Найти тему
Авиация мира

Реставрация легендарного МиГ-25ПУ-СОТН в Музее техники.

Этот самолёт встречал космический корабль Буран из космоса и сопроводил его до самой посадки.

-2
-3

Кадры снятые борт оператором Сергеем Жадовским из кабины этого самолёта, облетели весь мир. Пилотировал его в том знаменитом полёте лётчик-испытатель Магомет Толбоев. Фото МиГ-25ПУ-СОТН проходящего на заднем фоне севшего в автоматическом режиме Бурана стало хрестоматийным.

МиГ-25ПУ-СОТН во время посадки Бурана. Фото ТАСС.
МиГ-25ПУ-СОТН во время посадки Бурана. Фото ТАСС.

Пару лет назад сотрудникам Музея техники Вадима Задорожного удалось получить именно этот самолёт и при содействии клуба Альбатрос Аэро расстыковать его в Жуковском, перевезти в Музей и собрать на открытой экспозиции.

-5

Параллельно шло изучение истории самолёта и разработка программы реставрационных работ. История самолёта оказалась очень интересной. Он был выпущен на Горьковском Авиационном заводе им Серго Орджоникидзе в 1984 году и первоначально предназначался для ВВС Ливии. Всё таблички с техническими надписями выполнены на английском языке. Но по каким то причинам заказчик отказался от новенькой спарки и самолёт попал в ЛИИ имени Громова. Очень быстро он был переоборудован в Самолёт Оптико Технического Наблюдения и полетав немного по программам сопровождения различных опытных самолётов был направлен для работы по тематике создававшегося в то время, космического корабля многоразового использования Буран. Полёты на этом самолёте выполняли знаменитые летчики испытатели отряда Буран или как его называли "Волчьей стаи" по фамилии командира отряда, Героя Советского Союза Игоря Волка.

-6
-7

На этом самолёте отметились все без исключения летчики этого отряда. Римас Станкявичус, Урал Султанов, Юрий Шеффер, Александр Щукин, Анатолий Левченко, Магомет Толбоев и многие другие известнейшие летчики испытатели. Самолёт участвовал в авиашоу, посвящённому 30-летию полёта в космос Юрия Гагарина 12 апреля 1991 года на Байконуре. Затем он выполнил еще несколько полётов в Жуковском и встал на прикол. Так и стоял с 1996 по 2020 годы. В поиске оригинальных фотографий из истории нашего МиГ-25ПУ-СОТН, очень помогли его бортоператор Сергей Жадовский

-8

и техник Владимир Петров. Они передали в архив музея немало уникальных фото.

20 июня этого года начались работы по подготовке к покраске этого прославленного МиГа. Первоначально самолёт практически сутки мыли, чтобы максимально очистить от частиц разрушающейся старой краски и следов масел и топлива. Затем в дело вступила малярная бригада аэроклуба Альбатрос Аэро, которая в течении нескольких дней готовила поверхности самолёта к нанесению грунта и краски. Параллельно изготавливались необходимые трафареты и маски. 25 июня началась грунтовка самолёта.

-9
-10

Плавно перешедшая в покраску. Работы велись поздно вечером, практически до самой ночи. Это было сделано для того, чтобы не мешать посетителям музея.

Сегодня была завершена базовая часть покраски и уже сейчас самолёт можно увидеть в свежем окрасе. В ближайшее время, завершатся работы по мелким оставшимся деталям.

-11
-12
-13