Эти 4 главные категории лежат в основе любого течения, учения, религии, конфессии, философии.
Если понять их - можно легко определить суть любого учения - к чему относится, о чем, для кого и куда ведет.
Краткое содержание статьи
- Что такое йога вообще,
- главные ее виды: карма-йога, гьяна-путь знания, аштанга-йога и медитация, бхакти-йога, чем служение отличается от рабства, что входит в каждый вид йоги, и какова их роль, как правильно понимать и практиковать;
- откуда берутся сидхи (мистические способности),
- что такое религии кали-юги, какова их роль и особенность
- Бог - как личность, и безличностная форма,
- зачем Богу слуги? он же всемогущий и у него все есть.
- Совершенное знание
- Абсолютная истина
- и многое другое...
А также эта статья будет хорошим подспорьем в изучении Бхагавад-гиты, потому что здесь я дам одну из общих схем, которое облегчит понимание.
🔹 Что такое ЙОГА
Все постведические системы – попытка изобретения велосипеда, потому что в них нет ничего нового - все, что существовало или существует ныне - это одна из этих 4 видов философий в том или ином виде, их часть, или комплекс.
карма, гьяна, медитация и бхакти - это 4 вида йоги.
Прямой перевод слова ЙОГА - СВЯЗЬ, связь с Богом
Такое же значение имеет слово РЕЛИГИЯ в переводе с латинского.
можно для начала для общего понимания посмотреть вот это короткое видео
🔘 4 ВИДА ЙОГИ:
- карма-йога - путь через благочестивую материальную деятельность
- гьяна-йога - путь познания Бога через знания
- дхъяна-йога - медитация и вся аштанга-йога
- бхакти-йога - путь взаимоотношений с Личностью Бога через любовь и служение
Эти виды йоги имеют разные уровни, как ступени лестницы, и составляют лестницу йоги или лестницу духовности - от начального уровня к высшему.
Каждая йога, ступень, вид отношений с Богом зависят от того, какого уровня сознания и самоосознания я достиг, и какова моя главная и конечная цель в жизни.
У каждой йоги – свой путь, своя практика, средства, писания, рекомендации, и главное, своя цель, от которой все это зависит, и к чему ведет.
Каждый человек выбирает свой путь исходя из своих желаний, интересов, цели жизни, путей развития, уровня сознания и тд.
Строго говоря, в наше калиюжное время, эти категории - условны, в чистом виде их сейчас не найти, но значение они не потеряли.
ВАЖНО! Эта система - УНИВЕРСАЛЬНА! она не зависит от религии, вероисповедания и иных подобных категорий. Она касается отношений с Богом и с жизнью, и работает независимо, верят в нее или нет.
🔹 3 вида отношения к жизни.
Человек либо проходит их поэтапно в своем развитии, либо живет на одном из них:
- 1 этап - утилитарный – комфорт для тела, развлечение, наслаждение чувств.
- 2 этап – философский - понимает, что все временно, начинает искать нечто вечное и высшее
- 3 этап – эстетический – человек находит Бога, испытывает более высокий вкус от общения с духовной реальностью, и начинает идти в сторону духовного совершенствования.
Эти 4 виды йоги соответствуют данным уровням сознания:
- Первому соответствует карма-йога
- Второму - гьяна и дхъяна
- Третьему - бхакти
🔹 Ступени лестницы
Бхагавад-гита описывает все эти виды йоги в такой же последовательности, потому что она важна - это ступени.
В этой лестнице йоги каждая следующая ступень включает предыдущую и прибавляет свое, новое, и так доходит до высшей ступени - бхакти.
В высшем смысле Йога - это бхакти, а все остальные - этапы достижения бхакти. Суть истинной Бхагавад-гиты - понять принцип и философию этой лестницы.
Вот так выглядит эта лестница на самом деле - и ее мы разберем тут, все не так сложно, как может показаться
💠 КАРМА-ЙОГА
Карма-йога – благочестивая материальная жизнь
карма – это действие, йога – связь ➡️ связь с Богом через деятельность / действия. В прямом переводе - это карма действия - то есть какую карму несет моя деятельность.
Живущих по законам кармы, называют КАРМИ
Это самый начальный этап осознания Бога, на уровне "есть что-то высшее".
Карми понимают и принимают закон кармы, то есть причинно-следственную связь между действиями и их результатами, поэтому выбирают жить так, чтобы сажать хорошие семена, и получать хорошие плоды в будущем.
Карми пока хочет наслаждаться этой материальной жизнью, но уже зная о существовании Боге, не может Его игнорировать, но и включиться полностью в духовный процесс тоже не может / не хочет / не готов.
По сути, это материалисты, которые хотят жить в гармонии с природой, Вселенной и ее законами. И в принципе Бог для них - это и есть эти законы Вселенной.
