Рассказ, как всегда, более художественный... То есть не про процедуры (я их частично подрезал), а про атмосферу...
Спать хочется, господа и дамы. Спааать. Оно и неудивительно - четыре утра в столице. Справа второй пилот Костик такой же сонный. Нет, вроде я даже отсыпался днем, но природу не обманешь. Все равно не та бодрость. К тому же, одного важного мотивирующего фактора у нас нет - мы на земле. В уютной прохладной кабине тренажера. А, как известно, "никто еще не слышал о героически погибшем экипаже тренажера". Хотя... знаете, с чего начинается любая тренажерная тренировка?
- Мужики, я знаю, что вы сто раз это слышали, особенно ты... - извиняющимся тоном начинает наш инструктор перед входом в кабину, повернув ко мне виноватое лицо... - Но я обязан вам это рассказать. В случае появления запаха дыма или открытого пламени в кабине тренажера немедленно производим эвакуацию... Для эвакуации предусмотрена аварийная лестница...
Техника безопасности наше все! А вы как хотели? Авиация! Но, с момента этого инструктажа, прошло уже почти три часа. И нам уже изрядно надоело тут сидеть. Вот правда - мы с Костиком хороший экипаж. Грамотный. Подготовленный. И Игорь это знает. И все его подковырки мы разгадали и отработали. Осталась заключительная часть марлезонского балета - сценарий реального полета. Вот тут - может быть все что угодно. Может быть мы даже двигатели не сумеем запустить. А может быть - вообще ничего не случится. Полная непредсказуемость. Полет фантазии для экзаменатора... А пока Игорь задает на своем инструкторском пульте параметры предстоящего сценария мы наслаждаемся последними секундами тишины...
- Так, мужики! Взлетаем из Дюссельдорфа, полоса 5 правая. Самолет на исполнительном, пилотирование слева. Готовы?
- Как пионеры...
- Тогда поехали.
И серость на экранах, имитирующих окна кабины сменяется... почти такой же серостью. Погодка в этом вашем Дюссельдорфе, конечно...
- У земли штиль, облачность сплошная, дождя нет. Полоса сухая, сцепление хорошее. Взлет на Flex 49. Взлет вам уже разрешен! - подсказывает Игорь.
Ага. Хорошо. Поняли. Спасибо. Мои расслабленность и сонливость уже прошли. Теперь я... не то чтобы очень бодр и весел, скажем так - просто работоспособен. Осматриваюсь в кабине. Ага, APU (вспомогательная силовая установка) выключена, отборы идут от двигателей... В остальном же... Все как должно быть!
- Костя, before take-off checklist! (Чеклист "перед взлетом)
- Ок. Flaps? (Закрылки?)
- One! (В положении "1")
- Packs? (Отборы воздуха от двигателей?)
- On! (Включены!)
- Engine mode selector? (Переключатель зажигания?)
- Normal. (В автоматическом режиме)
- TCAS? (произносится "ТиКАС", система предупреждения столкновения ВС в воздухе)
- TA/RA! (произносится "ТиЭй-ЭрЭй", это основной режим этой системы)
- TO config - normal! Checklist complete! (Взлетная конфигурация подтверждена. Чеклист завершён!)
- Время! - нам пора включать секундомеры, отсчитывающие время полета. И теперь, раз у нас все так хорошо, начинаем сам взлет.
Обжимаю ногами тормозные педали и медленно сдвигаю РУДы вперед примерно на треть хода - так, чтобы обороты N1 (то есть холодного контура) двигателей выросли примерно до 50%. Делают они это чуть несинхронно, но это обычная ситуация - тяжело им раскручиваться с малого газа, мы поэтому эту площадку и делаем. Все, обороты устаканились:
- Stabilized! (Обороты стабилизированы)
- Check! (Проверил)
Вот теперь можно давать взлетную тягу!
- Поехали! Thrust Flex! (Тяга Flexible!) досылаю РУДы вперед и отпускаю тормоза. Самолет начинает разбег...
- Thrust set, runway, SRS! (Взлетная тяга установлена, включены режимы помощи в удержании ВС на полосе и удержании скорости) - двигатели вышли на взлетную (но в данном случае пониженную - Flexible) тягу, включились соответствующие моменту режимы автоматики.
Как настроение? Рабочее настроение, обыкновенное. Если кто думает, что я весь напрягся и жду подляны от коварного инструктора - то я вас разочарую. Нервы дороги. Подляна эта то ли будет, то ли нет - так зачем зря напрягаться? Не будет - отлично, будет - справимся. Мы отличный экипаж, честное пионерское! Вон и Костик справа спокоен. Тем более у Игоря сейчас такой простор для творчества... Никаких ограничений - он может включить любой отказ, от банального отказа двигателей или unreliable speed (недостоверная скорость) до хитрющих отказов компьютеров управления полетом или электросистем. А самолет продолжает разбег.
