Сколько бы я не пыталась засунуть своё творчество в «нормальный» режим, чтобы работать как все «нормальные» люди, я становилась «нормальным» нетворческим работником.
Принятый в обществе уклад жизни не поощряет творчество и скептически относится к реализации в своём деле, он поощряет выполнение четких рутинных задач по заданному графику наёмной работы.
Творчество – это не искусство, а создание нового. Творить можно не только картины, музыку и танцы. Создание порядка в доме – творчество, написание мыслей в заметку – творчество, психотерапия – творчество.
Когда большинство людей подчиняются принятому укладу, не так просто найти примеры, что можно жить и работать иначе.
Как расширить картину мира, чтобы узнать больше вариантов организации дня? В попытках найти ответ на этот вопрос, я набрела на книгу «Режим гения», где коротко, на 2–3 страницы, описаны режимы 161 выдающегося человека.
Каково было моё удивление, когда не зная о режимах гениальных людей, где гениальность = творчество, я интуитивно пришла к похожему распорядку дня, тем же принципам работы и даже выбору той же еды!
Творческим читателям, которые работают в свободном графике и развивают своё дело будет особенно актуально узнать как жили и работали выдающиеся люди прошлого столетия.
Симона де Бовуар
– писательница, философ.
«В первое утро я хотел поваляться в постели, но она встала, оделась и направилась к письменному столу. Больше до обеда она не сказала мне ни слова. На обед она отправлялась к Сартру, иногда брала меня с собой.
Во второй половине дня она уходила к Сартру, и они три-четыре часа работали вместе. Ужинали мы вместе, но потом они с Сартром обычно отсаживались в сторонку, и она разбирала с ним все, что он написал за день. После этого мы возвращались домой и ложились спать.
Никаких вечеринок, никаких приемов, ничего мещанского – всего этого мы тщательно избегали. Только насущное, простая, незагроможденная жизнь, продуманная так, чтобы ничто не мешало Симоне работать».
Ничего лишнего, только любимая работа! Отлично понимаю: чем больше уединения и концентрации внимания, тем лучше результат.
Зигмунд Фрейд
– психолог, основатель психоанализа.
Устраивал большой обеденный перерыв между утренним и вечерним приемом пациентов, посвящая 3 часа еде и динамичным прогулкам по городу. Лето проводил на даче, возобновляя прием пациентов только осенью.
Мне понравилась идея длинного обеденного перерыва – забрала себе! Мечтаю о лете на даче.
Карл Юнг
– психолог, основатель аналитической психологии.
Не стеснялся взять выходной при наличии множества пациентов, которые от него зависели.
«Я понял, что человек, который нуждается в отдыхе и продолжает работать вопреки усталости, попросту глуп», – заявлял Юнг.
Согласна! Кому может помочь уставший психолог? Тоже разрешила себе брать спонтанные выходные.
Эрнест Хемингуэй
– писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.
«Когда я работаю над книгой или над рассказом, я сажусь писать каждое утро, сразу после рассвета. В это время никто не побеспокоит, воздух прохладен или даже холоден, садишься за работу – и разогреваешься.
Перечитываешь написанное, а как только понимаешь, что произойдет дальше, перестаешь читать и с этого места идешь вперед.
Пишешь не далее того момента, когда в тебе еще остаются соки и ты знаешь, что будет дальше, – тогда останавливаешься и стараешься жить этим до завтра, когда снова примешься за дело».
Действительно, работает! Я написала с помощью этого приёма уже более 10 уроков для онлайн-программы. Теперь это мой любимый способ включиться в работу.
Никола Тесла
– инженер, ученый-физик, изобретатель в области электротехники и радиоэлектроники.
«Позднее, основав собственную компанию, Тесла завел обыкновение являться в контору к полудню. Секретарь тут же задергивал шторы: Тесле лучше работалось в темноте, и шторы полагалось раздвигать только во время грозы, чтобы он мог, валяясь на покрытом черной ангорской шерстью диване, любоваться разрезающими городской ландшафт молниями».
Обожаю такую атмосферу – эдакая имитация вечера, когда Музу слышно лучше всего.