На этом уровне представление о Боге - безличностное.
Карми поклоняются полубогам ради исполнения своих материальных желаний: Ганеша, Шива, Индра, Варуна, Чандра, Лакшми и тд.
Карма-йога - самый начальный уровень духовного пути, здесь пока нет духовных знаний, поэтому и нет больших требований - просто соблюдать правила и заповеди, и выполнять некоторые рекомендации в виде установленных ритуалов.
"Невежественным и сбитым с толку людям нужно предоставить возможность следовать простым моральным принципам, таким как ненасилие, или заниматься различными видами мирской благотворительности". Бхагавад-гита 3.29
В ведические времена карми называли людей, который жили по законам Вед. Для карми было рекомендовано совершать ягьи - жертвоприношения полубогам. Что это значит можно почитать вот тут.
Карма-йога это сам по себе многоступенчатый путь. Путь, ведущий от карма-канды - исполнения своих желаний используя правила Вед, к следованию Ведам не ради материальных плодов, а ради обретения знания о вечности души.
На начальном этапе карма-йога могут прослеживаться отношения в стиле "бизнес с Богом" – я тебе, а ты мне.
Человек готов что-то делать - совершать ягьи, делать пожертвования, молиться, совершать иные благочестивые поступки, но они не бескорыстные - взамен он ждет какой-то благоприятный результат для себя. Веды это называют привязанность к плодам своего труда.
Это этап САКАМА ("сильная кама" - сильное желание наслаждений) – много желаний, хочет материальных благ, молитва звучит, как "дай мне"
Так развитие по пути карма-йоги может привести на этап
НИШКАМА – меньше камы (наслаждения), больше йоги (отношений с Богом)
Думаю, вы уже догадались, кто такие КАРМИ в наше время - это любой человек, кто верит в Бога в какой бы ни было форме, старается соблюдать хоть какие-то божьи законы, заповеди, ходит периодически в храм/церковь/мечеть, молится, когда нужна помощь свыше, совершает какие-то обряды, ритуалы, держит посты.
Кроме карми есть еще ВИКАРМИ - те, кто не признают ни Веды, ни какие-либо законы Бога, живут по своим правилам. Так что даже карми в наше время не так много, как вы понимаете.
🔹 Духовная практика КАРМИ
На уровне карма-йоги еще нет чего-то определенного и конкретного, в основном, это соблюдение заповедей, молитва, посещение храмов - любая связь с Богом, все в свободной форме.
Правда, мы сейчас живем в такое время, что за таковую могут выдавать очень много чего, поэтому важно четко понимать - ЧТО ТАКОЕ духовная практика!
Здесь я не буду это затрагивать, уже по косточкам разобрала в других статьях
- ЦЕЛЬ в этой жизни - очиститься, избавиться от плохой кармы, чтобы меньше страдать.
- ЦЕЛЬ души после жизни - попасть на райские планеты и продолжать наслаждаться жизнью на более высоком уровне.
Тут пока ни о каком освобождении души речи не идет
Карма-йоге посвящена 3 глава в Бхагавад-гите
Когда карми приходит к жизни не ради материальных плодов, утрачивает привязанность к наслаждениям, и обретает духовные знания (глава 4), он переходит на следующую ступень - 5 глава Гьяна-йога
💠 ГЬЯНА-ЙОГА
гьяна - знание.
Практикующие – ГЬЯНИ
Гьяна-йога - путь философов, мыслителей и ученых.
Они пытаются познать Бога с помощью размышления о Нем.
Занятие Гьяни - размышлять, философствовать на основе имеющихся у него знаний. Они постоянно в этом процессе, поэтому такие люди живут в полном отречении в одиночестве в пещерах, лесах, чтобы никто и ничто не отвлекало их. Из жизнь - одна сплошная аскеза (тапасья).
Бог для гьяни - безличный Брахман, поэтому отношений с Богом, как с Личностью - нет, Высшего духовного вкуса тоже нет.
- Цель в жизни - осознать себя душой, так как обратно в майю не хочется.
- Цель после этой жизни - получить освобождение и слиться в этом Брахмане.
Об уровне гьяни мало что можно сказать, настоящих гьяни на Земле сейчас нет, это не уровень кали-юги, поэтому о нем особо и не говорят.
Относительно Вселенной, Гъяни живут на своих планетах Джаналоки в Высших мирах Вселенной.
В современном смысле под гьяни можно условно понимать мирских ученых и философов
Гьяна + упражнения (асаны) и правильное дыхание (пранаяма) = аштанга-йога - 6 глава
💠 ДХЪЯНА-ЙОГА - путь медитации
Дхъяна – глубокая медитация
путь достижения Бога через медитацию на Параматму - поиск Бога внутри себя.
дхъяна-йога – более известная, как аштанга-йога или 8-ступенчатая йога Патанджали.
