Перед прочтением рекомендую ознакомиться:
Екатерининский парк. Регулярный парк: Эрмитаж, Камеронова галерея, Грот, Мыльни
За Гротом начинается чуть другая часть парка - пейзажная. Она создавалась в середине XVIII века при Екатерине II. Стиль барокко остался позади вместе с его регулярными парками и симметрией, геометрией и выстриженной зеленью. Деревья перестали стричь, а все искусственные водоемы превратились в озера, реки, водопады.
Центром пейзажного парка является пруд в виде озера. Изначально искусственно вырытый пруд имел правильное очертание. Елизавета Петровна любила кататься на лодках, с воды стрелять в птицу и ловить рыбу. При Екатерине II форму водоема изменили на более естественную.
В английском пейзажном саду неотъемлемой частью были такие украшения, как колонны и обелиски. Когда создавался парк, шла русско-турецкая война. Екатерина II постоянно получала сообщения о победоносных сражениях русских войск и старалась каждому из них ставить памятник. Она даже жаловалась Вольтеру: “если так дальше пойдет - в моем саду не хватит места”.
Одним из таких памятников является Морейская колонна. Она была очень дорога А.С. Пушкину. На полуострове Морея 600 моряков взяли в плен 6 тысяч турок. Бригадиром от артиллерии был И.А. Ганнибал - двоюродный дед Пушкина. Мраморная семиметровая колонна - проект Антонио Ринальди. Колонна стоит на берегу Каскадных прудов, которые также искусственно вырыты.
Рядом находится Трифонова гора. Трифон Ильин один из создателей пейзажного парка, также при Екатерине II он заведовал оранжереями, в том числе и ближайшей, в которой находилось 220 экзотов. Это был дипломатический подарок из Англии. Также оттуда прибыл садовых дел мастер Иоганн Буш - немец по происхождению. Екатерина II пригласила его в Царское Село и на родном языке высказывала ему свои пожелания.
В Англии Екатерина Великая закупала растения, которые свозились туда со всех континентов и переманивала оттуда мастеров, а русского архитектора В.И. Неелова отправила учиться в Англию. Обратно он приехал настоящим мастером и знал, что неотъемлемой частью пейзажного парка была готика.
На берегу пруда он создает комплекс Адмиралтейства. Комплекс украшала декоративно-кирпичная кладка, стрельчатые окна и зубчатые башенки. Боковые павильоны Адмиралтейства - это птичники. Различные породы экзотических птиц прогуливались вокруг Большого пруда. Это была живая декорация пейзажного парка. Также были журавли, павлины, гуси. На Большом пруду плавали белые и черные лебеди, экзотические лодки.
В центральном здании хранились шлюпки. У Елизаветы Петровны был ужасный шлюпочный сарай - переносной. В свою очередь Екатерина II выкупила коллекцию экзотических судов. На первом этаже хранились гондолы, пироги, миниатюры кораблей и так далее. Коллекция Екатерины II и последующих императоров была утрачена в годы Великой Отечественной Войны.
Ни один праздник не обходился без катания на подсвеченных раскрашенных фонарями судах. По Большому пруду курсировал 12-ти пушечный миниатюрный фрегат. В XIX веке таким образом великих князей приучали к морскому делу.
С 1901 года в Адмиралтействе хранился Готторпский глобус. Его три года везли в Санкт-Петербург. Внутри глобуса помещалось несколько человек. В нем было звездное небо, а снаружи карта мира. Глобус был подарком Петру I от восьмилетнего Карла Фридриха на день рождения дочери Петра - трехлетней Анны, которая позднее станет женой Карла Фридриха. Во время войны он был похищен, но позже его вернули по репарации.
На искусственном острове в центре Большого пруда катающиеся на лодках могли отдохнуть. Там же хранили грелки для катающихся на коньках. В начале XX века, когда императорская семья переехала в Царское Село, для них был устроен каток на Большом пруду.
В 1910 году Царскому Селу исполнилось 200 лет. Был грандиозный праздник. Для гостей на острове был открыт ресторан. Для связи с ним протянули два поддонных моста. Сейчас на их месте паромы, которые были популярны еще в XVIII веке и воссозданы в 1996 году.
Зал на острову существовал еще при Елизавете Петровне, изначально он был деревянным и стоял в окружении берез. В камне его построил Джакомо Кваренги, а в XIX веке его перестраивал В.П. Стасов. Зал использовался для концертов.
С острова через мостик можно пройти к Чесменской колонне. Высота ростральной колонны 24 метра. Наверху сидит молодой орел - символ молодой Российской Империи, который когтями разрывает полумесяц. Постамент колонны украшен тремя бронзовыми барельефами, которые иллюстрирует победоносные сражения русско-турецкой войны. Ростры носят декоративный характер.
Во время войны немцы хотели столкнуть колонну в пруд, но у них не получилось, но они поскалывали барельефы. Барельефы были восстановлены, а позже один из них был найден, и сейчас он лежит на берегу в парке.
Рядом находится еще один памятник победы над Турцией - турецкая баня. Это последняя постройка в панораме Большого пруда середины XIX века. Тремя фасадами баня отражается в водной глади водоема. В 1854 году Николай I приказывает поставить памятник в честь русско-турецкой войны 1828-1829 годов.
Архитектор И.А. Монигетти за основу памятника берет миниатюрную Адрианопольскую мечеть, поэтому у здания пологий купол и остроконечный минарет. Внутри здание выполнено в мавританском стиле - все украшено яркими красками и орнаментами, доски с арабской вязью и белокаменными фонтанами-слез, которые стояли в Киоске султана.
Купол прорезают 28 окон теплого желтого цвета. Это был парковый павильон для отдыха. Здесь курили кальян и пили кофе по-турецки.
Панораму Большого пруда в этой части замыкает Палладиев мост или Мраморная галерея. В XVIII веке в Англии возникает движение палладианство. Прототипом мостов Палладио является неосуществлённый замысел моста Риальто в Венеции авторства Андреа Палладио.
Всего таких мостов 4 - три в Англии и один в Царском Селе.
В.И. Неелов по прибытию из Англии завершил проект. Чертежи отослали в Екатеринбург, где на гранильной фабрике были вытесаны детали моста. Галерея была собрана из готовых деталей, которые прислали в Царское Село.
Недалеко от моста находится четырехгранная пирамида Камерона. При Екатерине II там стояли античные вазы, но потом было принято решение не оставлять столь дорогостоящие предметы искусства в отдаленной части парка. У подножия пирамиды были похоронены любимые собачки императрицы - левретки Сэр Том Андерсон, Земира и Дюшес. Здесь были мраморные плиты с их именами и эпитафиями в их честь.
Продолжение:
Екатерининский парк. Пейзажная часть. Башня-руина, Орловские ворота, Концертный зал, Кухня-руина
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Особняк Кокорева в Пушкине. "Обитель прокаженного"
Императорский гараж в Царском Селе (Пушкин)
Дворцовая электростанция в Царском Селе (Пушкин)
Куда пропало эхо в Большом зале Екатерининского дворца?
Екатерининский дворец в Царском селе. Часть 1 - предыстория, фасад и лестница.
Екатерининский дворец. Часть 4. Жилые покои.
Екатерининский дворец. Часть 5. Жилые покои Марии Федоровны и кабинет Александра I
Церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца. История церкви
Янтарная комната в Екатерининском дворце