Официальные дилеры перестали заливать фирменные моторные масла — пишет Autonews. Теперь используют неоригинальные смазочные материалы, о которых раньше никто не слышал. Каким автовладельцам будет сложнее всего выбрать альтернативный вариант? Как выбрать моторное масло в условиях санкций? Разбираемся вместе с заместителем генерального директора ЕвроАвто Ильей Плисовым.
Ситуация на рынке масел
У официальных дилеров заканчиваются фирменные моторные масла, которые раньше поставлялись под марками автопроизводителя. В этом убедился корреспондент Autonews.ru, который в качестве клиента приехал на сервис для технического обслуживания автомобиля. Вместо оригинального продукта ему залили аналог, о марке которого еще недавно никто не слышал. По словам сотрудника сервиса, оно было согласовано с головным офисом автоконцерна в Германии. А что произошло? Отвечает Илья Плисов:
“Первая “четверка” производителей масел пропала в самом начале 2022 года по принципиальным соображениям. Остальные же средней руки бренды стали пропадать с выходом новых санкционных мер в отношении Российской Федерации. Сервисы сейчас решают этот вопрос двумя способами. Первый — с помощью товаров из других стран. Расширился ассортимент, который мы можем представить клиенту. Это про импорт.Также за последние 10 лет наладилось очень хорошая мощная химическая промышленность в России. На сегодняшний день продукция от Лукойла, Газпром нефти, Роснефти, ТатИТнефти соответствует запросам автопроизводителей к качеству”.
Autonews пишет, что в январе-апреле 2023 года продажи фирменного масла от автобрендов сократилось до 10,4% по сравнению с 14,1% за тот же период 2022 года. Значительно уменьшились продажи и у прежних лидеров рынка: Shell, Mobil, Castrol и Total. При этом общие объемы продаж в литрах немного сократились, а в денежном выражении, напротив, выросли. Новым лидером стал российский Лукойл, но значительно увеличилась и доля небольших брендов.
Как привезти оригинал
По словам Плисова, моторное масло является достаточно объемным товаром, что затрудняет его логистику: везти надо много. Потому, если продукция прежних брендов и поступает в Россию, то только в том случае, если есть завод в дружественной стране, например, во Вьетнаме. Но, как правило, для таких рынков, как вьетнамский, на местных предприятиях не производится высококлассных товаров для спортивных машин.
Контрафактное масло
По словам Ильи Плисова, чаще всего мошенники подделывают именно оригинал или же продукцию наиболее популярных брендов. При этом существенного роста объема подделок не наблюдается: ситуация стабильна уже около 10 лет.
«Примерно раз в год мы слышим о том, что полиция закрыла производство поддельного масла, причем порой по одному и тому же адресу. Раз в год закрывают, а подделки все равно есть», — констатирует эксперт.
Как же тогда проверить качество? Есть независимые лаборатории, которые измеряют необходимые показания. Автовладелец может сдать любое масло и посмотреть результаты. Производитель заявляет Table datasheet — листы c техническими характеристиками. Любой может свериться, соответствует ли им товар. В большинстве случаев нормальные компании, в том числе турецкие, вьетнамские, корейские, китайские и российские, им отвечают.
Какие автовладельцы столкнутся с кризисом
Илья Плисов считает, что в первую очередь с проблемой столкнутся те, кто привыкли выбирать масла самостоятельно:
“Последние годы первая “четверка” занимала все телевизионное и радио-время, рекламируя свою продукцию. Люди в России привыкли сами выбирать и закупать масла. Это нехарактерно для всего остального мира. Если вы приедете в Европу, то поймете: автовладелец не знает, что залито в его автомобиль. Он относится к техжидкостям как к запчастям. Вы же не знаете, какая у вас шаровая или рычаг. А вот масла стали настоящим фетишем.Я уж не говорю о том, что зачастую в оригинальную банку залита продукция другого производителя. Mercedes, Audi и другие часто не имеют собственных заводов масел и льют что-то другое — тот же Castrol, Mobil, Shell. Если человек приходит на сервис и говорит: “Залейте что-то в Mercedes!”, мы можем открыть сервисную книжку и найти в спецификации товар, который будет соответствовать всем требованиям. Больше от масел ничего и не требуется — только чтобы сервис умел читать спецификацию и выбирать соответствующие товары по требованиям автопроизводителя. Нужно ориентироваться на них, а не доверять рекламе, в которой говорят о каких-нибудь волшебных молекулах”.
Эксперт считает, что проблема решается очень просто, если человек не религиозен и не готов платить втридорога. Хотя есть маньяки, которые сами все высчитывают, тратят тысячи часов просмотров роликов в YouTube, греют продукцию на сковородках, рассчитывают зольность без весов. Словом, делают удивительные вещи и потом этой информацией пользуются. Но все это особого смысла не имеет, нужно просто обращаться к спецификации.
Как выбрать масло в 2023-м?
Несмотря на уход традиционных поставщиков, дефицита на рынке не возникло, зато перечень брендов заметно расширился. Плисов отмечает, что лучший способ не нарваться на подделку — это выбрать надежного поставщика или доверить выбор масла специалисту. При этом если и покупать его самому, то лучше делать это на специализированных автомбильных маркетплейсах, где в последнее время очень строго штрафуют партнеров, уличенных в поставках подделок. На маркетплейсах общего спектра такой контроль слабее.
“Лучше покупайте масла в тех магазинах и сервисах, которым хотя бы есть 5 лет и которые готовы дать гарантию на работы и товар. Контролировать рынки действительно сложнее. Не могу рекомендовать приобретать какой-то продукт, особенно раскрученный, в незнакомых местах и по дешевке. Известные бренды подделывают чаще всего”, — говорит он.