Несуществующая французская компания вошла в историю своими нетрадиционными дорогими автомобилями
Вы слышали о французском автопроизводителе Avions Voisin? В наши дни он не очень известен, но для своего времени делал нетрадиционные и дорогие автомобили. Компания Airplanes Voisin была основана в 1905 году Габриэлем Вуазеном и его братом Шарлем. При их участии в парижском пригороде Бийанкур был создан первый в мире завод коммерческих самолетов. Чарльзу, увы, не так повезло, и он погиб в 1912 году в автокатастрофе. Затем полное официальное название компании стало Société Anonyme des Aéroplanes G. Voisin.
Габриэль Вуазен с детства проявлял интерес к автомобилям, когда окончил Школу изящных искусств в Лионе. В годы Первой мировой войны выпускала самолеты — от Voisin III (многоцелевой) до Voisin XII (четырехмоторный бомбардировщик). Строя самолеты, Габриэль научился работать с легкими металлами, в первую очередь с алюминием.
После окончания войны в 1919 году компания была переименована в Avions Voisin, и тогда же в городке Исси-ле-Мулино (недалеко от Парижа) она начала выпускать автомобили класса люкс. Первый – это лимузин C1 Chauffeur, с которого начинается маркировка моделей – от C1 до C31, за исключением «несчастливого» C13.
По мнению знатоков автомобилей, одним из самых впечатляющих ранних проектов был гоночный автомобиль Voisin Laboratoire 1923 года. Это был автомобиль-монокок, редкость для тех времен, и интересной деталью было ребро радиатора, приводившее в действие помпу охлаждения двигателя. Главным дизайнером Voisin является Андре «Ноэль-Ноэль» Телмот, архитектор по образованию, вдохновленный авиацией и архитектурой в стиле ар-деко. Это принципиально отличает его от французских коллег, черпающих вдохновение прежде всего в изящных изгибах женского тела.
Купе Voisin C27 Aerosport было продолжением C25 Aerodyne, представленного на Парижском автосалоне летом 1934 года. Четырехдверный автомобиль с плавающей задней частью имел необычный дизайн с крышей, которая перемещалась на ползунках по направлению к задней части автомобиля. . Планировалось выпустить не менее 20 таких уникальных машин , но в итоге было произведено гораздо меньше.
После окончания шоу на укороченном шасси Aerodyne построили родстер C27 Aerosport и двухместное купе (номер шасси 52002). Купе переняло ряд элементов стиля от Aerodyne, в том числе убирающуюся крышу, откидные крылья, дверные пороги, решетку радиатора и расположение фар.
Впервые Voisin C27 Aerosport был представлен публике в 1935 году на выставках в Женеве и Мадриде. Дизайн автомобиля разработали Габриэль Вуазен, Андре Ноэль Тельмот, а первый владелец — Андре Кристмас. В результате получаются сбалансированные формы в стиле ар-деко, которые в профиль напоминают сечение крыла самолета. На крышке радиатора стилизованная фигурка птицы с поднятыми крыльями.
Дизайн впечатляет как в деталях, так и на расстоянии. По сравнению с седаном Aerodyne вариант Aerosport немного ниже и имеет увеличенный багажный отсек сзади со спрятанным внутри запасным колесом. Боковые пятиугольные окна необычны, как и блестящие края крыльев и дверных порогов. Сдвижная крыша имеет собственный двигатель, управляемый переключателем на приборной панели . После складывания вперед крыша крепится к верхней раме переднего окна, которое, в свою очередь, очищается тремя дворниками, также управляемыми собственным мотором, расположенным на внутренней стороне стекла. Интерьер обит тканью с ярким геометрическим рисунком.
При общей длине 4600 мм купе Voisin C27 Aerosport имеет колесную базу 3100 мм. Поэтому за сиденьями достаточно места для багажа . Когда сдвижная часть крыши отодвигается назад, она закрывает стационарное заднее стекло. А чтобы у водителя был хоть какой-то обзор назад, предлагается еще одно маленькое заднее стекло.
Автомобиль массой 1,3 тонны приводится в движение продольно расположенным рядным шестицилиндровым двигателем с распределительным валом Knight. Рабочий объем цилиндров 2994 куб. см, мощность 106 л.с. при 3800 об/мин. Этого достаточно, чтобы развить скорость до 150 км/ч. Топливо подается в двигатель двумя карбюраторами Zenith, а крутящий момент передается на задние колеса через двухступенчатую механическую коробку передач. Барабанные тормоза гидравлические. Для более поздних моделей Voisin предлагал двигатели Graham объемом 3,5 л.
После того, как Aerosport был показан на выставках, он стал достоянием нескольких счастливчиков, которые сохранили его почти в том же виде, что и в 1935 году. Например, долгое время автомобиль находился в коллекции француза Филиппа Моа, а затем он стал собственностью Автомобильного музея Маллина в Лос-Анджелесе, Калифорния.
За свою долгую жизнь у Aerosport был только один инцидент, в котором была повреждена передняя часть. Затем автомобиль на долгие годы был оставлен в гараже под Парижем. А после капитального ремонта Voisin C27 Aerosport был восстановлен до исходного состояния с оригинальными шасси, двигателем и коробкой передач.
Из-за финансовых проблем Вуазен прекратил производство автомобилей в 1939 году. Затем Габриэль Вуазен продал завод французскому производителю мотоциклов и самолетов Gnôme et Rhône. Габриэль оставался дизайнером и директором компании до и после Второй мировой войны. Он проектировал мотоциклы и небольшой автомобиль.
Всего на заводе Voisin было произведено около 11 000 автомобилей. Они всегда были нетрадиционными и никогда не были дешевыми. В частности, с моделями C24 и C25 компания Voisin продемонстрировала, как роскошные автомобили можно сделать еще более элегантными. Например, с разноцветной краской, ар-деко и сдвижной крышей. Таким образом, Габриэлю Вуазену удалось закрепить за собой место в истории наряду с такими брендами, как Isotta Fraschini, Bugatti, Hispano Suiza и Rolls-Royce.