Восточно-Сибирское управление гражданской авиации СССР интересно в первую очередь тем, что развивало не только (и не столько) «столичную» авиацию, сколько авиацию региональную. Например, Ан-24 начали впервые эксплуатировать в Улан-Удэ с 1966 года и в Чите с 1967 года, Як-40 в Братске с 1970 года. При этом Иркутский авиаотряд на МВЛ в это время работал на устаревших поршневых Ил-14. Свои Ан-24 пришли в Иркутск только в 1972 году.
Но вернемся в Братск. 17 июля 1970 года авиаторы Братска торжественно встретили на своей земле первый «Як». С завода в Саратове самолет с бортовым номером СССР-87755 привел экипаж в составе командира корабля П.Я. Могила, второго пилота А.В. Тяжелкова, штурмана А.И. Зиновьева, старшего бортмеханика А.И. Раенко, старшего инженера АТБ Г.Н. Федорова.
После посадки самолета начался митинг. На импровизированной трибуне выступил заместитель начальника ВСУ ГА по перевозкам П.Н. Четвериков и командир Братского авиапредприятия А.И. Скирда.
По традиции, первый рейс с пассажирами был выполнен в «столицу» управления – Иркутск.
В течение 1970 года Братский ОАО получил в общей сложности четыре «Яка»: 87755, 87757, 87764 и 87778, что позволило к 1971 году расширить географию полетов. Так, бвли открыты рейсы из Братска в Железногорск, Киренск, Усть-Кут и из Железногорска в Иркутск.
В 1972 году открыта первая межобластная линия Братск – Красноярск – Новокузнецк, которая просуществовала в течение девятнадцати лет.
Всю первую половину семидесятых годов шло пополнение флота братских Як-40 и открытие новых рейсов. География и хронология открытия рейсов приведена в конце статьи в разделе «Справочные материалы».
Максимального числа – 15 самолетов Братский ОАО достиг к 1977 году. В 1980 география полетов братских Як-40 простерлась от Нерюнгри на Востоке до Новосибирска на Западе.
Знаковое событие произошло 5 февраля 1980 года, когда братский Як-40 СССР-88228 совершил первый рейс по маршруту: Иркутск – Усть-Илимск, в новый, только что построенный аэропорт.
Уже в начале восьмидесятых годов братчане открыли рейсы из Усть-Илимска в Иркутск, Красноярск и Новосибирск. А чуть позже Усть-Илимская эскадрилья и сама стала летать на братских Як-40. В Усть-Илимске переобучили несколько экипажей на этот тип и создали службу бортпроводников. По воспоминаниям ветеранов, эскадрилья Як-40 была сформирована в ноябре 1986 года, все пилоты получили в Усть-Илимске квартиры, в течение небольшого переходного периода рейсы из Усть-Илимска обслуживали попеременно местные экипажи и экипажи из Братска, которые на время работы жили в общежитии на улице Крупской.
Из Усть-Илимска на «Яшках» выполнялись рейсы в Иркутск, Красноярск и Новосибирск. Замена «полетавших» самолетов на более «свежие» из Братска происходила через рейсы в Иркутск, Братск и Новосибирск. Одномоментно усть-илимские экипажи работали на трёх братских Як-40.
К 1 января 1991 года в 245-м отряде осталось 13 Як-40. География полетов, за малым исключением, была неизменной.
Справочные данные:
Список Як-40, когда-либо работавших в 245-м ло Братского ОАО:
87755, 87757, 87764, 87778, 87563, 87800, 87811, 87261, 87294, 87399, 87414, 87448, 87455, 87339, 87524, 87545, 88205, 88208, 88215, 88228, 88279, 87974.
Хронология открытия рейсов на Як-40 245-го ло из Братска:
Барнаул через Абакан 1988
Бодайбо через Усть-Кут 1985, 1990 – 1991
Железногорск 1971 – 1986, 1988
Иркутск через Железногорск 1970
Иркутск 1970 – 1991
Киренск через Усть-Кут 1971, 1976, 1984
Киренск 1981 – 1982
Ленск через Усть-Кут 1988
Нерюнгри через Иркутск, Читу, Тынду 1980
Нижнеангарск 1985, 1990 – 1991
Новокузнецк через Красноярск 1972 – 1991
Новосибирск через Кемерово 1973
Новосибирск через Красноярск 1974 – 1991
Тындинский через Иркутск, Читу 1976
Тулун 1976
Улан-Удэ через Иркутск 1973 – 1978
Улан-Удэ 1975, 1979 – 1985, 1988 – 1991
Усть-Илимск 1980 – 1991
Хронология открытия рейсов на Як-40 245-го ло из Железногорска:
Иркутск 1971 – 1991
Хронология открытия рейсов на Як-40 Усть-Илимской ОАЭ из Усть-Илимска:
Братск 1986 – 1991
Иркутск* 1980 – 1991
Новосибирск через Красноярск* 1982 – 1991
*до 1986 года рейсы выполняли экипажи 245-го отряда.
Предыдущие статьи цикла:
Ан-24 в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации
История эксплуатации Ту-154 в Восточной Сибири
Спасибо за внимание.