Что представляют собой автомобили-самоделки? Во многих случаях это какой-нибудь необычный кузов, натянутый на платформу серийного автомобиля. Однако встречаются и такие образчики народного творчества, которые не только воображение своим видом поражают, но и имеют вполне жизнеспособные перспективы практического применения. А также демонстрируют весьма неплохие способности движения не только по сухопутным дорогам, но и на поверхности водоёмов. Именно о таком необычном инженерном решении и пойдёт речь в нашем сегодняшнем рассказе.
Вернее, даже о двух решениях, которые создатели нарекли «Ихтиандром» в честь главного персонажа научно-фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия». Авторство не человека, но автомобиля-амфибии принадлежит инженеру, специалисту по угольным комбайнам Игорю Рикману. Своё детище он начал строить в 1971 году вместе с единомышленником Алексеем Ревякиным. На создание рабочего прототипа у конструкторов ушло 8 лет – готовый автомобиль-амфибия вышел на испытания в 1979-м. Что же он собой представлял?
Корпус «Ихтиандра» для повышения герметичности имел бездверную конструкцию и снаружи был обшит алюминием. Для улучшения гидродинамических характеристик обводами днища он походил на катер «Кама». Чтобы повысить плавучесть своего транспорта, Рикман и Ревякин оклеили внутреннюю часть кузова пенопластом, а также разместили этот материал в специально предусмотренных полостях. Корпус амфибии был поделён на три отсека: в переднем размещались главные цилиндры сцепления и тормозной системы с бачками, аккумуляторы и рулевое управление.
Последнее, к слову, авторы проекта одолжили у 968-го «Запорожца», доукомплектовав его парой тяг и маятниковым рычагом. Все выступающие детали корпуса имели уплотнители, чтобы вода не попадала внутрь. А на крышке переднего отсека крепился якорь. Соединённый с помощью троса лебёдкой, он мог использоваться как по прямому назначению, так и для вытаскивания амфибии из воды на сушу. Для лебёдки был предусмотрен и электрический, и ручной приводы. В среднем отсеке конструкторы разместили салон и основные органы управления. Попасть внутрь можно было, сдвинув назад фонарь крыши, а наличие по бокам специальных углублений-подножек призвано было облегчить этот процесс.
В последнем, кормовом отсеке, так называемом «машинном отделении», располагалась силовая установка самодельной амфибии. В движение транспорт приводил ВАЗовский мотор от «Тройки», соединённый переходной пластиной с КПП от 966-й модели «Запорожца». Любопытным образом была устроена система охлаждения. На борту «Ихтиандра» имелось целых три радиатора: два классических воздушных, забиравших воздух через отверстия на задних стойках кузова, и один смонтированный на днище, охлаждаемый при помощи водяных потоков.
Ещё одним нетривиальным решением стала конструкция подвески советского автомобиля-амфибии. Передняя и задняя подвески были независимыми торсионными, их Рикман и Ревякин сконструировали с использованием деталей передней подвески автомобиля ЗАЗ-968. Чтобы обеспечить конструкции герметичность, были применены плотные эластичные прокладки и противодавление масла, которое создавал резервуар, смонтированный выше ватерлинии. А за счёт наличия муфт регулировки дорожного просвета колёса при движении на воде можно было спрятать внутрь арок, при этом прикрыв заднюю пару специальными шторками.
Передвигаться в «лодочном» режиме «Ихтиандру» позволял гидрореактивный одноступенчатый осевой водомет. Он соединялся с передним концом коленвала жигулёвского мотора посредством эластичной муфты. Маневренность на воде достигалась поворотом передних колёс и положением выходного сопла водомёта. А «сдать назад» позволяло наличие гидрореверса. Скорость самодельной амфибии на воде достигала 20 км/ч, а на суше она могла разгоняться до 120 км/ч. При этом «Ихтиандр» был на 100% функциональным транспортом – это доказало его успешное участие в пробеге самодельных авто в 1979 году, а также пройденные за всю его историю 400 000 км по суше и около 1000 км по воде!
В 90-е годы неутомимые советские «Кулибины» предприняли вторую попытку создания ещё более совершенной машины-амфибии. Вторая версия «Ихтиандра» могла похвастаться неплохими внедорожными возможностями благодаря наличию полного привода и блокируемых дифференциалов. Повышать или понижать дорожный просвет позволяла гидравлическая подвеска. Кузов, габаритами превосходивший ГАЗ-2402 (чуть длиннее и шире на 350 мм), имел оболочку из стеклопластика и общую толщину 8 мм. Наличие дверей облегчало посадку и высадку, а крыша с подъёмным механизмом по типу гармошки (как у откидных палаток) позволяла стоять внутри амфибии в полный рост!
«Ихтиандр-2» также мог похвастаться новым 80-сильным мотором от внедорожника «Нива». Поскольку силовой агрегат ВАЗ-21213 предусмотрен для установки на передней оси, систему охлаждения пришлось изменить и усовершенствовать: радиатор перекочевал на корму и был установлен слева от двигателя. А крыльчатку вентилятора установили на валу генератора. В помощь ему достался и дополнительный электровентилятор. Воздухозаборники разместили под боковыми решётками в кузовных панелях, а выброс осуществлялся уже через кормовые решётки.
Своё новое детище Рикман и Ревякин оснастили блоком коробки перемены передач, сцеплением и передним дифференциалом с главной передачей от ЛуАЗа, но в угоду скорости отказались от его колёсных редукторов. Тормозные механизмы собрали из аналогичных компонентов ВАЗ-2121 «Нива» с той разницей, что на задней оси также установили дисковые механизмы – поскольку они сохнут быстрее барабанных. Стояночный тормоз также сделали гидравлическим. Вторая версия «Ихтиандра» пробежала по суше всего 112 000 км и прошла по воде около пары сотен км, после чего в 2013 году была выставлена на продажу в шоу-руме одного из столичных автосалонов всего за 430 тысяч рублей. По разным данным новым домом автомобиля-амфибии стала Германия. Что скажете, хотели бы поуправлять такой необычной машиной? И не продешевили ли её создатели с ценой?
#вездеход #амфибия #автомобильамфибия #самоделка #сделайсам #Ихтиандр #российскийавтопром #советскийавтопром #автоистория #автомобильнаяистория #автомобильная_история_от_Maxxis