3 февраля 1959 года пассажирский Boeing 707-121 авиакомпании Pan American совершал стандартный полет до Нью-Йорка с несколькими пересадками. В тот вечер самолет должен был вылететь из Лондона, преодолеть Атлантический океан, остановиться на дозаправку в Гандере, о. Ньюфаундленд. Однако полет пошел не по плану: череда чудовищных ошибок привела к критически опасной ситуации. Предотвратить катастрофу удалось лишь чудом.
Тучи сгущаются
Во время перелета через океан Boeing встретился с грозовым фронтом, который вызвал небольшое обледенение и турбулентность. Экипаж обратился к диспетчеру с просьбой дать разрешение подняться выше и занять 350 эшелон (10 700 м). Разрешение было получено, и самолет вывели на эту высоту. Далее полет проходил спокойно, воздушное судно летело на автопилоте на скорости 0,82 Маха, или 978 км/ч.
По мере приближения к пункту назначения штурман сообщил, что требуется корректировка курса влево на 20. Небольшой поворот без труда был выполнен, после чего экипаж погрузился в расчеты, касающиеся технических параметров полета. КВС В. Уолдо Линч на тот момент в кабине отсутствовал. Примечательно, что на приборы в это время никто не обращал внимания.
Вдруг экипаж почувствовал резкий толчок, половина приборной панели потухла, а второй пилот С. Питерс, взглянув на еще рабочую левую, заметил, что авиагоризонт вышел из строя. Дальше события развивались стремительно.
Крутое пике
Тут же Питерс увидел, как звезды в иллюминаторе как будто начали вращаться с огромной скоростью, а это означало, что самолет резко набирал скорость и уходил в правый крен, фактически переворачиваясь в полете.
Второй пилот в попытке остановить обезумевшую машину отключил автопилот и потянул штурвал влево, однако возникшие перегрузки не позволили ему это сделать. Тем временем системы безопасности самолета разрывались тревожными сигналами, самым страшным из которых стал звук превышения скорости: Boeing, разогнавшийся до 1100 км/ч пикировал прямо в открытый океан.
В этот момент командиру судна У. Линчу удалось добраться до кабины. Он перевел двигатели в режим малого газа, но машина продолжала стремительно терять высоту. Самолет несся через облака, авиагоризонт не работал, что не позволяло экипажу определить реальное положение. Ситуация усугублялась невероятными перегрузками. Под действием сильного давления летчикам с трудом удавалось передвигаться.
Несмотря на трудности, КВС всё же смог взять самолет под контроль.
«Управление у меня!», — крикнул он второму пилоту, пока тот неустанно продолжал бороться с перегрузками.
Вскоре летчики заметили, что стабилизатор установлен на пикирование, и при этом система управления углом наклона не хотела отключаться.
Совместными усилиями экипаж устранил крен и вывел самолет из пике, благодаря чему исчезли и перегрузки. После этого, наконец, удалось отключить стабилизатор и вручную настроить его так, чтобы машина пришла в равновесие. Командир обратил внимание на приборы и отметил, что один из гироскопов и радиокомпас функционировали правильно, в то время как при переходе на другой гироскоп авиагоризонт начинал показывать крен.
В дальнейшем лайнер успешно набрал высоту, и оставшуюся часть маршрута преодолел в ручном режиме и спокойно приземлился в аэропорту Гандера. Этот случай — чуть ли не единственный пример того, как самолет смогли вывести из пикирования и стабилизировать после сверхзвукового полета, на который эта модель вообще не рассчитана. Тем интереснее посмотреть на последствия.
IT-проект SFERA — один из самых ярких и амбициозных в России. Компания разрабатывает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого совсем скоро. Ознакомиться подробнее можете по ссылке. Скачивайте приложение в раннем доступе в Google Play и AppStore. Спасибо!
Результаты следствия
По прилету были обнаружены явные повреждения.
«Осмотр самолёта показал, что его конструкция получила значительные аэродинамические повреждения: были погнуты оба стабилизатора, повреждены обшивка в задней части крыла и оба зализа крыла, в том числе сорвало обшивку в отдельных местах, деформировались подвесы всех четырёх двигателей, а в задней части лонжеронов крыла даже пошли гофры. Тем не менее было признано, что борт N712PA способен самостоятельно долететь до завода Boeing в Сиэтле (штат Вашингтон) для ремонта», — Википедия со ссылкой на отчет об инциденте.
По данному инциденту провели расследование, в результате которого установили, что один из гироскопов действительно оказался неисправен, но это не столь существенно, так как этих приборов несколько. После корректировки курса влево система выровняла лайнер относительно показателей нерабочего гироскопа, что привело к ошибке в работе автопилота. Об этом сигнализировала специальная лампочка, но, вероятно, ее никто не заметил, поскольку яркость была убавлена до минимума. Вместе с тем автомат тяги не настроили на поддержание числа Маха, что повлияло на мощность двигателей и только усилило набор скорости.
Также следствие озадачила установка стабилизатора на полное пикирование. Предположили, что командир судна мог случайно задеть ручку управления, пока садился в свое кресло.
Виновным признали второго пилота С. Питерса, который в отсутствие КВС должен был следить за приборами.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.
Предлагаем прочитать:
Материал создан при поддержке проекта SFERA