Найти в Дзене
История транспорта

Як-40 в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации

Восточно-Сибирское управление гражданской авиации СССР интересно в первую очередь тем, что развивало не только (и не столько) «столичную» авиацию, сколько авиацию региональную. Например, Ан-24 начали впервые эксплуатировать в Улан-Удэ с 1966 года и в Чите с 1967 года, Як-40 в Братске с 1970 года. При этом Иркутский авиаотряд на МВЛ в это время работал на устаревших поршневых Ил-14. Свои Ан-24 пришли в Иркутск только в 1972 году.

Но вернемся в Братск. 17 июля 1970 года авиаторы Братска торжественно встретили на своей земле первый «Як». С завода в Саратове самолет с бортовым номером СССР-87755 привел экипаж в составе командира корабля П.Я. Могила, второго пилота А.В. Тяжелкова, штурмана А.И. Зиновьева, старшего бортмеханика А.И. Раенко, старшего инженера АТБ Г.Н. Федорова.

После посадки самолета начался митинг. На импровизированной трибуне выступил заместитель начальника ВСУ ГА по перевозкам П.Н. Четвериков и командир Братского авиапредприятия А.И. Скирда.

Митинг в братском аэропорту по случаю прибытия первого Як-40. Из газеты «Восточно-Сибирский аэрофлотец» за 29 июля 1970 г.
Митинг в братском аэропорту по случаю прибытия первого Як-40. Из газеты «Восточно-Сибирский аэрофлотец» за 29 июля 1970 г.
Первый Як-40. Из газеты «Восточно-Сибирский аэрофлотец» за 29 июля 1970 г.
Первый Як-40. Из газеты «Восточно-Сибирский аэрофлотец» за 29 июля 1970 г.
Первый братский Як-40 аэропорту Хабаровск, сентябрь 1992 г. Фото Юрия Каберника.
Первый братский Як-40 аэропорту Хабаровск, сентябрь 1992 г. Фото Юрия Каберника.

По традиции, первый рейс с пассажирами был выполнен в «столицу» управления – Иркутск.

В течение 1970 года Братский ОАО получил в общей сложности четыре «Яка»: 87755, 87757, 87764 и 87778, что позволило к 1971 году расширить географию полетов. Так, бвли открыты рейсы из Братска в Железногорск, Киренск, Усть-Кут и из Железногорска в Иркутск.

Братский Як-40 СССР-87778 в аэропорту Мама, начало семидесятых годов. Источник: aviaforum.ru.
Братский Як-40 СССР-87778 в аэропорту Мама, начало семидесятых годов. Источник: aviaforum.ru.

В 1972 году открыта первая межобластная линия Братск – Красноярск – Новокузнецк, которая просуществовала в течение девятнадцати лет.

Всю первую половину семидесятых годов шло пополнение флота братских Як-40 и открытие новых рейсов. География и хронология открытия рейсов приведена в конце статьи в разделе «Справочные материалы».

Максимального числа – 15 самолетов Братский ОАО достиг к 1977 году. В 1980 география полетов братских Як-40 простерлась от Нерюнгри на Востоке до Новосибирска на Западе.

Знаковое событие произошло 5 февраля 1980 года, когда братский Як-40 СССР-88228 совершил первый рейс по маршруту: Иркутск – Усть-Илимск, в новый, только что построенный аэропорт.

Вырезка из газеты «Усть-Илимская Правда» от 7 февраля 1980 года.
Вырезка из газеты «Усть-Илимская Правда» от 7 февраля 1980 года.
Один из первых рейсов Братск – Усть-Илимск, февраль 1980 г. Фото Юрия Гранкина.
Один из первых рейсов Братск – Усть-Илимск, февраль 1980 г. Фото Юрия Гранкина.
Як-40 СССР-88279 братского авиапредприятия в аэропорту Усть-Илимск, 1980 г.
Як-40 СССР-88279 братского авиапредприятия в аэропорту Усть-Илимск, 1980 г.

Уже в начале восьмидесятых годов братчане открыли рейсы из Усть-Илимска в Иркутск, Красноярск и Новосибирск. А чуть позже Усть-Илимская эскадрилья и сама стала летать на братских Як-40. В Усть-Илимске переобучили несколько экипажей на этот тип и создали службу бортпроводников. По воспоминаниям ветеранов, эскадрилья Як-40 была сформирована в ноябре 1986 года, все пилоты получили в Усть-Илимске квартиры, в течение небольшого переходного периода рейсы из Усть-Илимска обслуживали попеременно местные экипажи и экипажи из Братска, которые на время работы жили в общежитии на улице Крупской.

Усть-илимский экипаж на фоне Як-40.
Усть-илимский экипаж на фоне Як-40.
Як-40 СССР-87228 на обслуживании в аэропорту Усть-Илимск.
Як-40 СССР-87228 на обслуживании в аэропорту Усть-Илимск.

Из Усть-Илимска на «Яшках» выполнялись рейсы в Иркутск, Красноярск и Новосибирск. Замена «полетавших» самолетов на более «свежие» из Братска происходила через рейсы в Иркутск, Братск и Новосибирск. Одномоментно усть-илимские экипажи работали на трёх братских Як-40.

Расписание движения самолетов из Усть-Илимска на лето 1985 года. Из газеты «Усть-Илимская Правда».
Расписание движения самолетов из Усть-Илимска на лето 1985 года. Из газеты «Усть-Илимская Правда».

К 1 января 1991 года в 245-м отряде осталось 13 Як-40. География полетов, за малым исключением, была неизменной.

Як-40 СССР-87811 в аэропорту Братск, 1 июля 1992 г. Автор: prs1958, источник flickr.com.
Як-40 СССР-87811 в аэропорту Братск, 1 июля 1992 г. Автор: prs1958, источник flickr.com.

Справочные данные:

Список Як-40, когда-либо работавших в 245-м ло Братского ОАО:

87755, 87757, 87764, 87778, 87563, 87800, 87811, 87261, 87294, 87399, 87414, 87448, 87455, 87339, 87524, 87545, 88205, 88208, 88215, 88228, 88279, 87974.

Хронология открытия рейсов на Як-40 245-го ло из Братска:

Барнаул через Абакан 1988

Бодайбо через Усть-Кут 1985, 1990 – 1991

Железногорск 1971 – 1986, 1988

Иркутск через Железногорск 1970

Иркутск 1970 – 1991

Киренск через Усть-Кут 1971, 1976, 1984

Киренск 1981 – 1982

Ленск через Усть-Кут 1988

Нерюнгри через Иркутск, Читу, Тынду 1980

Нижнеангарск 1985, 1990 – 1991

Новокузнецк через Красноярск 1972 – 1991

Новосибирск через Кемерово 1973

Новосибирск через Красноярск 1974 – 1991

Тындинский через Иркутск, Читу 1976

Тулун 1976

Улан-Удэ через Иркутск 1973 – 1978

Улан-Удэ 1975, 1979 – 1985, 1988 – 1991

Усть-Илимск 1980 – 1991

Хронология открытия рейсов на Як-40 245-го ло из Железногорска:

Иркутск 1971 – 1991

Хронология открытия рейсов на Як-40 Усть-Илимской ОАЭ из Усть-Илимска:

Братск 1986 – 1991

Иркутск* 1980 – 1991

Новосибирск через Красноярск* 1982 – 1991

*до 1986 года рейсы выполняли экипажи 245-го отряда.

Предыдущие статьи цикла:

Ан-24 в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации

История эксплуатации Ту-154 в Восточной Сибири

Спасибо за внимание.