Найти тему

ЯГЬЯ / Жертвоприношения богам

Оглавление

Что скрывается под словом жертвоприношение, его виды, историческое развитие, ведическое понимание, нужна ли Богу кровавая жертва, и многое другое

Первое, что приходит на ум от слова жертвоприношение.

Жертвоприношение - достаточно многогранное слово, но первое, что приходит на ум, скорее всего, кровавое, да? "Агнец на заклании", то есть убийство животного, а где-то и человека - именно это понимание жертвоприношения крепко укоренилось в умах людей. согласны?

Исторически оно претерпело кардинальные изменения в своем значении.

Кому приносится жертва? - богам, высшим силам, темным силам, сатане, духам... Зачем? - чтобы сделать подарок, задобрить, или заключить сделку.

Вид подношения зависит от того - ЧТО , ДЛЯ ЧЕГО и КОМУ приносится в жертву.

На самом деле видов очень много, в зависимости от деятельности и цели. И как-то так случилось, что все унифицировалось под одно понимание - кровавая жертва, забить живое существо.

И тут возникает вопрос - КЕМ должен быть этот кто-то, кто требует убить, и кому будет приятно получить в подарок труп?

Духи, демоны, темные силы, черная магия и тд - тут все понятно и логично.

Это поклонение в невежестве. И тут человек должен отдавать себе отчет, что он не с высшими силами имеет отношение, а с низшими.

-2

Но вот Бог....

Что это за Бог, который требует убить ради него?

зачем Богу труп животного?

на это почему-то у людей нет ответа!

Все живые существа - его дети. Что скажет родитель, если один брат убьет другого и принесет тело в подарок маме, да еще и будет просить благословений за это?

Ну ладно, даже если человек живет в понимании, что люди и животные - разные, и люди важнее, а животных можно убивать, то остается другой вопрос -

КАКОМУ Богу я поклоняюсь, если считаю, что Ему это нужно? И кто я, если соглашаюсь на убийство?

Поиски смыслов принесения кровавой жертвы в религии

Я давно стала задаваться этими вопросами, так как по рождению принадлежу к мусульманской религии, и там принято забивать барана в священные праздники. У меня это вызывало недоумение и непонимание.

Все, что я слышала - так написано, так делали веками...

Когда я стала изучать духовную науку в ведическом формате, я стала что-то понимать, с чем и хочу поделиться здесь.

Действительно, существуют рекомендации приносить в жертву животное, но с большими НО - об этом напишу ниже в статье.

Так же существует градация писаний и учений по ним, и в некоторых из них есть рекомендации именно по животным.

Веды же учитывают все уровни сознания и развития человека, поэтому дают обширные знания, поэтому в них объясняется, что можно приносить в жертву и кому - для возвышения сознания и установления связи с Богом.

Так что же может иметься в виду под жертвоприношением богам, высшим силам?

🔘 Почему нужно разобраться с этим словом Жертвоприношение?

Чтобы правильно понимать смысл, заложенный в этот процесс.

У меня есть пост "по форме и по сути", где я рассказывала, как часто форма остается, а суть со временем меняется, и так значение слова меняется кардинально.

Так и произошло с этим жертвоприношением, если говорить о ведическом смысле этого слова.

Вообще Веды пестрят этим понятием - жертвоприношение.

И чтобы не попасть на удочку нечистоплотных комментаторов, нужно хорошо понимать, о чем идет речь.

Надо упомянуть, что подмена этого понятия - большой исторический факт, из-за которого появился буддизм. Об этом немного расскажу ниже в статье.

💠 ЯГЬЯ - жертвоприношения в ВЕДАХ

на санскрите жертвоприношение называется ЯГЬЯ - подношения богам.

Плохо, что в нашем языке оно переводится так страшно, и осталось с таким кровавым смыслом

-3

ЯГЬЯ - в строгом и классическом понимании - это огненная церемония.

