Найти тему

Екатерининский дворец. Часть 2. Большой зал, Антикамеры, Лионский зал, Арабесковый зал и Кавалерская столовая.

Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:

Екатерининский дворец в Царском селе. Часть 1 - предыстория, фасад и лестница.

Кавалерская столовая

Интерьер создан Франческо Растрелли, который был не только автором дворца, но он и автор большинства интерьеров, которые и сейчас можно увидеть во дворце. Растрелли работал в стиле русского барокко, который предполагает обилие зеркал, позолоты, различные вычурные детали и свечи.

В 1860 году все позолоченные украшения были посеребрены. Так столовая получила название серебряной столовой. Когда после войны дворец стали восстанавливать, было принято решение вернуть столовую к первозданному виду.

-2

В кавалерской столовой накрывались столы только для свиты. Если Елизавета Петровна задерживалась в Царском Селе - кавалеры тоже оставались. Для них были отведены комнаты на первом этаже.
На столах сервированы редкие орденские сервизы. Они были созданы для того. Чтобы подчеркнуть уважение к армии и заслугам перед Отечеством. На центральном столе с голубой лентой расположен сервиз Андрея Первозванного - самый высокий орден в Российской Империи. На некоторых предметах можно увидеть голубую ленту, а на каждой тарелочке по периметру изображена орденская цепь.

На правом столе - Святой Владимирский сервиз, созданный в честь святого Князя Владимира. А слева самый почитаемый и престижный орден Российской Империи - орден Святого Георгия. Этот орден давали за отвагу и мужество. Все сервизы подлинные 18 века. Они были изготовлены на московской фарфоровой фабрики Гарднера по заказу Екатерины II.

Композицию интерьера завершает плафон: Гелиос, бог солнца, скачет в своей огненной колеснице по небосклону в окружении свиты. Это подлинная живопись 18 века, выполненная на холсте.

Большой Зал

-3

В 18 веке этот зал называли Светлая Галерея. Зал использовался для балов, маскарадов, приемов и награждения офицеров.
Ни в одном европейском дворце нет зала такой величины, площадь его почти 1000 м2. Из-за больших окон и обилия зеркал помещение кажется еще больше. Зеркала специально расположены друг напротив друга - это создает впечатление бесконечного пространства. Освещали зал 700 свечами, которые преображали позолоченную резьбу в ажурное кружево.

-4

На потолке плафон “Триумф России”. Написан он в технике перспективной живописи и увеличивал пространство вверх.  Плафон подлинный на 2⁄3, заново пришлось писать центральную часть, но ее затемнили под подлинник. Плафон был создан в 18 веке, но из-за деформации балок его позже демонтировали. Когда дворец восстанавливали после войны, случайно в запасниках в Михайловском замке были обнаружены боковые части этого плафона. В центре плафона изображена Елизавета Петровна со своим вензелем.

Как в Большой зал возвращали эхо можете прочитать в нашей статье.

Антикамеры

-5

Следующие комнаты называются Антикамерами и в них распределялись гости в зависимости от ранга. Здесь они дожидались приемов и здесь же накрывали столы. По плану Растрелли было создано пять Антикамер, но в конце 18 века 4 и 5 Антикамеры были перестроены в Арабесковый и Лионский залы.

Во время балов в Антикамеры вносились обеденные столы. Сервировали их серебряными сервизами, императрица ела из золотого, десерт подавался на фарфоре.

-6

Антикамеры часто меняли предназначение в зависимости от событий. Например, сюда могли вносить бильярдные столы. Очень любила эту игру Екатерина II, считала, что она развивает точность в движениях и уверенность. Сама императрица была отменным игроком в бильярд.

Во время правления Екатерины II в самой большой Антикамере был устроен театр и именно здесь впервые был поставлен “Бригадир” Д.И. Фонвизина.

Арабесковый зал

-7

Арабесковый зал был создан по проекту Чарльза Камерона. Арабесками в 18 веке назывались росписи из разрушенных домов Помпеи. Они украшают зал в прямоугольных вертикальных панно. Ни одна арабеска не повторяет другую.

Екатерина II любила устраивать приемы в этом зале и играть в карты по вечерам.

-8

На полу в зале лежит Большой Чесменский ковер. Он был создан в 1795 году в честь победы в битве при Чесме. Потолок украшает интересный плафон с живописными вставками. Соавтором плафона выступала сама императрица. Центральная вставка “Суд Париса” - это аллегория красоты, доброты, скромности - именно такой должна быть избранница будущего императора. Это было наставление внуку императрицу - будущему императору Александру I. Восемь медальонов по кругу - это аллегории удачи, мира, вдохновения, дружбы, доверия, милосердия и великодушия. Такими качествами должен был обладать наследник Российского престола.

Лионский зал

-9

Еще не законченные залы Екатерины II демонстрировала иностранным гостям и Лионский зал поражал всех. Екатерина Великая, как и многие просвещенные люди того времени увлекалась минералогией. Она была инициатором экспедиция Данненберга в Сибирь и очень ждала радостных новостей. И он обрадовал ее письмом, в котором говорится, что на реке Слюдянке был найден полудрагоценный камень синего цвета - Лазурит. Камень был очень дорогим. Екатерина II захотела использовать этот камень в отделке одного из представительских залов.
Консольные столики, которые стояли в Лионском зале (а сейчас в Арабесковом зале) сделаны из Забайкальского лазурита.

-10

На стенах Лионского зала был знаменитый Лионский шелк с павлинами, лебедями и фазанами в сложном переплетение гирлянд и ветвей. Отсюда и пошло название зала.

Павел Петрович став императором шелк из Екатерининского дворца вывез. И когда здесь решил поселиться наследник цесаревич Александр Николаевич со своей супругой работы по восстановлению зала производил архитектор Менегетти. По требованию наследника со стен исчезла Камероновская лепнина и роспись. Стены сплошь покрывал шелк, сначала малинового цвета - любимого цвета Марии Александровны. К 20-ти летию совместной жизни Александра Николаевича и Марии Александровны Менегетти украсил стены другим шелком, который называется “Золотой Бутон”.

-11

Кроме того Менегетти заказывает на Петергофской гранильной фабрике лазуритовый гарнитур золоченой бронзой. Этот мебельный гарнитур был спасен в эвакуации.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Продолжение:

Екатерининский дворец. Часть 3. Белая Парадная Столовая. Малиновая и Зеленая Столбовые. Портретный зал. Янтарная комната. Картинный зал

Екатерининский дворец. Часть 4. Жилые покои.

Екатерининский дворец. Часть 5. Жилые покои Марии Федоровны и кабинет Александра I

Церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца. История церкви

И обязательно ознакомьтесь с:

Екатерининский парк. Регулярный парк: Эрмитаж, Камеронова галерея, Грот, Мыльни

Особняк Кокорева в Пушкине. "Обитель прокаженного"

Императорский гараж в Царском Селе (Пушкин)

Дворцовая электростанция в Царском Селе (Пушкин)

Куда пропало эхо в Большом зале Екатерининского дворца?

Александровский парк в Пушкине. История создания. Китайский театр. Крестовый мост.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Царскосельский Лицей в Пушкине. История и интерьеры

Павловский дворец и парк. Предыстория и первые постройки. Колоннада Аполлона, Собственный Садик, Холодная баня

Как перестраивался Большой Петергофский дворец. От Нагорных палат Петра I к разрушению в годы войны и восстановлению после нее

Александровский дворец в Царком Селе. Мрачная история великолепного дворца в Пушкине.