А Тёмка выбежал на крыльцо:
- Пап! Представляешь! Анютка научилась вставать! За мои руки держится, поднимается и стоит! Пойдём, – сам увидишь!
Саня замер. Он видел дочку совсем крошечной, – когда она только родилась. Врачи сказали: скорее всего, она не будет ходить… А Сане с тех самых пор почти каждую ночь снится, как его Анютка идёт ему навстречу, – по тропинке, вдоль которой светлеют и трепетно колышутся тоненькие свечечки пахучего донника, а он останавливается, раскидывает руки в стороны, и Анютка быстро-быстро бежит к нему… А ещё Саня часто видит во сне, как Анютка танцует, – в красивых-красивых, лёгких туфельках и в облачно-невесомом платьице светло-василькового цвета.
А наяву он видел впервые, – как Анюта уверенно взялась за руки старшего брата и поднялась с кресла. Тоненькой былиночкой покачивалась, сама не верила, что стоит…
-Видишь, бать? – ликовал Тёмка. – Правда, – похоже… похоже, как будто она стоит перед началом танца? И сейчас… Да, бать?
Саня тоже об этом подумал…
А вечером Анютка словно загрустила о чём-то… Прерывисто вздохнула:
- Вера Дмитриевна сказала, что я буду ходить… буду ходить и бегать… а ещё танцевать, – за себя и за неё.
Ошеломлённый Саня переспросил:
- За… неё?
Анюта кивнула:
-За неё. Она, пап, ходить не может, – как и я. И танцевать не может.
Ночью Сане не спалось. Выходил на крыльцо, подолгу курил. А лишь засветлело небо над терриконом, почему-то вспомнил, что за Сладкой криницей синими-синими огоньками сияют васильки…
Вера Дмитриевна неожиданно растерялась, – как девчонка, которой впервые подарили цветы… Опустила лицо в синеву букета, узкие плечики её чуть приметно вздрогнули. А когда подняла глаза на Саню, в них васильковым сиянием впервые вспыхнула радость:
- А как Вы узнали, что мне очень хочется васильков?
Сане и самому показалось, что он это знал…
Вера Дмитриевна снова склонилась к василькам, с грустноватой улыбкой призналась:
-Будто побывала у Сладкой криницы.
Теперь Саня удивился:
- А…как Вы узнали, что я… что васильки эти я там собирал?
-Мне очень хочется туда… – Её ресницы удержали слёзы. И потемнели от этого.
Саня подумал.
- Мне завтра в третью. Можно, я встречу Вас после работы? И мы поедем к Сладкой кринице.
Вера Дмитриевна покачала головой. А Саня с решительностью старшеклассника, что впервые позвал девчонку на свидание, сказал:
- Я возьму Вас на руки.
Она чуть покраснела, снова покачала головой:
- Нет.
А он всё равно приехал. Дождался её у медпункта. И было так, как он сказал: он осторожно подхватил её на руки, а она невольно обняла его за шею… И вдруг впервые почувствовала себя не строгим шахтёрским фельдшером, а девчонкой Верой. И даже всегда сильные её руки сейчас казались по-девчоночьи беспомощными, как и положено, – в сравнении с большими, потемневшими от угля Саниными руками.
Когда сидели у Сладкой криницы, Вера рассказала, что мать собиралась оставить её в роддоме: врачи сразу сказали, что она не сможет ходить. Материна двоюродная тётка, Пелагея Семёновна, заставила её забрать дочку. У Тоси – так звали Верину мать – никого, кроме тётки Пелагеи, не было. Тётку Тося побаивалась, – не только из-за её сурового нрава: Пелагея была известной в здешних краях знахаркой, и Тосе казалось, что тётке ведомо нечто такое, чего никто не знает. Поэтому ослушаться тётку Пелагею было немыслимо, и Тося забрала малышку домой. Племянницу Пелагея жалела: ясно, – кто ж её замуж-то возьмёт теперь, с хворым ребёнком… Сказала, что сама девчонку вырастит. А Тося вскоре и замуж вышла – за офицера-моряка Северного флота, и уехала с ним аж на Кольский полуостров, на берег Баренцева моря, в Североморск. Деньги им с тёткой присылала, а мужу так и не призналась, что Вера – её дочка…
Саня закурил. Никогда и ни с кем он не разговаривал об Ирине… А сейчас захотелось рассказать Вере – о том, как Ирина не хотела, чтобы Тёмка родился… и что настоящий отец Тёмке – он, Саня… Про Анюту хотелось рассказать, – как с самого рождения дочки ему снится, что она идёт, а потом бежит к нему по тропинке среди донника…
Вера коснулась его руки:
- Ты не вспоминай. Я знаю.
- Знаешь?.. Откуда?
Вера пожала плечами:
- Так ты же с детьми всегда один приезжаешь ко мне. И Анюта радуется, когда я косички ей заплетаю, – ей «колоском» нравится, это у девчонок модно сейчас.
- А… как Анюта узнала, что ты не ходишь?
- Сама и догадалась. Заметила, как я за стол держусь, когда встаю. – Вера улыбнулась:– Знаешь, что сказала мне?.. Вырасту, стану фельдшером и вылечу Вас.
Вера оперлась на Санины плечи, неожиданно легко встала, – не верилось, что она не может ходить… Саня бережно поддержал её, а она сказала:
-Пора возвращаться.
И он снова взял её на руки, и она снова чувствовала себя девчонкой, у которой сердце замирает в сокровенной надежде: а вдруг он… влюбился в меня?..
В машине смотрела на его руки, красивые простой и сильной красотой. Вдруг вспомнила, как тётка Пелагея сказала:
- Знаю: ходить ты сможешь. Перед этим счастье случится, – от какого не то, что пойти, – взлететь захочется…
Тётка умела гадать: и на картах, и на воск выливала. К кофейной гуще относилась почему-то пренебрежительно, а чаще всего на воде гадала.
- Только не от счастья ходить начнёшь, а от горя, что на смену счастью твоему придёт.
Теперь они часто ездили к Сладкой кринице. Криницу эту Сладкой звали не зря: может, и обычной была в ней вода, только во время цветения донника будто настаивалась на медовом запахе жёлтых и белых соцветий. И было похоже на счастье, – когда Вера набирала в ладони воды и подносила к Саниным губам…
Только счастья Вере не хотелось. Лучше не надо его, счастья-то, что горем потом станет… Пусть просто будет сладкой вода в степной кринице. И пусть Анюта научится ходить: ей пока страшно, а ножки у неё уже здоровые, – после операции, что сделали ей в Евпатории, и после Вериного массажа. Для Сани и Артёма Анюткины шаги станут счастьем. И… для Веры это тоже будет счастьем. А раз счастье её связано с Саней, с Тёмкой и Анютой, значит, и то горе, что придёт ему на смену, тоже будет связано с ними?..
И Вера словно выставляла свои сильные ладони навстречу счастью, – чтобы не подпускать его близко, чтоб вообще не рассмотреть его…
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15
Часть 16 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21
Навигация по каналу «Полевые цветы»