Разводится огонь, и очень квалифицированный брахман (священнослужитель), читает специальные мантры, и бросает в огонь зерна и масло гхи - это подношение богам

ВСЁ!

Огонь и звук - это тонкие элементы, которые могут дойти до высших миров и даже самого духовного мира. Они трансформируют материальные элементы подношения (злаки, фрукты и масло) в духовные. И это единственный метод связи с богами и высшими личностями

Это церемония в гуне благости.

Такая ягья, или еще ее называют агнихотра - это классическое жертвоприношение.

другие смыслы того, что можно называть жертвоприношением.

"Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью ни совершал, делай это, как подношение Мне" - говорит Кришна Арджуне в Бхагавад-гите 9.27

Любое это действие каждый раз напоминает человеку о Боге и соединяет с Ним - это называется СЛУЖЕНИЕ

Что еще можно принести в жертву Богу в процессе служения:

  • Молитва, джапа, поклонение на алтаре, или любая иная духовная практика.
  • Свое время - когда слушаю или читаю Его писания, о Нем Самом, жизнеописания святых и тд.
  • Говорить о Нем, рассказывать и спрашивать (Катха)
  • Предлагать Богу еду перед тем, как есть самим.
  • Жертвовать деньги на дела Бога, храм, тем, кто служит Ему
  • Подношения в виде цветов, фруктов, благовоний

В Индии и на Бали широко распространена эта культура ежедневных подношений богам.

-4

💠 человек не должен жить, не совершая никакую ягью

Вот что написано об этом в Бхагавад-гите :

  • "О Арджуна, тот, кто, получив тело человека, не совершает предписанного Ведами цикла жертвоприношений, несомненно, ведет жизнь, полную греха. Стремясь лишь к чувственным удовольствиям, такой человек проживает жизнь впустую" (БГ 3.16)
  • "Все они, знающие истинную цель этих жертвоприношений, очищаются от греха и, изведав нектарный вкус их плодов, достигают вечной духовной обители" (БГ 4.30)
  • "Тот, кто совершает жертвоприношения, не только обретает счастье и богатство в этой жизни, но и в конечном счете входит в вечное царство Бога."
  • "Кто не совершает жертвоприношений, никогда не будет счастлив на этой планете или в этой жизни, что же тогда говорить о следующей?" (4.31)

Даже из этих стихов мы видим, что совершение ягьи дает плоды, как в материальной части жизни, так и в духовной, то есть какой бы ни был интерес у человека, какая цель - он получает благо и в этой жизни, и в следующей.

💠 В чем практический смысл и благо от подношений богам

Чтобы люди мирно жили с силами природы

За дождь, солнце, ветер и другие стихии отвечают полубоги. Это могущественные существа, которые являются как бы министрами Бога в разных сферах по вопросам снабжения людей благами.

Ровно так же, как в коммунальном хозяйстве: есть структуры, отвечающие за воду, газ, тепло и тд. И за все это мы платим квартплату, иначе нам отрубят это добро.

Так же и в этом процессе у людей есть свои важные обязанности.

  • "На заре творения Господь, повелитель всех существ, создал людей и полубогов вместе с жертвоприношениями, и благословил их, сказав: «Будьте же счастливы, совершая эту ягью [жертвоприношение], ибо она дарует вам все желаемое, чтобы вы могли жить безбедно и в конце концов обрели освобождение» (БГ 3.10)
  • "Довольные вашими жертвоприношениями, полубоги будут довольны и вами, и тогда благодаря такому взаимодействию людей и полубогов в мире воцарится благоденствие" (БГ 3.11 )
  • "Тела всех существ зависят от злаков, которые растут благодаря дождям. Дожди выпадают, когда люди совершают ягью, а ягья рождается из выполнения предписанных Ведами обязанностей." (БГ 3.14)
Человеку нужна пища, и он сажает злаки - зерно растет, если есть дождь - дождь идет, если человек совершает ягью, а для ягьи нужно зерно и масло гхи, которое делают из молока коровы, которая есть зерно или траву, которые выросли из-за дождя.

