Практически никто из водителей не умеет правильно тормозить на дорогах. Почему так происходит и что делать, объяснил мастер спорта по ралли, автомобильный журналист, тренер по безопасному вождению Егор Васильев рассказал в программе Автодора «Разумная скорость».
Эксперт отмечает, что сам процесс торможения – это «непростая история» и зависит он нескольких факторов. К ним относятся состояние дорожного покрытия, реакция водителя и, даже, реакция самого автомобиля.
Васильев все объяснил на наглядном примере. Если представить, что что-то произошло на дороге и нужно предпринимать какие-то действия, то становится понятно, что проходит какое-то время. Сначала глазная сетчатка должна уловить сам факт происшествия должен, после эта информация по нервам передается в мозг. Затем это все «обрабатывается» и передается обратный импульс о том, что нужно что-то предпринять.
При этом могут возникнуть определенные колебания. Объясняется это тем, что в какой-то нестандартной ситуации мозг генерирует возможные решения медленные. На это уходит время. И только после этого импульсы передают команду на выполнение самого действия. Это снова мгновения, примерно от 0,3 до 1,7 секунды. И это, по словам эксперта, катастрофически долго.
Далее происходит следующая фаза. Человек все успел сделать, очередь за автомобилем, которому тоже необходимо время на то, чтобы остановиться. Здесь уходит время на нажатие педали тормоза, потом на повышение давления в тормозной системе, потом прижатие тормозных колодок к дискам.
При торможении следует также учитывать вес автомобиля (чем тяжелее машина, тем больше времени уходит на ее полную остановку), климатические условия (дождь, град, снег замедляют и усложняют процесс торможения), состояние дорожного полотна.
И все эти факторы необходимо учитывать водителю в экстренной ситуации. Поэтому у большинства водителей просто не хватает времени на полную остановку. Например, если машина едет со скоростью 120 км/час, то за 1 секунду она преодолевает 33 метра, а это очень большое расстояние для неожиданной проблемы на дороге. Если на вашем пути будет происходить что-то на расстоянии ближе 33 метров, то быстро остановить машину не получится, даже если водитель будет действовать автоматически.
Егор Васильев призвал водителей помнить и учитывать все перечисленные факторы при движении в потоке, а также выбирать соответствующую дистанцию до движущегося перед вами автомобиля.
Тренер по вождению объяснил, как следует работать с педалью тормоза при «рабочем» торможении. По словам Васильева, ногу с педали газа на педаль тормоза следует переносить с рефлекторной скоростью, то есть очень быстро и без заминок. Когда нога находится на педали тормоза, следует сразу выжимать ее с необходимым усилием для замедления (не резко). Как только автомобиль достиг нужной скорости, педаль тормоза можно мягко отпустить.
Специалист обещал позднее объяснить, как водителям действовать при экстренном торможении.