Практикующие - ЙОГИ
Цель йога в медитации
Это уровень осознания Абсолюта в форме Параматмы в сердце, и йог пытается достичь состояния самадхи, в котором он может Его увидеть - это и есть цель йога.
Когда йог достигает самадхи – он видит и ощущает Бога повсюду – только тогда начинается его настоящая духовная практика – отношения с Богом
🔘 8-ступенчатая йоги Патанджали
🔹 СУТЬ данной 8-ступенчатой йоги
сводится к 8-ой ступени, все 7 - подготовительные для 8-ой. Каждая ступень - имеет свой смысл и является вспомогательной для следующей ступени.
1-2 ступени определяют правила и моральные принципы:
- Яма – запреты – что не делать (заповеди)
- Нияма – рекомендации – что делать
- 3. АСАНА – правильное расположение тела, чтобы оно не затекало и не перекрывались каналы нади, по которым ходит прана
- 4. Пранаяма – дыхание, чтобы уравновесить все потоки пран в теле
- 5. Пратьяхара – отрыв чувств от их объектов, работа с умом, который является центром пяти органов чувств.
- 6. Дхарана – концентрация на одном объекте. Этот этап считается выполненным, если удается держать концентрацию минимум 12 секунд.
Все это - чтобы подготовить тело к медитации: чтобы тело не затекало, чтобы прана правильно двигалась по своим каналам - чтобы сознание могло возвышаться; чтобы успокоить ум и оторвать его от объектов чувств, и полностью отключиться от материального мира, чтобы он не беспокоил.
- 7. ДХЪЯНА – глубокая медитация на Параматму
- 8. САМАДХИ – состояние транса, когда йог видит Бога в сердце - Параматму.
Как мы можем видеть, истинная медитация идет именно на Бога в сердце, а не на пустоту, свет или дыхание. Только такую медитацию можно считать духовной практикой.
Кроме того, ступени с 1 по 6 тоже сами по себе не являются духовной практикой, это просто механический процесс - просто технология, которая оттачивается годами.
Эта технология очень сложная, в ней важна каждая мелочь, поэтому она очень длительная. Чтобы достичь результата йоги в прошлые юги медитировали тысячелетиями.
Такая медитация - была духовной практикой в Сатья-югу - самую чистую и длительную югу, в которой люди жили по 100 000 лет.
В нынешнюю эпоху Кали-юги у людей нет квалификации для такой практики, а также нет условий.
Хотя современные представители медитации и йоги любят говорить, что для этого не нужно уходить в Гималайи, медитировать можно хоть за рулем - все это идет лишь из того, что они сами не понимают сути истинной медитации. Сейчас это лишь вырванное из контекста упражнение для успокоения ума.
"Тот, кто не способен управлять своими чувствами и умом, не может заниматься медитацией". Бхагавад-Гита 6.12
Так как эта ступень дхъяна-йоги находится после уровня гьяни - значит, что человек на этом этапе уже осознал себя душой. А это значит, что йогу уже не интересны мирские наслаждения.
"Йогом невозможно стать, ежедневно предаваясь плотским утехам дома или в каком-нибудь другом месте и посещая занятия в так называемом обществе йоги. Йог должен учиться управлять умом и воздерживаться от всех чувственных наслаждений, главным из которых является сексуальное". Бхагавад-Гита 6.13
"Есть много притворщиков, которые делают вид, будто занимаются медитацией, хотя на самом деле их ум поглощен мыслями о чувственном наслаждении. Иногда такой притворщик подолгу рассуждает на абстрактные философские темы, чтобы пустить пыль в глаза своим «интеллектуальным» последователям, однако, он самый настоящий мошенник" Бхагавад-Гита 3.16
Современные люди могут практиковать первые 4 ступени для здоровья, остальные 4 недаром называется Раджа-йога или царская йога, это высший пилотаж, недоступный простым людям.
А вот первые 2 ступени Яма и Нияма, как мы и говорили в разделе Карма-йоги - относятся к практике карми, потому что считаются основными для благочестивых людей.
В основном людей привлекает 3 и 4 ступени, они называют это йогой, хотя это просто по сути гимнастика. Тем более, что они даже первые 2 ступени перепрыгивают, не считают нужным. Ну в принципе да, чисто для гимнастики они вряд ли нужны.
Вообще та йога, которая сейчас популярна - это развлечение для карми. Но зато многие гордо называют себя йогами, хотя по факту являются максимум карми, и то если соблюдают моральные принципы, а то и вовсе - викарми.
Йог - это тот, кто выполняет все 8 ступеней.
"Йогой занимаются не для того, чтобы получить какие-либо материальные блага, а для того, чтобы раз и навсегда покончить с материальным существованием. Согласно «Бхагавад-гите», тот, кто практикует йогу, чтобы поправить здоровье или обрести те или иные материальные совершенства, не является йогом". (Бхагавад-гита 6.15)
"Того, кто ищет мирских наслаждений и при этом выдает себя за йога, следует считать первейшим проходимцем, даже если порой он ведет философские беседы. Познаниям этого грешника грош цена, так как все их плоды украдены иллюзорной энергией. Ум такого лицемера всегда остается оскверненным, поэтому его так называемая йогическая медитация не приносит ему никакой пользы". Бхагавад-гита 3.6
🔹 МИСТИЧЕСКАЯ ЙОГА
Данную йогу еще называют мистической, потому что она дает мистические совершенства - сидхи - чтение мыслей, гравитация, материализация предметов и тд. Это не является целью, но приходят как "побочные эффекты".
Хороший йог может сам выбрать, когда и как он оставит тело, и на какую планету Вселенной отправиться, и перенести себя (душу) в тонком теле, куда ему угодно.
Об этом можно почитать в книге "Легкое путешествие на другие планеты" Шрилы Прабхупады.
Ну а вообще великие йоги живут на Тапалока в Высших мирах.
В кали-югу цель людей сменилась, и данная йога стала привлекать искателей мистических способностей, а не Бога.
У них нет представления о Боге, они не знают, на чем концентрироваться. Такой человек сойдет с ума от скуки в медитации на Бога.
- Цель йога - получить освобождение
"Достичь совершенства в йоге — значит освободиться из материального плена, а не научиться произносить какие- то магические заклинания или выполнять гимнастические трюки, чтобы одурачивать неискушенных людей". (Бхагавад-гита 6.15)
Дхъяна-йоге посвящена 6 глава Бхагавад-гиты, в которой описаны все условия, необходимые для настоящей медитации, а также - кто может называть йогом.
Когда йог устанавливает связь с Параматмой, это что-то вроде этапа знакомства, следующий этап - развитие отношений с Богом. То есть по сути даже эта 8-ая ступень еще не конечный результат.
И дальше идет следующая, высшая ступень лестницы йоги - бхакти
💠 БХАКТИ-ЙОГА
Бхакти-йога – йога любви и преданности.
Любовное преданное служение Верховной Личности Бога.
Здесь развивается любовь к Богу, к миру, и ко всем существам, потому что отношение на уровне душ, а не материальных тел.
Это высшая ступень йоги, и высший вид взаимоотношений с Богом. Бхакти – вершина, потому что это чистая деятельность души.
"Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным." Шримад-бхагаватам 1.2.6.
Бхакти - единственная духовная практика, осознающая Бога, как Личность. Поэтому только на этом уровне возможно развитие с ним личностных отношений через любовь и преданность.
Практикующие - БХАКТЫ, преданные.
🔹 2 основных отношения к Богу: имперсональное и личностное
- Бог - это что-то безличностное - свет, звук, Вселенная, Высший разум - это ИМПЕРСОНАЛЬНОЕ представление (МАЙЯВАДА)
- Бог - ЛИЧНОСТЬ, имеющий свою форму, имя и деяния.
Это большая тема, более подробно можно почитать вот тут - в разделе ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ души или вот тут в теме структуры Вед
Персональное представление о Личности Бога начинается только на уровне бхакти. Ни в одной другой философии Бог не представлен, как Верховная Личность, и не изучается, как личность - какой Он, где живет, что любит, как с ним подружиться и тд.
"Лучший из них тот, кто обладает совершенным знанием и всегда занят чистым преданным служением Мне. Я очень дорог такому преданному, и он очень дорог Мне" Бхагавад-гита 7.17
Логично, тот, кто стремиться к вам, как к личности, будет вам дороже, и вы тоже будете больше открываться для них. В отношениях с Богом все ровно так же.
Те, кто НЕ хочет развивать отношения с Личностью Бога - выбирают философии безличностного Бога (БрахмАн) - разновидности имперсонализма, майявады. Все другие виды йоги, кроме бхакти, и теории, основанные на них - имеют имперсональные взгляды. Именно такое представление сейчас в мире главенствующее, потому что они дают бОльшую свободу для действий и мыслей, ибо если нет конкретной личности, то нет и того, что от него исходит, нет Абсолютной истины, нет рамок - делай и мысли, как хочешь, ты и есть Бог!
Почему именно персональное отношение считается высшим уровнем, несложно понять, если посмотреть на нашу жизнь:
Одно дело, когда ты просто безличный покупатель, гость, клиент, другое - когда к тебе обращаются персонально: назвали по имени, предложили что-то на наш вкус, спросили "вам как обычно?"
Мы так же любим выделиться за счет того, что имеем личное знакомство с какой-то личностью, потому что это близкое отношение - круче.
Мы знаем президента, как формальность, статус; а для кого-то он - муж, сын, друг - и это бесспорно отношения ближе, чем у обычных людей, для кого он - просто внешняя роль.