круг замыкается: ягья - дождь - зерно - ягья

Если человек не делает ягью, то вся цепочка рушится.

  • "В награду за ягью полубоги, которым подвластны все блага этого мира, даруют вам все необходимое для жизни". (БГ 3.12)
  • Те, кто жаждет материальных благ, поклоняются полубогам, совершая рекомендованные в Ведах жертвоприношения.

То есть если хочешь обратиться с желаниями к полубогам - сначала соверши ягью.

Наверняка слышали такие истории из вед, когда кто-то совершал длительные аскезы богам, а потом просил благословений или выполнить его желание.

  • Но тот, кто наслаждается этими благами, не принося их в жертву полубогам, безусловно, является вором (3.12)

Самое важное - человек, который не совершает никакую ягью в своей жизни - считается ВОРОМ - он не выполняет свои обязанности, берет и не отдает, не благодарит, а значит не признает Высшие силы, не понимает устройство мироздания, и живет в невежестве. За что получает свои результаты.

Когда люди отошли от ведического понимания, они перестали совершать ягьи, и нарушили отношения с высшими силами, считая себя здесь самыми важными и могущественными. А поведение сил природы для них стало просто "слепой стихией".

Этот факт так важен, что является одним их главных факторов наступления кали-юги

  • "В этот век кали люди не будут совершать никаких жертвоприношений. Население, состоящее из млеччх, не придает значения совершению жертвоприношений"
  • "И в итоге "люди будут сильно страдать от холода, ветра, жары, дождей и снега. Их будут мучить ссоры, голод, жажда, болезни и бесконечные тревог "(ШБ 12.2.10)

Про это подробно рассказываю в статье "Кали-юга"

💠 А это не язычество? - НЕТ!

Почему?

Потому что сохраняется концепция единого Бога. Нет многобожия.

Президент один, министров много, и все они работают на Него. Могу обратиться к министру, а могу напрямую к президенту.

Полубоги — это могущественные существа, которым Верховный Господь поручил управлять материальным миром.

  • "Одни  старательно поклоняются полубогам, совершая в их честь различные жертвоприношения, другие же приносят жертвы на огонь Верховного Брахмана". (БГ 4.25)
  • "Существуют различные виды жертвоприношений, предназначенные для разных людей. Такая классификация довольно поверхностна, потому что, в сущности, жертвоприношение — это деятельность ради удовлетворения Верховного Господа, которого также называют Ягьей" (БГ 4.25)

Если не понимать глубинной сути процесса, структуру и смыслы - то да, для тех - это язычество.

Вот в этой статье расписано тема подробно

💠 Виды жертвоприношений

Ну так ради интереса, пробежимся по разным видам жертвоприношений, чтобы расширить понимание, что же может считаться таковым.

Итак, как уже было сказано,

Существуют различные виды жертвоприношений, предназначенные для разных людей.

БГ 4.32 : Все эти жертвоприношения предписаны Ведами, и каждое из них порождено определенной деятельностью.

БГ 4.26 : Одни [идеальные брахмачари] приносят слух и другие чувства на огонь обуздания ума, а другие [те, кто ведет регулируемую семейную жизнь] приносят звук и другие объекты чувств на огонь чувств.

БГ 4.27 : Те же, кто желает осознать свое истинное «я» путем обуздания ума и чувств, приносят деятельность всех органов чувств и само дыхание жизни на огонь усмиренного ума.

БГ 4.28 : Одни обретают просветление, жертвуя свою собственность, другие — совершая аскетические подвиги, занимаясь практикой восьмиступенчатой йоги или изучая Веды ради обретения духовного знания. Все они строго хранят свои обеты.

