Dornier Do 228 – двухмоторный самолёт для местных авиалиний, разработанный немецкой компанией Dornier GmbH. Самолёт соверши свой первый полёт весной 1981 года и уже на следующий год был принят в эксплуатацию. Выпускался этот самолётик до 1998 года включительно. За все годы производства было выпущено всего 270 экземпляров этого летательного аппарата. Не очень много, учитывая период производства.
Самолёт достаточно простой, может эксплуатироваться с неподготовленных аэродромов. Может взять на борт до 19 пассажиров. Экипаж состоит из двух человек. При необходимости самолёт может управляться лишь одним пилотом. Максимальная скорость полёта – 470 км/ч, скорость крейсерская – 432 км/ч, потолок – 9000 метров, практическая дальность – 1970 км.
Практически с момента появления этот самолёт выпускался и на производственных линиях в Индии. Контракт на выпуск машины был подписан с корпорацией Hindustan Aeronautics ещё в 1983 году. В Индии основным эксплуатантом самолётов Dornier Do 228 стали вооружённые силы.
Что касается производственной линии в Германии, то она была остановлена в 1996 году. А в 2009 стартовала разработка Do 228NG – обновленного варианта самолёта. Производство модернизированной машины было начато в 2016 году. В настоящий момент немецкая авиастроительная компания принадлежит американской оборонной фирме General Atomics.
Как уже было сказано, изначально Dornier Do 228 проектировался исключительно как гражданский самолёт. Но он пришёлся по душе и военным. В настоящий момент данный тип летательного аппарата стоит на вооружении силовых структур полутора десятков государств. Сама Германия не стала исключением. Dornier Do 228 имеется в авиации Военно-морских сил. Согласно данным справочника World Air Forces, в начале 2023 года в составе авиации ВМС ФРГ имелось два самолёта Dornier Do 228NG.
Казалось бы, какой прок от этого самолёта в морской авиации? Вроде бы не патрульный самолёт, искать подводные лодки не может. И не самолёт радиотехнической разведки, поскольку маловат. Но практичные немцы нашли этому типу применение.
Публикация, посвящённая практическому применению этих двух самолётов, вышла на страницах профильного немецкого издания Flug Revue. Заголовок публикации – "Охота на нефтяных грешников с Dornier 228".
В материале немецких экспертов говорится о том, что мониторинг загрязнения акваторий Балтийского и Северного морей ведётся с 1986 года. И в течение многих лет самолёты Dornier Do 228NG практически в ежедневном режиме совершают полёты над водной гладью в поисках новых "незаконных" загрязнений. Можно подумать, что загрязнения бывают законными.
Если во время полёта экипаж самолёта обнаруживает новое загрязнение, например, нефтяное, он сообщает о нём куда следует. При необходимости начинается сбор доказательств. Оба самолёта Dornier Do 228 оснащены специальной аппаратурой – радаром и инфракрасными камерами. С момента начала таких полётов экипажами было обнаружено более 5300 загрязнений морских акваторий. Количество загрязнений с годами снижается.
В дополнение к задачам ежедневного мониторинга ВМС Германии используют свои самолёты Dornier Do 228 в случае аварий на море или в иных случаях, связанными с ущербом на море.
Самолёт Dornier Do 228NG в настоящий момент производится в немецком Оберпфаффенхофене. Около 150 машин данного типа эксплуатируются по всему миру и используются при перевозке грузов, для разведки и специальных операций.