Еще больше про персональные отношения в разрезе разных вкусов отношений
🔹 ЛЮБОВЬ - признак бхакти
Любовь возможно только там, где есть знание о том, кого я люблю.
сложно любить нечто абстрактное, неизвестное и непонятное. Для любви нужна личность, отношения, обмен любовью.
Многие говорят о любви Бога, или к Богу, но все это очень абстрактно: что это за любовь, в чем она выражается, что я делаю, чтобы показать ее, как я понимаю, что меня любят? Мы можем делать что-то, считая это любовью, но если не спросить того, кому это предназначается - что для него любовь, как ему хочется, нравится? и тд - все наши поступки будут лишь умозрительными заключениями - делаю, как считаю нужным, как я вижу это.
Люди привыкли думать, что любовь - это позиция "дай мне", а духовная наука бхакти говорит, что любовь - это "что я могу сделать для тебя?".
Так же и в любви к Богу, люди считают, что Бог любит только, если у них все хорошо, когда Он что-то дает им - выполняет желания, дает материальные блага. Это опять перенос своих мирских представлений на Бога.
Но сам человек не считает нужным что-то сделать для Бога - это уровень карми. Этим бхакта отличается от карми и всех имперсоналистов - на этом этапе человек уже не действует ради своего наслаждения и выгоды.
Когда мы любим кого-то, мы пытаемся узнать его, стать ближе, хотим сделать ему приятное, дарить подарки, для этого узнаем, что ему нравится - вот это и есть бхакти.
Любовь неразрывно связана с таким действием, как служение.
Второй важнейший признак бхакти-йоги - СЛУЖЕНИЕ
🔹 СЛУЖЕНИЕ
Нужно правильно понимать смысл выражения "любовное преданное СЛУЖЕНИЕ". Важна последовательность слов.
Основную нагрузку здесь берет слово любовное, то есть любовь - это причина, а желание служить - это следствие.
Служить значит хотеть сделать приятное тому, кого любишь. Бескорыстно, просто, чтобы доставить удовольствие, без желания что-то попросить взамен.
- Муж приносит жене цветы - это служение ей.
- Женщина готовит вкусный ужин - это служение семье.
- Хозяин выгуливает собаку - это тоже служение собаке
Конечно, сейчас мало кто что делает бескорыстно, поэтому не так легко понять и принять истинный смысл служения.
На самом деле служение заложено в человеке, как потребность Души, но истинное служение - служение Богу, эту потребность душа принесла из духовного мира. Но здесь она так же покрыта майей, и мы этого не понимаем, отрицаем. Поэтому желание служить осталось, а вот кому и чему мы служим - это уже вопрос. Но факт, что служением мы занимаемся постоянно - просто не знаем, что это служение, не называем это так.
Человек всегда ставит кого-то на алтарь и служит им: дети, родители, партнеры, кумиры, звезды, работа, любовь и даже питомцы.
У одних на алтаре стоят божества, у других постеры с кумирами, у третьих - родственники, у четвертых - кошки и собаки. И каждый служит своему "алтарю"
🔹 Примеры служения
Мы служим нашему:
- уму - когда ищем чувственных удовольствий
- телу - делаем ему удобно, ухаживаем за ним
- языку - любим вкусно поесть. Считается даже, что это чуть ли не единственная цель жизни.
- близким - делаем им приятно, делаем что-то ради них
- питомцам - выгуливаем, ухаживаем, кормим.
- стране, президенту - выборы, гражданский долг, служба
- блогерам - смотрим их, покупаем курсы, продукты
- звездам шоубиза - покупаем билеты, слушаем музыку, смотрим кино, вешаем постеры актера - это подобие алтаря.
- поход в храм и духовная практика - это служение Господу.
Но то, КОМУ мы служим - имеет большое значение для нашего сознания, ибо мы перенимаем сознание того, кому служим - слушаем, внимаем, следуем, платим ему деньги. И если мы хотим возвышать и очищать сознание, поднимать вверх, то служить мы должны возвышенным личностям.
🔹 Популярные вопросы о смысле служения Богу
❓ зачем Богу слуги? он же всемогущий и у него все есть
Ответ:
Богу не нужно служение, оно нужно НАМ! А он принимает служение из любви к нам.
Представьте ситуацию, где вы дарите подарок, хотите сделать приятное, а ваш оппонент не принимает его?
Или например, мы приготовили шикарный стол, а никто не голоден и не хочет есть, то есть некому принять ваше служение, вас это расстроит, наверняка. Или наоборот, все пришли голодные, а есть нечего - тоже мало приятного.
Поэтому для служения обязательно кто-то должен предлагать служение, а кто-то его принимать, даже если ему это не очень нравится. Для этого процесса необходима такая обязательная составляющая, как любовь.