Оливер Сакс
– невролог, психиатр, писатель и мой любимчик.
«Мне требуется взбодриться в начале дня, чтобы не растратить время на мелкие дела или вовсе на лень».
Это про чашку кофе, миску овсянки и занятие плаванием по утрам.
«Бывает и так, что я задремываю или погружаюсь в глубокое размышление, улегшись на диван, а в результате мозг переходит в «автоматический режим», живет сам по себе, и я предоставляю ему забавляться образами и мыслями, какие он сам порождает.
Из этого измененного состояния мне обычно удается выйти с ощущением бодрости, мысли, до того спутанные, проясняются».
Селедку с черным хлебом я давно люблю, а вот дремать в середине дня себе не разрешала – исправила! Непродолжительный сон, в самом деле, здорово сказывается на ясности мысли и энтузиазме творить.
Сакс вёл профессиональную переписку с отечественным психологом Александром Лурией. Думаю, поэтому он мне сразу понравился – почувствовала знакомый вайб, к тому же наши режимы очень похожи!
Энн Райс
– писательница, сценарист и продюсер.
«Я выделила время, когда могла сосредоточиться, – поясняет она. – Мне требовалось быть одной, в тиши ночи, и чтобы телефон не звонил, друзья не заглядывали, муж спокойно спал. Мне требовалась полная свобода».
Работа ночью – понимаю, днём очень сложно сосредоточиться.
«Теперь у меня стало получаться, – говорит она, – а раньше я не могла писать до вечера, и тогда меня устраивал другой режим. Главное – найти три или четыре часа без перерывов».
И правда, работает! У меня тоже получилось.
Райс уточняет, что ей не требуются особые ухищрения, чтобы войти в режим. Начав очередную книгу, она сама собой, без специального плана, подчиняется распорядку, а как только складывается определенный ритуал дня, уже не приходится понуждать себя к творчеству. Дисциплина нужна ей для другого: отказываться от общения с друзьями и других внешних соблазнов.
«Потому что, если большую часть дня готовишься к встрече, ездишь туда-обратно, четырех рабочих часов подряд не наберется, – справедливо замечает она. – Все эти затеи лишь отвлекают, больше ничего».
Так и есть, дисциплина нужна не для понуждения к творчеству, а для ограждения от лишних затей.
Твайла Тарп
– танцовщица и хореограф.
«Пробуждение, тренировка, быстрый душ, завтрак из белков трех сваренных вкрутую яиц и чашки кофе, час на утренние звонки и переписку, два часа одинокой работы и продумывания новых идей у себя в студии, репетиции с труппой, возвращение домой ближе к вечеру, снова рабочие вопросы, ранний ужин и несколько часов спокойного чтения. Таков каждый мой день, всегда. Жизнь танцора состоит из повторов».
Верно, творчество больше похоже на спорт с регулярными тренировками и достижением конкретных результатов, чем на бесцельные шатания в попытках поймать вдохновение.
Кофе и долгие прогулки
Кофе после пробуждения и долгие, минимум 2-часовые, прогулки на природе – излюбленные ежедневные ритуалы всех гениев. Представляете?
Если давно читаете мой блог, знаете, что я обожаю эти ритуалы и даже рекомендую их в контексте терапии расстройства пищевого поведения. Кофе и прогулки, действительно, обладают какой-то магической силой. Попробуйте!
Кстати, мои Apple Watch посчитали, что за 2 часа я прохожу те самые 10 тысяч шагов, которые творческие умы прошлого века, вероятно, проходили интуитивно.
А вот стереотипно приписываемый художникам ночной режим труда сокращает продолжительность жизни – невольно отследила эту тенденцию, читая книгу. Появилась хорошая мотивация к раннему отходу ко сну и раннему пробуждению!
Возвращаясь к началу публикации, мой «ненормальный» график работы абсолютно «нормален» относительно творчества. И если бы уклад жизни был нацелен на творчество, «ненормальным» оказался бы заданный график наёмной работы.
Желаю продуктивности и вдохновения!
Психолог Алёна Солонская :)
Автор: Солонская Алёна Владимировна
Психолог, Специалист по РПП
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru