к Богу. В нашем телеграм канале, читайте какие ТРИ МОЛИТВЫ, должен знать православный человек, https://t.me/molitvaikona/8493 .

Святые отцы советуют молчать не только после причастия, но и большее время своей жизни. Даже русская народная пословица говорит нам об этом:

«Слово — серебро, молчание — золото».

То есть лучше молчать, чем говорить.

Хотя они часто используются взаимозаменяемо, термины "молчание" и "тихость" не являются синонимами. Молчание частично подразумевает отсутствие окружающего шума, а также внутреннее состояние или отношение, которое позволяет нам сосредоточиться, «сосредоточиться» на присутствии Бога и услышать Его «подвижный, маленький голос».

-2

К тишине добродетель тишины добавляет как спокойствия, так и концентрации. Тишина подразумевает состояние телесного покоя в сочетании с творческим напряжением, которое позволяет человеку общаться с Богом посреди толпы. Это означает открытость божественному присутствию и молитве: молитва понимается как божественное дело, совершаемое Самим Богом. Как настаивает апостол Павел, мы молимся не мы, а Дух молится в нас (Рим 8:26).

Тишина способствует тишине; она незаменима для тишины. Однако внутренняя тишина выходит за рамки молчания, поскольку ее цель состоит в том, чтобы очистить сердце и проблему в чистой молитве. Это очищение включает в себя тело в его полноты, потому что тело и душа, как и разум и сердце, в конечном итоге неразделимы.

Мы слишком торопимся утром, слишком устали ночью и слишком заняты между ними, даже чтобы произносить несколько молитв или прочитать несколько строк Священного Писания. Как можно ожидать, что мы будем культивировать тишину, одиночество и тишину в таких условиях?

-3

К сожалению, этот вопрос обычно риторический. Это представляет собой возражение и отказ. Тем не менее, для тех, кто этого хочет, культивирование этих добродетелей, по крайней мере, в скромной степени, очень возможно. Это требует определенной дисциплины и, во-первых, много терпения. Но понемногу опыт внутренней тишины создает тишину по Богу, который увековечивает себя. Постепенно это становится необходимостью в нашей жизни, например, есть, спать или дышать. Мы не можем существовать без него.

Однако эта тишина является даром благодати. Мы не можем его сфабриковать, но мы можем предпринять небольшие шаги, чтобы открыться этому. И на эти маленькие шаги Дух реагирует изобилие.

Каждому из нас придется найти свои самые эффективные средства, чтобы приобрести меру тишины и склонность к молитве. Для многих людей достаточно выбрать определенное пространство - например, уголок значка в спальне или кабинете - и установить, насколько это возможно, фиксированное время каждый день. В одиночку, вдали от телефонов и других отвлекающих факторов, мы можем зажечь свечу перед иконой, а затем встать, посидеть или встать на колени в течение нескольких минут, пока внутренняя статика не утихнет. Приложите сознательные усилия, чтобы расслабить мышцы и конечности, и дышите глубоко и медленно. (Это не йога, и это не «методы»; они являются средством восстановления естественной гармонии между разумом и телом, которую слишком легко потерять с неистовым темпом нашей повседневной жизни.)

-4

В тишине этого места принесите свой разум и сердце, чтобы сосредоточиться на Божьем присутствии. Тогда позвольте Святому Духу направлять вашу молитву наиболее подходящим и необходимым способом. Прошу прощения за свои собственные нужды; просите прощения для тех, кто обидел вас; предлагайте заступничество за тех, кого вы любите, за бедных, больных и страдающих; и во всем благодарите и хвалите Того, кто полностью разделяет мировую боль и горе, включая вашу собственную. Позвольте молитвам Церкви, включая Псалмы, прийти на ум, если вы смогли посвятить их памяти.

Эта тишина, приобретенная простой, но верной дисциплиной, является как предварительным условием для молитвы, так и ответом на молитву. С одной стороны, он описывает путь, движение, паломничество в глубины "секретного сердца". Но как только он утвердился в этом священном пространстве, он раскрывает присутствие Бога и делает Его известным во всей Его силе, величии и любви.