Это когда мама пытается сделать что-то для нас, а нам не всегда это нравится, но мы терпим, потому что понимаем, что она из любви это делает. В идеале ))
Другой вопрос:
❓ Это у Бога эго такое, он специально создал людей и других живых существ, чтобы были слуги?
Ответ:
вопрос про эго идет из понимания рабства, что кого-то насильно принуждают.
Многих пугает слово служение, потому что они приравнивают его к понятию "рабство", слуга - это не раб, служение - дело добровольное.
Но для служения нужно смирение, то есть не возвышать свое эго над другими. И это еще одно непонятное слово, которое пугает наравне со словом служение. А это в современном, особенно западном, мире - трудно достижимые понятия, которые не имеют ценности.
Кстати, статья про СМИРЕНИЕ тоже имеется у меня на канале
Что такое служение и любовь к Богу изложено вкратце в этих 2 стихах Бхагавад-гиты:
"Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или немного воды, Я непременно приму его подношение."
"Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью ни совершал, делай это, как подношение Мне."
Бхакти - это очень обширное понятие, которое невозможно рассказать в одном коротком тексте. Я передала лишь внешнюю форму, а суть изучается всю жизнь. Изучение духовных знаний - одна из форм духовной практики.
🔹 Бхакти это многоступенчатый путь - от начинающего до возвышенного преданного.
Как только человек принимает Верховную Личность Бога - он становится бхактой, а дальше начинается его путь - очищения, познания, служения.
Вот схема - как это выглядит. Да сложно, но вам не нужно в ней разбираться, главное, чтобы было понимание, что все не так просто, четкий научный подход ))
Персональное отношение с Богом, как с личностью - достаточно сложно понять для обычного современного человека: кого-то возмущает, кто-то отрицает, кто-то высмеивает.
"Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в облике человека. Им неведома Моя духовная природа верховного повелителя всего сущего." БГ 9.11
Бхакти - это высокий уровень сознания, чтобы понять его - нужно начать с очищения и возвышения сознания.
Именно поэтому Бхакти – на начальном этапе – средство очищения, а потом уже – цель.
Очень важно понимать, что такое "уровень сознания", и какой он у меня - мы не можем понять то, что лежит выше и за пределами нашего уровня.
Это все я описываю подробно, в теме сознания. Там же писала о методах возвышения сознания - через слушание, через еду (прасад), через звуки (мантры) - все эти методы относятся к бхакти-йоге, но доступные абсолютно всем.
Об очищении в духовной жизни - виды, этапы (анартха-нивритти, очищение сердца), для чего оно нужно - в статье об истинной духовности, эта тема тоже из бхакти-йоги
🔹 Почему нам не дают знание о Боге
Мы, люди кали-юги - своим сознанием находимся, в лучшем случае, на уровне карми, а основная часть - на уровне млеччхов - а это значит очень низкое сознание. Поэтому в религиях кали-юги нет очень много чего, в том числе понятия Личности Бога. Потому что мы на своем уровне не способны это осознать, и сразу начинаем мерить Его по своим меркам - а че это Он то и это?
И даже самый распространенный вопрос - а почему Кришна синий? - говорит о том, что мы хотим подогнать Его в рамки своего представления, как Ему нужно выглядеть.
И чтобы мы не осквернялись еще больше, нам не дали знания о Личности Бога, вообще все урезали до самого необходимого - вот хотя бы заповеди соблюдайте и ладно - дали минимальные понятия "хорошо и плохо", ад и рай, как варианты развития событий, и всё. Детям же тоже нет смысла объяснять что-то сложное, просто есть запреты и правила - с ножом и огнем играть нельзя!
Но это не значит, что этих знаний нет вообще - и это важно понимать!
Как сказал Ийсус "многое имею сказать вам, да не вместите, ибо черствы сердца ваши"
И тут опять вспоминаем об очищении от "черствости сердца", упомянутое чуть выше, которое не позволяет понимать духовные знания и продвигаться по духовному пути.
Для тех же, кто все же хочет получить больше знаний и готов познать Бога глубже - есть ведические знания и писания, в которых есть всё.
Веды называют "древо желаний" - это инструкция к жизни любого уровня, они учитывают потребности и желания всех людей. Примерно 80% Вед - это рекомендация для карми - как жить благочестивой жизнью, соблюдая законы Бога.
И где-то глубоко в Ведах скрыт сам Бог - для тех, кто ищет Его Самого.
"Господь открывает Себя лишь тому, кто занимается чистым преданным служением под надлежащим руководством. В «Брахма-самхите» (5.38) сказано: Верховную Личность Бога, Говинду, всегда видит внутри себя и вовне только тот, у кого есть духовная любовь к Господу. От взоров обыкновенных людей Господь скрыт. Хотя Он вездесущ и пребывает везде, Его невозможно постичь с помощью материальных органов чувств. 9.4
Конечной и высшей целью жизни - является постижение Верховной Личности Бога - Абсолютной Истины.
