Найти в Дзене

Душа и ее характеристики

Оглавление

Характеристики души и ее признаки, что означает ее индивидуальность, каковы ее проявления и желания, как душа попадает сюда и в круг перерождений, и как из него выйти, какие виды освобождения бывают.

"Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третий слышит, что она подобна чуду, а есть и такие, кто даже услышав о душе, не могут постичь её" (Бхагавад-Гита 2.29)

Для начала нужно определиться с тем, что такое ДУША.

И об этом у меня есть отдельная статья, где я рассматриваю 2 основных видения - западное и ведическое понимание души, а так же объясняю, почему именно ведическое рассматриваю, как основное.

🔹 Характеристики души, которые дают понимание, что же такое ДУША и какая она

❇️ Душа – вечная и нерожденная

"Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело"

Бхагавад-Гита как она есть 2.20

"Душу называют нерожденной, но, поскольку она находится в материальном теле, кажется, будто она рождается вместе с телом. На самом деле душа, находящаяся в теле, не рождается и не умирает. Все рожденное обречено на смерть. Но поскольку душа не рождается, для нее нет прошлого, настоящего и будущего. Она вечная, всегда существующая и изначальная. Иными словами, невозможно установить время ее появления на свет. Мы пытаемся определить, когда душа появилась на свет, только потому, что распространяем на нее телесные представления. В отличие от тела, душа никогда не стареет. Вот почему так называемые старики иногда ощущают себя детьми или юношами. Изменения, происходящие с телом, не затрагивают душу. Душа никогда не увядает, как это происходит с деревом или любым другим материальным предметом. Она также не производит на свет побочные продукты..."

Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать.

Бхагавад-Гита как она есть 2.12

Здесь говорится не конкретно этих людях, а об их Душах, которые представлены в данный момент этими личностями на поле битвы. Также тут говорится не только о их вечности, но и индивидуальности, которая никогда не исчезнет.

"Ошибочно думать, будто они не существовали как индивидуумы в прошлом или перестанут быть вечными личностями в будущем. Их индивидуальное бытие никогда не прерывалось и не прервется. Поэтому ни у одного живого существа нет и не может быть причин для скорби."

❇️ Душа - индивидуальна

Душа - индивидуальна и остается такой вечно.
В духовном мире у каждой души есть СВАРУПА - своя форма, имя и роль.

"Если бы живые существа не обладали индивидуальностью, Кришна не стал бы это подчеркивать, особенно говоря о будущем"

В духовном мире и Бог имеет форму и имя - это персональное представление о Боге, когда Бог - это Личность - Верховная Личность Бога

"Кришна утверждает, что Он был личностью в прошлом и останется ею в будущем. Господь снова и снова говорит о том, что Он личность, а безличный Брахман находится у Него в подчинении. Другими словами, Кришна всегда сохраняет духовную индивидуальность."

Утверждение индивидуальности души говорит о том, что она не может сливаться с Богом или светом или еще где-то теряться.

О слиянии утверждают ИМперсоналисты (нет персоны) или иначе Майявади - те, кто считают, что Бог - это что-то безличностное, не имеющее ни формы, ни имени - безличный Брахман (свет), с которым душа сливается после освобождения и утрачивает свою индивидуальность.

Эта тема - вечная для споров между последователями этих двух главных течений.

Имперсоналисты, в том числе и буддисты, считают, что если влить воду из стакана в кувшин - она сливается. А персоналисты вайшнавы говорят, что вода перемешивается, но не сливается. Потому что при слиянии=поглощении вода не должна увеличиваться в объемах.

Приводится еще такой пример: зеленый попугай влетает в зеленое дерево и скрывается в его листве - означает ли он что он перестал существовать? Он ведь не слился с деревом, а просто его не видно, он вообще мог вылететь с другой стороны

Также не верно утверждение, что Душа - это представитель Бога, Душа - индивидуальна, и существует сама по себе, а Бог присутствует в живом существе форме Параматмы.

❇️ Размер Души - 1/десятитысячная кончика волоса.

Никто, конечно же, ее не замерял. Этот размер дается для примерного представления о невероятно маленьких размерах этого элемента. Именно поэтому душу нельзя ни увидеть, ни уничтожить ничем.

"Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, неподвижная, вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства" (БГ 2.24)

В шастрах говорится, что по величине душа равна одной десятитысячной кончика волоса. В «Шветашватара-упанишад» (5.9) об этом сказано так:

«Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души».

О том же самом говорится в другом стихе:

«Духовным частицам нет числа, и размеры каждой из них составляют одну десятитысячную кончика волоса».

В «Мундака-упанишад» (3.1.9) о размерах бесконечно малой души сказано следующее:

«Размером индивидуальная душа не больше атома, и ощутить ее присутствие может только совершенный разум. Эта крошечная душа, которая парит в пяти воздушных потоках (прана, апана, вьяна, самана и удана), находится в сердце и распространяет свою власть на все тело живого существа».

"Таким образом, индивидуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. Эта крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому как действие лекарственного препарата распространяется на весь организм. Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела, — оно проявляется как сознание." (БГ 2.17)

❇️ СОЗНАНИЕ - признак присутствия Души в теле

Душу мы увидеть не можем, но ее присутствие всегда можем определить по наличию сознания в живом существе.

"Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа."

"душа находится в сердце каждого существа, но, поскольку ученые-материалисты не в состоянии обнаружить ее, некоторые из них по неразумию утверждают, что души не существует. Бесконечно малая индивидуальная душа, вне всякого сомнения, находится в сердце живого существа вместе со Сверхдушой, и потому именно сердце является источником энергии, приводящей тело в движение. Кровяные тельца, которые насыщаются кислородом в легких, получают энергию от души. Когда душа покидает тело, кровообращение останавливается. Медики признают важную роль, которую играют в организме кровяные тельца, но не могут установить, что источником этой энергии является душа. Однако они соглашаются с тем, что источник энергии в теле — сердце."

("Бхагавад-гита как она есть" стих 2.17)

Поэтому заявление, что у животных или иных живых существ, проявляющих признаки сознания, нет души - ошибочно.

Даже в русском языке они так и называются - оДУШевленные и НЕоДУШевленные предметы.

Другой вопрос, что уровень сознания бывает разного уровня, у животных оно меньше, чем у человека, у растений - меньше, чем у животных. Иными словами, чем проще форма живого существа, тем меньше проявлено в нем сознание.

❇️ Душа «путешествует» из жизни в жизнь в этом материальном мире - в тонком теле,

оно неизменно, меняется только физическое тело.

То есть ум, разум и эго - всегда остаются с душой из жизни в жизнь, поэтому желания души, нереализованные в одной жизни, определяют ее следующее рождение. Это и есть карма, которая переходит в следующую жизнь. Карму определяют наши поступки, а те идут из желаний, а на желание влияет ум, который находится под действием трех гун и опредеяют его качество. А ум - это наши желания, интересы, привычки и тд.

Ум и его проявления

о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни. (БГ 8.6)

То состояние ума, в котором находится человек во время смерти определяет его следующее рождение. А этот момент определяет то, как человек жил. Так устроено Богом, что в момент смерти человек вспоминает самое важное для него, как говорится, вся правды выходит наружу, и это невозможно контролировать. Поэтому за чистотой ума важно следить в течение жизни.

Если человек умирает, находясь в гуне невежества, он попадает в тело и условия в гуне невежества, и это вполне может быть тело животного, либо жизнь будет близка животной.

Если в гуне страсти или благости - все соответственно качествам этих гун.

Если думает о Боге - уходит к Нему.

"Посвящая Мне все свои действия и держа ум и разум сосредоточенными на Мне, ты непременно достигнешь Моей обители" (Бхагавад-Гита 8.7)

❇️ Направляет Душу – Параматма (СверхДуша),

которая тоже всегда с ней из жизни в жизнь, и является источником памяти, знания и забвения.

❇️ Истинное место Души – Духовный мир

(Вайкунтха и Голока Вриндавана)

Он находится за пределами всех вселенных, выше материи

Это место вечной обители вечной души.

но у некоторых появляется зависть и желание самому стать Богом

❇️ Душа, используя свободу воли, приходит в материальный мир,

который создан специально для этого – играть роли Бога без Него – владеть, управлять и наслаждаться

Все желания человека под управлением ложного эго всегда сводятся к этим 3 вещам. Поэтому здесь людям так свойственно желание всем владеть, управлять и наслаждаться.

