Найти тему

Кришна и Вишну - кто такие и кто главнее?

Оглавление

Что это за личности такие, в чем их особенности, сходства и различия, почему их всегда сравнивают и спорят - кто кого выше, кто чья аватара?

Вопросы, через которые проходят многие, кто сталкивается с философией индуизма. Меня они тоже не обошли когда-то, но изучение Веданты дало ответ, с чем и делюсь. Думаю, ответ вас удивит :)

В этой теме есть 2 версии ответов или взглядов:

так скажем, популярная версия, которую можно почитать в интернете почти в каждой статье, и есть версия, полученная на основе более глубоко изучения Веданты.

Первая версия, популярная

  • Вишну - один из триады богов, отвечающий за поддержание Вселенной. Брахма - за творение, Шива - за разрушение.
  • Вишну - главный Бог, или языком Википедии - Верховное Божество в вишнуизме. Вишну являет свои аватары, наиболее известные из которых - Рама и Кришна.
  • Кришна - это 8-ая аватара Вишну - это тоже популярное определение.

Это если описать в общих чертах.

Дальше спор переходит в разряд - кто чья аватара? кто из кого вышел?

Одни говорят - Вишну из Кришны, другие - наоборот.

И тут важно понять главный принцип Вед - это многоступенчатая система знаний, в которой можно встретить и то и другое, и даже то, что вообще Шива - первоначальный, и Вишну вышел из него. И именно для того, чтобы объяснить, как это все работает, я написала большие статьи тут на канале о том, что такое Веды и как в них ориентироваться.

Так вот, любая версия имеет право на жизнь, поэтому она и существует. Но если хочется высшего понимания, нужно подняться на вершину пирамиды Веданты и посмотреть, что написано в Шримад-бхагаватам - главной Пуране Вед. Все это я объясняю в вышеуказанной статье.

2 версия - из Веданты

И вот главная загадка индуизма решается вот так

  • Вишну и Кришна - это одна и та же Личность - Верховная Личность Бога.

В принципе на этом можно расходиться, но есть небольшой нюанс :)

  • У каждого своя роль: Вишну - это роль на работе, а Кришна - дома.

у Вишну и Кришны разные формы - 2 руки и 4.

Вишну с 4 руками, в которых: раковина, лотос, чакра и булава - это разные инструменты для работы и управления.

Супруга Вишну - богиня Шри Лакшми.

Вишну переводится как "проникающий во все", Его так же называют именем Нараяна "обитель всех"

Именно к Шри Вишну на берег молочного океана приходят на аудиенцию полубоги, когда нуждаются в помощи Верховной Личности.

Кришна - двурукая форма - беззаботный юноша с флейтой в руках, в окружении своих друзей, подруг и коров, либо озорной младенец на руках матушки Яшоды.

Вечная спутница Кришны - Шри Радха - воплощение любви.

Кришна - это "всепривлекающий".

-2

Разница в этих 2 формах заключается в том - какие отношения хочет развивать живое существо (джива) в отношениях с Личностью Бога, какой вкус отношений ему ближе.

Этих вкусов всего 12: 5 основных и 7 дополнительных.

5 основных вкусов отношений (раса):

  1. нейтральные (шанта-раса)
  2. служебные (дасья-раса)
  3. дружеские (сакхья-раса)
  4. родительские (ватсалья-раса)
  5. супружеские / любовные (мадхурья-раса)

С Вишну возможна только дасья-раса

- глубокое почтение, благоговение, четкая иерархия, субординация и тд. Даже Его Супруга Шри Лакшми деви находится в служении у Его стоп.

-3

Этот образ Бога более понятен западному человеку, где в основе стоят религии, в которых Бог представлен, как грозный старец, которого нужно бояться, ну или самое теплое, что возможно - любящий, но строгий отец.

С Кришной же возможны все вкусы.

Объясняется еще такая тонкость в разных видах отношений: когда отношения с отцом, который всегда старше и выше меня, то я могу у него только просить что-то, ждать от него, а в отношениях с Кришной я хочу сам давать что-то Ему: как родитель ребенку, как друзья или влюбленные.

Любой человек сочетает в себе разные роли: родитель, ребенок, партнер, друг, коллега, сосед и тд. Поэтому же он имеет разные имена: дорогой/любимый, папуля, Колян, Николай Иванович, Иваныч - и каждое имя отражает статус отношений.

Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что иметь с человеком неформальные отношения - это всегда ближе, чем просто служебные, или иные формальные отношения, хоть и хорошие. Если человек нравится нам, мы всегда хотим более близких отношений, а если это известная личность, то даже можем гордиться, что я его знаю, или даже более, не просто знаю, а он мне брат, сват, друг - и чем статус ближе, тем круче.

С Кришной и Вишну - все так же.

Нюанс, который определяет иерархию ролей Личности Бога.

Исходя из этой логики, Кришна - изначальный, ибо включает в себя все вкусы, из Него они все исходят. Кришна может быть Вишну, а Вишну не может быть Кришной.

Последователи и Вишу, и Кришны, называются одинаково - ВАЙШНАВЫ.

Но те, кому ближе отношения с Кришной, в простонародье называются КРИШНАИТЫ. Если мы берем истинных вайшнавов, то никто среди них не борется за главенствующую роль "своего Бога", ибо это как делить - кто главнее, мама или папа.

В Веданте, как изначальная и главная Личность Бога, тоже указывается Кришна:

Ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣шн̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам. (Брахма-самхита 5.1)

Кришна Господь Говинда, Верховный Повелитель, чье тело духовно, вечно и исполнено блаженства, Он - причина всех причин, Сам не имеющий причин (Кришна - источник всего сущего, но у Него Самого нет источника)

Обитель Кришны - выше в ведической космологии

Дальше, еще такой момент, зайдем со стороны ведической космологии - об этом тоже есть отдельная статья "как устроена Вселенная"

Духовный мир в целом называют "Вайкунтха" - "место, где нет проблем". Там Вишну - Бог, Но внутри духовного мира есть разные обители, и среди них высшая - обитель Кришны "Голока Вриндавана", где из-за особенностей отношений с ним, к нему даже как к Богу не относятся, и Вишну так же остается Богом. Но это слишком тонко и эзотерично, так что проще не делать различий и принимать ту форму, которая ближе для понимания величия Бога.

Делят люди и ищут главного из обусловленности своим ЭГО - чтобы мое было самое лучшее! Именно поэтому случаются конфликты на почве религий, но истинно духовные люди отходят от видения мира через эго, и не делят мир такими категориями.

Отвечая на вопрос - кто из кого вышел? - теперь можем сказать:

Кришна изначальный, Вишну - Его экспансии.

Не путать с аватаром, Экспансия - от лат. expansio "распространение, расширение".

У Вишну тоже много ролей и экспансий: Маха-Вишну, Гарбходакашайи, Кширодакашайи и тд - все они участвуют в создании и поддержании Вселенной. ПАРАМАТМА - Бог в сердце - формально это тоже Вишну.

Говорить, что Кришна - аватара Вишну не будет ошибкой, но более правильное и глубокое понимание - Кришна есть Кришна, он в данной аватаре пришел в роли Самого Себя.

Человеку, не погруженному в знание Веданты, сложно понять тонкости Верховной Личности Бога. Если формально Вишну хоть как-то можно принять, то Кришну - уже намного сложнее. Многие даже Его высмеивают, о чем Он Сам и Говорит в Бхагавад-гите, стих 9.11

"Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в облике человека. Им неведома Моя духовная природа верховного повелителя всего сущего"

И чтобы не беспокоить людей, кто не готов к осознанию Его формы Кришны, Он себя скрыл в Ведах, и о Кришне говорится только в Веданте, где главным писанием является Шримад-бхагаватам. Вот тут я рассказываю обо всем этом.

Заключение и выводы.

Так как людям в широком понимании Кришна недоступен, более популярна версия, что Вишну - главный, и Кришна - Его аватара. В этой версии значимость Личности Кришны падает - пришел как аватара, и ушел, и все, но Он существует всегда - и это нужно понимать.

Важнее понять, не кто главный, а что обе формы - проявления одной Личности Бога, тогда и споры пропадут.

Веды - это те еще дебри, так что без глубоко изучения и понимания основ, не будет полного понимания всей картины.

Радха-Кришна, Вишну-Лакшми, Шива-Парвати
Радха-Кришна, Вишну-Лакшми, Шива-Парвати