С Ларисой Анатольевной Саня встретился случайно. Тёщины глаза забегали, но она надменно вскинула голову и хотела проскользнуть мимо. Саня встал у неё на пути. Спросил:
- Зачем?
Пару мгновений тёща сильно напоминала выброшенную на берег рыбу… Потом перешла в наступление:
- Что – зачем?!.. Ты моей дочке жизнь испортил, а сам хочешь жить спокойно и беззаботно? Это же из-за тебя Ирише пришлось уехать! Думаешь, там, в Польше этой, – мёд?..
- Лариса Анатольевна!.. Про Польшу и про мёд не знаю. А уехала Ириша… – Саня подбирал слова помягче, – в общем, чтобы не быть матерью дочки, которая ходить не умеет.
-А что хорошего, – быть матерью ребёнка-инвалида?! Ещё скажи, что Ириша должна была испытывать по этому случаю неземное счастье!
-Счастье обычное. Это наш с ней ребёнок. Вот так случилось с девчушкой нашей. Но разве от этого она перестала быть нам родной?
- Ну, да! – насмешливо кивнула Лариса Анатольевна. – Ты мне ещё про крест скажи… что безропотно нести надо.
- Скажу, – согласился Саня. Не нами придумано.
- Ну, вот и неси! А Ирочке надо свою жизнь устраивать.
-Удачи Ирочке. Вот только к Вам просьба: не вводите в заблуждение работниц социальной службы. Их беспокоите… Меня от дел отрываете. Тёмка переживает.
Саня отправился к остановке шахтёрского автобуса, а Лариса Анатольевна смотрела ему вслед… и ничего не могла поделать с непрошеными мыслями о том, что… ну, какой-то он надёжный, шахтёр этот, бывший дочкин одноклассник… В школе на тройки учился, – о поступлении в институт не было и речи: он сразу пошёл учиться в горный техникум. И впервые Лариса Анатольевна – помимо своей воли! – думала о Саньке Гордееве без привычного пренебрежения…
Ирина в посёлок не приезжала. В Степновском продовольственном магазине работала продавщицей Оленька Платонова. Но более точно об Оленькиной деятельности в Степновке высказывался дед Ефим Прянишников: продавщица – это так, между прочим… правильнее сказать, – по совместительству. Дед Ефим называл Оленьку главным в Степновке средством массовой информации. Дедово определение было справедливым: совершенно непостижимым образом Оленька Платонова умела раздобыть такую информацию, что запросто тянула на сенсацию… В этот раз всем, кто в магазин, Оленька с нескрываемым торжеством рассказывала:
- Дурёха-то наша… Принцесса Санькина, в Польше освоила новую квалификацию, – соответственно со своими жизненными запросами.
- Ну?.. – торопили Оленьку степновские любительницы сенсационных новостей.
- А вышло у Ирки по принципу: за что боролись!..
-Ну?!
- А моет Ирка в Польше унитазы.
- Да ну?!.. А мать её говорит, что она в каком-то крупном торговом центре работает.
Оленька смахнула с прилавка невидимые пылинки, со скромной гордостью и знанием дела отметила:
- Ну, с торговлей у Ирки не заладилось. Тут она переоценила свои возможности и способности. А вот унитазы мыть – это как раз по ней.
Самое интересное – что Оленькина совсем фантастическая информация – как всегда! – скоро подтвердилась и оказалась чистейшей правдой. В этот раз из Сопота вернулась Маришка Веригина и в точности повторила всё, о чём уже поведала землякам Оленька. Марина с мужем ездили в свадебное путешествие и в отеле встретились с Иркой Гордеевой. Ирка сначала сделала вид, что не узнала Маринку с её Алёшкой, но от Маринки так просто не отделаешься, и Ирка нехотя объяснила, что здешняя подружка просто попросила на пару дней подменить её.
А Саня с детьми осенью уехал в Крым, в Евпаторию. Елизавета Владимировна, фельдшер шахтёрского медпункта, разузнала, что в этом крымском городе ставят на ноги таких детей, как Санькина Анютка. В Степновке в конце сентября ещё цветущая полынь клонилась к земле под тяжестью выпавшего перед зарёй инея. Терпкая свежесть пожелтевших дубовых листьев предвестником скорых заморозков стояла над посёлком. А здесь, в Крыму, лето совсем не спешило уходить и, казалось, отлично уживалось с нежной и ласковой осенью. Светло-бирюзовой безбрежностью сиял Каламитский залив, в плеске волн чуть слышно шуршал золотистый песок. Тёмка с отцом купались, а Анютка радовалась, – что папа и Тёмка плавают, как дельфины, и смеялась, когда Тёмка брызгал на неё морской водой. А ещё отец научил Тёмку нырять. Волны были совсем прозрачными, и Тёмка рассмотрел на дне очень красивую ракушку: она светилась жемчужной белизной и переливалась сине-зелёными оттенками. Тёмка несколько раз нырял, и всё-таки достал ракушку – для Анютки. Анютке нравилось пересыпать из ладошки в ладошку песок – такой мелкий, что казался мягким и бархатистым.
Скоро Анютке сделали операцию. Пока неизвестно было, научится ли Анютка ходить. Врачи сказали, что надо ждать, – пока снимут тяжёлые гипсовые повязки. А Анютка утешала Тёмку и папу, говорила, что обязательно научится не только ходить, но и танцевать. Папа договорился, чтобы Тёмка ходил в здешнюю школу, – потому что они не могли уехать домой и оставить Анюту одну.
Целый месяц прошёл – только тогда гипсовые повязки сняли. Анюта на секунду застыла, – в какой-то тревожной и радостной надежде, а потом виновато посмотрела на Тёмку и отца… И горько, безутешно расплакалась…
Игорь Андреевич, хмурый и неразговорчивый врач, долго осматривал Анютку. Тёмке он вдруг показался вовсе не хмурым, а просто очень уставшим. Игорь Андреевич что-то писал в Анюткиной карте – для их степновского фельдшера, и ещё раз повторил:
- Надо ждать.
Тёмка смотрел в окно отходящего от Евпаторийского вокзала поезда. В ранних сумерках темнело море, а набегающие на берег волны сверкали белоснежной кружевной пеной. Анютка сжала ладошку брата:
- Я всё равно научусь ходить.
- И танцевать, – уверенно добавил Тёмка.
Саня почувствовал, как у него влажнеют ресницы…
А когда уже перед Степновкой увидели заснеженную бескрайность, что дышала горьковатым запахом сухой полыни, все втроём обрадовались. Саня на секунду прикрыл глаза… и вдруг увидел Анютку: она легко и счастливо кружилась вместе с невесомыми снежинками…
Вечером уставшая Анютка быстро уснула. Саня с Тёмкой разбирались с решением задачи с обыкновенными дробями. На крыльце – будто бы чьи-то шаги. Саня прислушался: шаги были такими знакомыми…
В дом вошла Ирина.
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Часть 11 Часть 12 Часть 14 Часть 15 Часть 16
Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21
Навигация по каналу «Полевые цветы»