Цель изучения всех Вед — постичь Меня. Я истинный составитель «Веданты» и знаток Вед. БГ 15.15
И вот в ведах сказано, что Верховная Личность Бога - это Вишну, он же Кришна. Соответственно, те кто идут путем бхакти - путем изучения Личности Бога - называются вайшнавы - то есть "подобные Вишну"
"Того из них, кто постиг Меня, Я считаю во всем подобным Мне" 7.18.
Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он понял, что Я причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко. 7.19
🔘 СОВЕРШЕННОЕ ЗНАНИЕ
В Бхагавад-Гите 7.16 сказано:
«Четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Абсолютную Истину»
Это 4 типа людей, которые обращаются к Богу в разных ситуациях и с разными целями, но они все могут прийти к бхакти:
1. Страждущие / кто в беде. Такие люди вспоминают о Боге в тяжелой ситуации, когда хотят защиты и спасения. Боже, спаси, помоги!
2. Кто в нужде / ищущие богатства. Это обращение к Богу для исполнения материальных желаний. Исполни, дай.
3. Любопытные / любознательные. Кто начинает изучать писания или духовные знания хотя бы из любопытства, пусть даже поверхностно. Либо те, кто отчаиваются найти истину в разных областях знания, и у них возникает желание познать Бога
4. Ищущие Абсолютную истину, высшее знание - это уже те, кто принимает Бога, как Абсолютную истину, и изучает самого Бога, Его имена, форму, деяния, и мир в связи с Ним.
Смотрите, это опять та же лестница йоги:
- 1 и 2 типы - это карми
- 3 типа - гьяни
4 тип - бхакти
🔹 Что такое Абсолютная Истина
Абсолютная Истина, или просто Абсолют, представлена в трех аспектах, которые не отличны друг от друга и составляют единое целое:
- Брахман – безличное сияние, свет, исходящий от Бога (Брахмаджйоти)
- Параматма (Сверхдуша) – Бог в сердце
3. Бхагаван – Бог, как личность
Абсолютную истину можно познать именно в таком же порядке: Брахман – Параматма - Бхагаван.
Опять мы видим уровни, соответствующие лестнице йоги:
- для карми и гьяни Бог представлен, как безличный Брахман,
- для йогов - Параматма
- и в бхакти-йоге - Бхагаван, как совокупность всех аспектов - они неразделимы, как солнце, его свет и сама планета.
🔹 Духовные знания на разных ступенях
Вайшнавы изучают сливки ведических духовных знаний, и получать их желательно именно от них, то есть спрашивать о чем-то резонно у того, кто обладает полным знанием об этом, а еще лучше - у источника.
Получение Духовных знаний - является обязательной духовной практикой для бхакты. Вайшнав - это, в первую очередь, ищущий человек, мыслитель, ученый. Уровень бхакти это не просто сентиментальная религия, как у карми.
Ищущим Абсолютную истину недостаточно того, что дано им в их религии и мирской науке, поэтому, как и было сказано выше, они идут туда, где знание более полное и есть ответы на все вопросы.
Карми, гьяни или йоги обладают неким знанием, но оно достаточно лишь для определенного уровня. Для карми достаточно, что светит солнце, а ищущий спросит - кто зажег этот свет? кто создатель Солнца? Ученые изучают материальный мир, а вайшнавы - того, КТО создал этот мир, а уже затем материю, как энергию Создателя.
Поэтому важно понимать, что если карми рассуждает о чем-то духовном, то он НЕ должен считать свое знание высшим или абсолютным.
Если кто-то, не обладающий высшим знанием, не находящийся на уровне бхакти, переводит или комментирует Бхагавад-гиту - эти знания будут неполные и несовершенные, ибо БГ - это писание, где Верховная Личность Бога Кришна рассказывает про Себя Сам - не познав этой истины, невозможно ни понять, ни передать истинный смысл БГ. Такие переводы считаются неавторитетными.
«Слова Господа необыкновенно могущественны и ощутить их силу можно, слушая повествования о Верховной Личности Бога и обсуждая их в обществе Его преданных». Их смысл никогда не откроется тому, кто общается с мирскими философами или учеными-теоретиками, ибо духовное знание подразумевает духовный опыт.... Авторитетны лишь комментарии, написанные преданными Господа" БГ 9.1
🔹 Цель бхакти - духовный мир
"Служа Мне с трансцендентной любовью, он непременно придет ко Мне, высшей и самой заветной цели". Бхагавад-гита 7.18
А высшая цель - это вечное освобождение в духовном мире.
Уровень бхакти является аэропортом, из которого Души вылетают в духовный мир.
Только после достижения уровня бхакти на Земле, Душа попадает в Духовный мир, там живет Бог, и там только личностные любовные отношения Души и Бога.