- One hundred! (Скорость сто узлов!) - докладывает Костик первый важный рубеж на взлете.
- Check! - подтверждаю, у меня отображается ровно та же скорость. Это хорошо.
- V1! Rotate! (Скорость V1! Подъем!)
Начинаю добирать сайдстик, самолет задирает нос, отрывается от полосы и... едва уловимо меняется звук и самолет начинает ощутимо тянуть влево. Вот оно и началось. Даю понемногу правую педаль, действие рефлекторное, тут думать не надо... Сам же смотрю на PFD... Сейчас хитрый момент, можно кое-что упустить. Знаю-знаю! Раздается сигнализация "Master Caution" (Оснвная предупреждалка - звук+ сигнальные лампы), на EWD (дисплей контроля двигателей и систем) появляется сообщение ENG 1 FAULT (отказ первого, то есть левого, двигателя) - я туда не смотрю, но я знаю что оно там есть, а у меня на PFD (основной пилотажный дисплей) окрашивается фиолетовым Beta Target - подсказочка для выдерживания оптимального угла скольжения.
Костик же решил поиграть в капитана Очевидность (впрочем, он обязан это сделать):
- Engine one fault! (Отказ левого!)
И? Это все, что ты хочешь мне сказать?
- Positive climb! (Положительная вертикальная скорость!)
Вот! Самый важный доклад в такой ситуации. Так что Костик - молодец! Я не зря говорил, мы отличный экипаж. Может быть - лучший! Хотя познакомились мы с Костей только вчера... Услышав этот доклад, я на автомате отвечаю:
- Gear up! (Убрать шасси!)
- Gear up. (Шасси убрал)
А сколько экипажей увлекшись парированием отказа забывали про это действие? Наверное, каждый пилот Airbus когда-нибудь на этом попадался... Неуборка же шасси грозит... На самом деле - ничем она не грозит. На одном двигателе наш самолет прекрасно набирает высоту и с выпущенными шасси. Я же пока занят чисто пилотированием - SRS задает тангаж примерно 10-12 градусов и я его выдерживаю. Beta target утвержден мною по центру, при этом ход правой педали еще есть. Значит что? Значит можно добавить тягу до взлетного режима, всё повеселее будем набирать...
- TOGA thrust set! (Взлетный режим установлен!)
А теперь можно начинать триммировать руль направления, чтобы отпустить наконец правую педаль. Все, ровно? Вроде да. Еще раз - директора в центре, Beta target в центре, самолет оттримирован, набор устойчивый, больше 1000 футов в минуту. Теперь главное - включаем автопилот. Включится? Да!
- Autopilot 1 on!
А Костик все это время следит за параметрами двигателей:
- Вибраций нет. Пожара нет! No damage! (Двигатель не разрушен!)
То есть отказавший двигатель, судя по отсутствию вибраций, и повышенных температур физически не поврежден. Это хорошо, во-первых тушить не надо, а во-вторых, есть шанс, что он перезапустится.
- Хорошо, давай ECAM Action!
ECAM Action, то есть действия по подсказкам бортового компьютера - пожалуй, одна из самых лучших фишек A320. Вот на Boeing 737 такого нет. И оказывается, что, хотя мы и зовем (в шутку, конечно) ребят с 737 "тупыми трактористами", они умные ребята - все действия при отказах учат наизусть (memory items - действия по памяти). А вот мы привыкли расслабляться, у нас тех memory items раз-два и обчелся, нам все самолет сам подсказывает.
Удобно! Прочитал с экрана строчечку, выполнил предписанное действие - строчечка исчезла, переходим к следующей! Вот Костик как раз читает:
- Engine mode selector - ingition! (Переключатель зажигания в положение "постоянное зажигание"!)
И поворачивает переключатель в положение постоянного зажигания. Строчка исчезает. Он читает следующую:
- Thrust lever - idle! (РУД на малый газ)
Костик кладет руку на РУД левого (отказавшего) двигателя.
- Confirm? (Подтверждаешь?)
И вот тут уже я отрываю глаза от приборов, нахожу глазами РУДы, убеждаюсь, что он не схватился за РУД правого (исправного) двигателя и подтверждаю:
- Confirm! (Подтверждаю!)
