Некоторые производители осмелились сделать этот шаг раньше других.
В этом году Porsche отмечает 20-летие Cayenne, а это значит, что бренд относительно рано вошел в мир внедорожников. Однако эта модель сыграла очень важную роль в истории производителя спортивных автомобилей. Точно так же и другим компаниям потребовалось много времени, чтобы сосредоточиться на этом сегменте, который сегодня является основным на рынке. И даже такие бренды, как Rolls-Royce, Lotus, Lamborghini и вскоре Ferrari решили максимально использовать интерес потребителей.
С помощью издания Motor1 мы представляем вам первые модели внедорожников 10 популярных автомобильных марок. Большинство из них уже сменили несколько поколений, но продолжают пользоваться отличными рыночными показателями. И, соответственно, приносить серьезный доход производителям.
Ауди Q7 (2005)
Audi вошла в сегмент внедорожников относительно поздно — только в 2005 году, но сделала это с роскошным Q7. Первое поколение модели получило внутреннее обозначение 4L и оставалось на конвейере 10 лет. Он имел длину 5080 мм и был построен на платформе, использовавшейся в первых поколениях Porsche Cayenne и Volkswagen Touareg.
Роскошный внедорожник производился на заводе в Братиславе (Словения), причем самая эффектная версия дебютного поколения появилась в 2008 году. Под его капотом разместили 6,0-литровый V12 TDI мощностью 500 л.с. и 1000 Нм.
БМВ Х5 (1999 г.)
BMW сделала ставку на внедорожники задолго до Audi, но поклонникам марки требовалось время, чтобы привыкнуть к тому, что такой тяжелый автомобиль может принести и типичную для марки «радость от вождения». Первый X5 (E53) назывался «Sports Activity Vehicle» или сокращенно SAV. Его разработка началась в 1994 году, после того как Land Rover присоединился к BMW Group.
Внедорожник вышел на свой основной рынок — в США, в 1999 году, а в Европе дебютировал годом позже. О важности Х5 для североамериканского рынка свидетельствует тот факт, что модель до сих пор производится на заводе в Спартенберге (Северная Каролина). Интересно, что E53 имеет длину 4660 мм — почти столько же, сколько сегодняшний X3.
Дачия Дастер (2010)
Duster стал бестселлером Dacia в 2010 году, а с 2018 года — самым продаваемым внедорожником для частных клиентов в Европе. Это вполне логично, поскольку ни один другой внедорожник не доступен по такой доступной цене. На данный момент Duster произвел 2,1 миллиона единиц, а Dacia планирует расширить линейку внедорожников, выпустив более крупную модель — Bigster.
Фиат Седичи (2006 г.)
Ассортимент внедорожников у Fiat такой же скромный, как и у Dacia — в Европе итальянцы предлагают только 500X. Fiat выпустил Sedici в 2006 году для зимних Олимпийских игр в Турине. Однако на самом деле это была не отдельная модель, а просто Suzuki SX4 с другим логотипом. Sedici производится Suzuki на заводе венгерской марки до 2014 года.
Дизайн двух автомобилей длиной 4,11 метра разработан Fiat Centro Stile в сотрудничестве со студией Italdesign-Giugiaro. Там же был разработан первый Fiat Panda, чью версию 4x4 некоторые даже считают внедорожником.
Hyundai Santa Fe (2000 г.)
Трудно поверить, но Hyundai одним из первых массовых производителей вышел в сегмент внедорожников. Первое поколение Santa Fe с его длиной 4500 мм было выпущено в 2000 году. Правда, тогда корейцы не были так популярны, как сейчас. Только с появлением первого Tucson, визуально похожего на Santa Fe, но меньшего размера, бренд совершил качественный скачок в мире внедорожников. Даже сегодня у компании есть целая линейка таких автомобилей.
Мерседес-Бенц МЛ (1997)
Компания со звездой на логотипе заранее почувствовала, куда она пойдет на рынке, и в 1996 году на автосалоне в Детрое представила концепт в стиле внедорожника, который впоследствии стал моделью ML. Серия W 163 имела длину 4640 мм и производилась на специальном конвейере на заводе в Таскалусе (США).
Первоначальные проблемы с качеством не повлияли на популярность автомобиля, которого в первых двух поколениях было выпущено почти 1,2 млн штук. Кстати, модель должна была называться М-класс, но BMW уже зарегистрировала имя М, а Мерседес выбрал ML. А с 2015 года этот внедорожник называется GLE, а из-за своих размеров он приравнивается к семейству Е-класса.
Порше Кайен (2002 г.)
Может ли Porsche создать внедорожник? Этот вопрос серьезно взбудоражил умы в начале века. Тогдашний генеральный директор компании Венделин Видекинг справедливо признал, что такая модель значительно увеличит доходы бренда, поскольку она предназначена для всех тех клиентов, которые хотят Porsche с большим пространством и четырьмя сиденьями.
Внедорожник был создан в тесном сотрудничестве с Volkswagen, который использует проект Colorado для своего Touareg, а Porsche взял на себя ведущую роль в разработке технической базы. Автомобиль длиной 4780 мм получает два собственных двигателя V8, и к 2010 году модель насчитывала 276 000 штук. В настоящее время на конвейере находится Cayenne третьего поколения.
Рено Колеос (2007 г.)
Некоторые утверждают, что Scénic RX4 2000 года — это первый внедорожник Renault, на самом деле это была просто эволюция компактного минивэна. Поэтому Koleos, представленный в 2007 году, должен стать первым внедорожником марки. Его длина составляет 4520 мм, и он делит платформу с Nissan X-Trail. Это продолжилось и во втором поколении Koleos, так как все версии модели производятся в Пусане (Южная Корея).
Тойота РАВ4 (1994)
Мы подошли к первопроходцу (по крайней мере, по мнению некоторых) всех моделей внедорожников — Toyota RAV4. Первое поколение вышло в Японии и Европе в 1994 году, тогда как в США оно появилось только в 1996 году. На самом деле длина первого серийного RAV4 составляет всего 3720 мм в трехдверной версии и 4160 мм в 5-дверной версии, которая вышла в 1995 г. И вот сейчас на рынке находится пятое поколение автомобиля, которое является самым продаваемым в этом сегменте.
Фольксваген Туарег (2002)
Недоброжелатели утверждают, что Volkswagen всегда опаздывает с трендами, но затем приспосабливается к ним и умудряется извлекать из них прибыль. Это отчасти правда, так как только в 2007 году немцы выпустили компактный внедорожник - Tiguan, а тем, кто хотел внедорожник поменьше, пришлось ждать появления T-Roc и T-Cross до 2017 и 2018 годов.
Однако первопроходцем для Volkswagen стало первое поколение Touareg длиной 4750 мм, выпущенное осенью 2002 года. Как уже было сказано, это совместная разработка с Porsche и Audi. Как и злополучный Phaeton, большой внедорожник стремился утвердить бренд в новом сегменте. И в отличие от седана, ему это удалось.