В духовном мире никто не занимается никакими другими формами йоги, кроме бхакти. То есть не философствуют на предмет, есть ли Бог и какой Он. Нет тела – значит, нет и карма-йоги, никто не отрешается от мира и не медитирует, как в дхъяна-йоге.
И чтобы попасть туда, душа должна захотеть этого еще здесь, и приложить усилия.
То есть чтобы попасть к кому-то домой, нужно установить с ним близкий контакт, и получить приглашение. Так и тут. Нет такого, что все попадают туда и думают - а что тут происходит, зачем я тут, я так не хочу!
Тут конечно важно понимать, что такое Духовный мир, а это не просто понять, ни один человек не способен осознать его, потому что он лежит за пределами всех наших представлений и опытов, которые являются материальными.
ДУХОВНЫЙ МИР - находится ЗА ПРЕДЕЛАМИ всех материальных вселенных - это планеты Вайкунтхи, Голока Вриндавана. Это мир вечного обитания Души и Верховной Личности Бога. Отсюда душа пришла и сюда должна вернуться.
Духовный мир - это вечное освобождение для Души, потому что остальные - временные.
Такие разумные люди, стремящиеся освободиться из плена старости и смерти, находят прибежище во Мне и служат Мне с любовью. Они уже, по сути, Брахман, ибо в совершенстве познали законы духовной деятельности. (Бхагавад-гита 7.29)
Подробнее в других статьях
🔹 Методы прохождения по ступеням йоги
По лестнице можно подниматься постепенно по ступеням, развивая качества каждого уровня, а можно сразу начать развиваться в бхакти-йоге. Но опять же, сразу - это образное выражение, сразу будет в этой жизни, если ты в прошлой уже начинал.
Кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне. (Бхагавад-гита 7.28)
Рано или поздно все дойдут до Бхакти-йоги, поэтому говорится, что путей много, но конечная точка - одна. Вопрос времени, проведенного душой в материальном мире. Вот тут я уже писала о том, что, так называемый "возраст души" - является важным фактором в том, насколько душа наигралась во все "игры материального мира", и готова уйти из него.
Достижение человеком уровня бхакти на Земле - считается высшей целью человеческой жизни,
и к ней он идет из жизни в жизнь. Для этого он накапливает сукрити (духовное благочестие), которое помогает продвигаться по этой лестнице. Духовные достижения - это единственное накопление, что душа забирает с собой в следующую жизнь. "На этом пути никто не знает потерь" БГ 2.40
Прийти к Бхакти не просто - Бог, как личность, не открывается просто так всем, он скрыт и в материальном мире и даже в Ведах.
Я никогда не являю Себя глупцам и невеждам. От них Меня скрывает Моя внутренняя энергия, и потому они не знают, что Я нерожденный и неисчерпаемый (Бхагавад-гита 7.25)
Об этом будет отдельная статья, как правильно смотреть на Веды, про их структуру, про то, что в них можно найти и тд.
Путь Бхакти - одновременно и легкий путь, и самый сложный.
- Легкий - потому что не нужно уходить в Гималаи или отречение, можно просто жить, но выполнять свою дхарму, честно и бескорыстно. Не нужно подавлять свою материальную природу, а нужно научиться контролировать ее и задействовать в служении.
"Даже ученый человек поступает сообразно своей природе, ибо все существа вынуждены действовать в соответствии с качествами, которыми их наделили три гуны. Так какой же смысл подавлять свою природу?" БГ 3.33
"Привязанность и неприязнь, возникающие в результате взаимодействия чувств с объектами восприятия, можно научиться регулировать, соблюдая определенные правила. Не следует идти на поводу у привязанности и неприязни, ибо они являются препятствием на духовном пути." БГ 3.34
"Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем, предназначенным для других, опасно." БГ 3.35
- Сложный - потому что понять философию бхакти не так просто, а еще сложнее ей следовать в жизни. Плюс это глубочайшая философия, это бесконечное обучение, очищение и служение.
Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня.(Бхагавад-гита 7.3)
Примечание 1
Конечно, любой может назвать себя и свое учение бхакти-йогой, но не все будет являться таковым. У бхакти-йоги есть конкретные признаки, условия, критерии, по которым можно определить истинность учения, течения. для этого нужны знания. Об этом я расскажу в другой статье, посвященной только этой теме.
Примечание 2
Если вы знакомы с игрой Лила, в ней отражена краткая суть ведических знаний. Там единственная стрелка, приводящая игрока в клетку Вайкунтха - духовный мир, а это конечная цель игры (жизни Души на Земле), ведет из клетки Бхакти. То есть уровень бхакти сразу напрямую соединяет меня с Богом. Но всю суть этого не понимает, и не может правильно интерпретировать ни один ведущий, не сведущий в духовной науке.