Теперь только он переводит РУД на малый газ:
- Set idle. (Малый газ установлен)
Теперь... Ждем 30 секунд. Есть вероятность, что двигатель сам запустится. А мы пока не будем терять времени даром и доложим земле о возникших проблемах:
- Mayday, mayday, mayday! "Echo 330" engine fault... (Мэйдей - сигнал бедствия, повторяется три раза. Рейс "Эхо 330" отказ двигателя!
- "Эхо 330", набирайте 6000 футов по прямой, по готовности следуйте на точку LIMA!
Duesseldorf tower (Дюссельдорф-башня) почему-то ответил нам на чистом русском языке... Бывает... Тем временем прошли отпущенные на автоматический перезапуск 30 секунд, но позитивных сдвигов не замечено. Значит выполняем следующее действие:
- Engine master switch 1 off! Confirm? (Главный выключатель левого двигателя в положение - выключено! Подтверждаешь?) - спрашивает разрешения Костя.
Погоди, не так быстро. Я снова отрываю взгляд от приборов, нахожу master switch исправного правого двигателя и двумя пальцами держу его. Береженого, знаете ли, бог бережет. Бывали в истории случаи выключения исправного двигателя, вместо отказавшего... И тут... не могу сдержаться. Оборачиваюсь к Игорю и подмигиваю ему:
- Confirm! (Подтверждаю!)
Костик, проследив направление моего взгляда, тоже улыбается инструктору...
- Master switch 1 off! (Выключил!)
А теперь - всё. Можно не спешить. Самолет прекрасно летит на одном правом двигателе, а левому хуже уже точно не станет! И вообще - как у нас настроение в экипаже? Смотрю на часы - пульс нормальный. Еще бы ему увеличиться... Отказ-то один из самых популярных на тренажере. На тренажере! А у меня и в реальных полетах были отказы двигателя, причем единственного, на легкомоторке. Так что - ничего удивительного. А Костик чуть возбужден, но... Настроение скорее игривое - утереть нос этому самолету и этому инструктору. Так что в целом - неунывающий и мужественный Командор + изобретательный и находчивый второй пилот Дринкинс - у нас все пррекрррасно.
Работаем дальше, тем более, что мы достигли уже высоты разгона:
- Stop ECAM! Flaps 0! (Прерываем действия по ECAM! Убрать закрылки!)
- Speed checked, flaps 0. (Скорость проконтролировал. Закрылки убраны).
Убрал закрылки. Молодцы. Теперь можно нам поворотить на левую сторону к точке LIMA.
- Direct to LIMA. (Задал маршрут по прямой к точке LIMA)
- Check. (Проконтролировал).
И возвращаемся к нашим баранам. Точнее - отказавшему двигателю. Как известно, наш А320 это "летающий компьютер. А компьютеру для работы нужно что?Правильно, электричество. И двигатели наши не только создают тягу, но и крутят генераторы. А вот отказавший двигатель ничего уже не крутит, то есть мы остались всего на одном генераторе (ага, а еще аккумуляторах и, на крайний случай, аварийном генераторе RAT)...
Ситуация не то, чтобы прям неприятная, но... Зачем, если можно запустить APU и использовать ее генератор?
- Костя, запуск APU! APU - on! APU - start! (Выключатель в положение включено! Запуск!)
Теперь... Единственный правый двигатель у нас молотит на взлетном режиме. Это нормально, но... Существует ограничение по работе на этом режиме - не более 5 минут. При отказе двигателя второй может работать на взлетном не более 10 минут. Как раз наш случай! И наши десять минут еще далеко не истекли. Зачем, однако же, нам насиловать двигатель? Безопасную высоту мы уже набрали, механизация убрана...
- Thrust lever - МСТ! (РУД в положение максимально продолжительной тяги).
А теперь пройдемся по системам... Вот у нас тут кнопочки - нажимаем на кнопочку и самолет выводит нам на экран данные по соответствующей системе. Электросистема? Подключен генератор APU, то есть - порядок.. Гидрашка? Зеленая система висит на левом двигателе. Казалось бы - после его отказа давления там быть не должно? А нет! На сей случай предусмотрен PTU - модуль передачи мощности. И он исправно создает давление в зеленой системе, за счет давления в желтой (правого двигателя). Другие системы вроде бы прстрадать не должны... Но мы все равно проверим. Все в порядке. Продолжаем.
- Костя, давай QRH. Engine relight in flight.
- Давай! У меня все готово!
- Тогда - поехали!
- Стоп! - прерывает нас Игорь. - Хватит! Сдали. Выпендрёжники. Красиво все. Ставлю "отлично". И у нас еще полчаса времени. По домам или похулиганим?
- Ааааа... - меня снова начало клонить в сон. - Игорь, давай местами махнемся. Вы развлекайтесь, а я пока покемарю...