И как итог - чувство зависти и привязанности ко всему – за это отвечает ложное Эго

Отсюда же эти ложные теории о том, что каждый – есть Бог и все может сам.

❇️ Душе свойственно поклоняться Богу,

но под влиянием энергии Майи на Земле она не помнит Его, либо отрицает.

Но желание поклоняться остается, поэтому человек всегда ставит кого-то на алтарь и служит им: дети, родители, партнеры, кумиры, звезды, работа, любовь и даже питомцы и тд

У одних на алтаре стоят божества, у других постеры с кумирами, у третьих - родственники, у четвертых - кошки и собаки.

И каждый служит своему "алтарю"

Служение - это посвящать свое время, мысли и действия кому-то, чтобы ему было хорошо, делать вещи, которые ему нравятся и приятны. Служение - это не рабство, это действия из любви и собственного желания.

Таким образом,

  • поход в храм и духовная практика - это служение Господу,
  • кормить семью - служение близким
  • выгул собак - это служение собаке

❇️ На Земле Душа попадает в круговорот кармы и реинкарнации.

Она проходит миллиарды рождений в разных формах от бактерии до человека. Всего существует 8.400.000 форм живых существ во всей Вселенной.

"Как человек снимает старые одежды и надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные" (БГ 2.22)

"Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика и точно также после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает" (БГ 2.13)

И этому колесу перерождений способствует состояние ума человека, как говорилось выше - его желания, привычки и интересы, которые вновь и вновь уводят его на новый круг, пока он не осознает свою духовную природу и не встанет на путь служения Богу.

❇️ Задача Души

– вспомнить себя, осознать как вечную Душу, получить освобождение и вернуться обратно в Духовный мир

Это можно сделать только в теле человека, поэтому эта форма жизни очень ценна - только человек обладает таким уровнем Сознания, чтобы вывести Душу из этого колеса перерождений. Но тот, кто не использует свое Сознание по назначению - опускается в боле низкие формы, которым не нужен высокий разум, животные например, и снова растет до человека.

❇️ ОСВОБОЖДЕНИЕ это

  • выйти из-под влияния двойственности, кармы и трех гун, и тем самым, выйти из круга перерождений.

"Тот, кого не выводят из равновесия радости и невзгоды, кто всегда остаётся спокойным и невозмутимым, воистину достоин освобождения" (БГ 2.15)

  • выход из иллюзии, что вечная душа может быть счастлива в этом временном материальном мире
  • освобождение от тонкого тела (ум, ложное эго)

"Кто не радуется приятным событиям и не огорчается из-за неприятностей, кто обладает невозмутимым разумом, кто не подвержен влиянию иллюзии и сведущ в науке о Боге, тот уже достиг духовного бытия" (БГ 5.20)

🔹 Освобождение бывает

вечное – в духовном мире, из которого душа больше не падает.

временное:

  • рай и высшие планеты вселенной – которые являются частью материального мира

Туда попадают по хорошей карме, когда она заканчивается - снова на Землю в круговорот сансары. Как в отпуск съездить ))

  • Брахмаджйоти - свет Брахмана - то самое место, куда стремятся буддисты (пустота) и иные имперсоналисты (нет отношений с Богом).

Брахмаджйоти - это свет, исходящий из духовного мира, он условно разделяет материальный и духовный миры. Имперсоналисты видят в нем конечную точку, и стремятся туда, как в место покоя своей души.

А тот, кто развивает личностные отношения с Богом, знают, что за светом стоит Сама Личность - источник света.

Да, в этом свете душа может существовать, это так же отдых для нее от материального мира, но он конечен, и рано или поздно душе станет скучно, ее природа - быть в отношениях, служить. И она все равно вернется вниз.

❇️ Душа - вечная, полна знаний и всегда стремится к счастью

Природа души - это:

Сат - вечность, чистота

Чит - духовное знание

Ананда - счастье, блаженство

Желания, качества, природа и потребности души - все это об одном и том же, все эти характеристики неразрывно связаны.

Природа определяет качества, а они - потребности, а из них - желания.

об этом вот здесь ⬇️