БГ 4.29 : Иные, чтобы войти в состояние транса, учатся управлять дыханием, принося выдыхаемый воздух в жертву вдыхаемому, а вдыхаемый в жертву выдыхаемому; в конце концов они полностью перестают дышать и погружаются в транс. Другие же, ограничивая себя в еде, приносят выдыхаемый воздух в жертву ему самому.

💠 Рекомендованная практика для людей кали-юги

Но все эти ягьи не относятся к нам, простым людям кали-юги.

Поэтому для нас рекомендована самая простая ягья - НАМА-ягья, или САНКИРТАНА-ягья

Людям, живущим в этот век - предписано повторение Святого имени, как единственный путь духовного развития.

Просто повторять святые имена Бога и все! - минимальное требование, которое при желании может делать кто угодно, даже ребенок.

Про это рассказываю в статье "Кали-юга"

💠 ягьи с принесением в жертву животных.

Да, были в ведические времена и такие.

Но у этого был совершенно иной смысл.

Именно из-за этого в калю-югу пошло неправильное понимание, ибо брахманы стали очень низкой квалификации и забыли про суть

✔️ Что было на самом деле

Существовало 4 уклада жизни - 4 варны, у каждой своя дхарма: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры

В те времена много людей жило в лесах. И так же там было много диких животных, от которых нужно было защищать население.

Эта роль была отведена Кшатриям - воины, защитники и цари. Так как убивать входило только в дхарму кшатрия, им приходилось исполнять свой долг, они ходили на охоту не для развлечения

Тела убитых животных они не ели, а несли к брахманам.

Брахманам нужно было упражняться в силе мантр, и проверять свою квалификацию. Они могли оживлять.

Для этого проводилась ягья с убитым или со старыми больным животными, но смысл был - дать новое тело - оживлять и омолаживать.

То есть не животное приносилось в жертву, а его старое тело, а огонь и мантры были как инструментом трансформации. И могли это сделать только высококвалифицированные брахманы.

Таким образом каждый исполнял свою дхарму: кшатрии убивали и защищали, брахманы - оживляли.

И с приходом кали-юги люди потеряли суть такого жертвоприношения, и воспринимали его лишь по форме, они говорили "в ведах написано - жертвоприношение", и убийство животных стало как бы легализовано.

Чтобы навести хоть какой-то порядок, пришлось отправлять Будду, который распространил принцип ненасилия - ахимсу.

Не было возможности объяснять людям, что они переврали Веды, да они бы и не поняли, сознание было уже низким, поэтому Будда просто отвергал Веды, его задача была максимально остановить убийство животных и преступные жертвоприношения.

А продолжение истории расскажу, когда буду отдельно писать про буддизм ))

✔️ В Ведах все же есть один вид разрешенного убийства животных для принесения его в жертву богу.

Единственная, кто может принимать такие подношения - богиня Кали.

Это жертвоприношение рекомендовано для тех, кто хочет есть мясо.

Даже мясоедение разрешено в Ведах, если оно проходит свой строго установленный процесс жертвоприношения.

В общих чертах процесс проходит так:

  • разрешено только один день в месяц - в новолуние.
  • это не может быть корова или бык,
  • убивает и разделывает человек исключительно сам своими руками, никаких покупок. Доказано, что когда человек не то что убивает сам, а просто видит сам забой, он отказывается это есть.
  • читается своя мантра, которая имеет такой смысл: сначала я тебя, потом ты меня - это звучит, как МЯМ-СА, отсюда и слово мясо. Это означает, что человек понимает, что если он ест мясо сейчас, в следующей жизни эта душа съест его.

Смысл этого жертвоприношения в надежде, что пока человек пройдет все это, он не захочет есть, передумает. Сам процесс должен его отвратить.

Конечно, даже в Сатья-югу были те, кто ел мясо и не делал никаких жертвоприношений, это были люди, которые не входили в число цивилизованных 4 варн. Их называют "ниже шудр" - млеччхи, яваны и чандалы.

О них написала в в статье "Кали-юга"