Рядом с Александровским дворцом, который стал главной резиденцией Николая II, располагался императорский гараж.
О появление первых автомобилей в Российской Империи можно прочитать тут.
Самый первый из трех корпусов гаража начали строить в 1905 году, после того как императорским домом были приобретены несколько автомобилей “Делоне-Бельвиль”. Николай II сначала был равнодушен к автомобилям. При императорском дворе считалось, что нужно сохранять консервативные традиции. Императорская семья традиционно перемещалась на карете.
Однако, генерал-адъютант, начальник военно-походной канцелярии и заядлый автолюбитель князь Владимир Орлов переубедил Николая II. Летом 1903 года он приехал на своем автомобиле в Александровский дворец и буквально заставил царскую семью прокатиться. Императору очень понравилась поездка и с того момента Орлов стал личным шофером царя.
В 1905 году Николай II поручает князю создать Императорский гараж. Проект первого здания гаража был разработан С.А. Данини. На первом этаже были размещены боксы для машин, мастерские и каретник. А второй этаж, украшенный декоративным фахверком, был отдан под жилье работников гаража. В этом же здании расположилась школа по подготовке шоферов.
Любимым автомобилем императора стал “Delaunay-Belleville” SMT (Sa Majesté le Tsar, «его царское величество»), который делали специально под Николая II. Мощность двигателя составлял 60 лс, а скорость свыше 100 км/ч. Кроме этого в императорском гараже были “Mercedes” и “Renault”. Их кузова были также сделаны под императора.
К 1908 году штат гаража в Царском Селе насчитывал 26 сотрудников. В этом же году по проекту В.А. Липского было возведено второе здание в стиле модерн. Фронтон здания украшен барельефом, который изображает одни из первых автомобильных гонок, проходивших в то время в Царском Селе.
В этом здании разместилась техническая служба и квартира начальника гаража и личного шофера Николая II. На эту должность был приглашен французский инженер Адольф Кегресса. Именно он создал первый в мире автомобиль на гусеничном ходу, его испытания проводились в Царском селе. Официально такие машины назывались “автосани”. Также он сконструировал специальный железнодорожный вагон, чтобы перевозить императорские автомобили.
В 1913-1915 годах было построено третье здание - Белый гараж. Оно было выполнено по проекту А.К. Миняева в стиле неоклассики. Это единый зал-манеж, перекрытый легкими металлическими фермами. В центре пролета возвышается трехслойный стеклянный фонарь верхнего света. Гараж-хранилище вмещает 40 автомобилей.
К началу 1916 года в императорском гараже находилось 56 автомобилей.
После Февральской революции автомобили императорского гаража поступили в распоряжение Временного правительства, а в октябре 1917 года в распоряжение Совнаркома.
Адольф Кегресс покинул Россию и вернулся во Францию. Но большая часть водителей осталась работать и стали возить новую власть. В 1918 году парк автомобилей переехал в Москву и дал начало “ГОН” (Гараж Особого Назначения), который до сих пор располагается в московском Кремле.
В зданиях бывшего гаража расположился Сельскохозяйственный институт, который использует гараж по прямому назначению - для размещения техники.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Дворцовая электростанция в Царском Селе (Пушкин)
Утраченные памятники в Санкт-Петербурге. Часть 1
Покровский городок в Пушкине. "Царскосельский Кремль".
Баболовская ванна. "Царь-ванна" в Баболовском парке Пушкина.
Александровский дворец после 1917 года. Что было с дворцом Николая II после революции?
Как освещали Санкт-Петербург в 19 веке? Газовое освещение и газгольдеры
Первая почтовая марка в России
Египетский мост через Фонтанку. Страшное обрушение моста и легенда, связанная с этим.
Как в Российской Империи появился телефон? Кто такие "телефоные барышни"?
Первые автомобили Российской Империи. Какими были первые правила дорожного движения в России?